Главная Публикации «Личность-слово-социум» – 2007 ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СЛОВО: ИСТОРИЯ, СОВРЕМЕННОСТЬ СОВРЕМЕННАЯ АМЕРИКА В ПЬЕСЕ Д. МЭМЕТА «ГЛЕНГЭРРИ ГЛЕН РОСС»

Вайтешина Е. С.
Минский государственный лингвистический университет (г Минск)

СОВРЕМЕННАЯ АМЕРИКА В ПЬЕСЕ Д. МЭМЕТА «ГЛЕНГЭРРИ ГЛЕН РОСС»

Премьера самой знаменитой пьесы Гленгэрри Глен Росс, за которую в 1984 г Мэмету присудили Пулитцеровскую премию, состоялась в 1983 г в Англии, затем в Чикаго, и только в 1984 г. пьеса вышла на Бродвей. Помимо Пулитцеровской премии, ей была также присуждена премия Гильдии нью-йоркских театральных критиков.

Пьеса включает самый большой состав исполнителей, который когда-либо появлялся в работах драматурга, - семь действующих лиц. Название пьесы не имеет ничего общего с Северо-шотландским нагорьем, оно обращает наши взоры к заболоченным землям во Флориде, которые настойчивые торговцы недвижимостью пытаются навязать доверчивым покупателям.

Гленгэрри Глен Росс (1983), история о четырех чикагских торговцах-Ливине, Роме, Моссе, Ааронове - и их начальнике, Уильямсоне, которые работают вместе, продавая никому не нужную недвижимость (необработанную, ничего не стоящую землю во Флориде) по бешеным ценам. Действие пьесы разворачивается в конце месяца, когда «невидимые» владельцы компании, Митч и Мюррей, объявляют о состязании: торговец, который распродаст товар на крупную сумму, выиграет Кадиллак Эльдорадо, а двое самых худших будут уволены. Доска, на которой пишут мелом, используется для того, чтобы вести подсчет объема продаж каждого работника. Рома находится на верхней строчке списка, а вот трое остальных - в панике.

Мэмет умело вплетает в сюжетную линию разоблачения и откровения героев. Их хитрости и уловки определяют степень опасности ситуации. Уильямсон -мелкий офисный тиран, у которого отсутствует какой-либо опыт работы в торговле недвижимостью. Он человек скрытный и необщительный; пикантность его языку добавляет использование непристойностей [2, с. 104]. Рома - предприимчивый и представительный сотрудник, который продает свою дружбу вместе с недвижимостью, что в равной степени ничего не стоит, но его вербальная «ария» окрашена непристойностями, характерными для человека, одаренного богатым воображением. Мосс, Ааронов и Ливин - старше по возрасту; они изнурены и доведены до отчаяния. Они даже разговаривают одинаково, на жаргоне, часто используя вопросы и паузы в своей речи, которая перенасыщена непристойной бранью. Мосс задумывает ограбление офиса для того, чтобы заполучить важную информацию для клиентов. Он заручается поддержкой Ааронова, но ограбление на самом деле уже совершено и непреднамеренно раскрыто (Уильямсу и нам) неудачником Ливином. Финал пьесы весьма ироничен: Рома убеждает Ливина работать с ним в одной команде именно незадолго до того момента, когда последнего задерживает полиция. Но предложение о партнерстве довольно фальшиво, оно основывается на принципе: «Моё - это моё, а твое - это наше».
Гленгэрри Глен Росс - это жесткая критика делового мира Америки. Единственными героями в пьесе, которые не были замешаны в попытках воровства, обмана и мошенничества по отношению друг к другу, являются Ааронов и Линк - оба очень мягкие по характеру люди, у которых, а это подразумевается, не очень много шансов на успех. Офис торговцев служит миниатюрным изображением капиталистического мира: самый лучший получит Кадиллак, а самый худший будет уволен. Каждый человек должен не только работать на свое благосостояние, но также надеяться на провал своего коллеги, порой провоцируя его.

Лучший в списке на данный момент - Рома. Успех вознаграждается дальнейшей возможностью успеха, в то время как провал наказывается гарантией дальнейшего провала. Данная система очень бесчеловечна и жестока. Ливин хватается за любую возможность, которая дала бы ему шанс оказаться среди лучших, но получается еще хуже. Его борьба за выживание ведет к завершению его профессиональной карьеры.

И хотя торговцы в пьесе не являются правонарушителями, но попытка заставить людей купить землю по завышенной цене может быть глубоко безнравственной, но зато абсолютно легальной - все они со складом ума мошенников, злоупотребляющих доверием. И так как капиталистическая система требует того, чтобы они состязались друг против друга, они стремятся всегда держать ситуацию под контролем, чтобы быть готовыми к любым поворотам судьбы.
Как всегда, особенно привлекательным в этой пьесе является диалог, т. к. он очень приближен к реальной ситуации. Герои перебивают друг друга, оставляют свои мысли недосказанными, выдвигают непонятые идеи и обрывают незаконченные предложения друг друга. В своей пьесе Мэмет показывает темные пятна мелкого бизнеса, мелочную зависть, неискренность отношений между коллегами, незамаскированный шовинизм, отсутствие какой-либо мужественности. Более того, единственной мерой твоей значимости является запись в бухгалтерской книге, которая говорит о продаже чего-то. Торговля -это тяжелый способ заработать на жизнь, а цена непомерно высока. Автор делает попытку высмеять всю грязь человеческого рода.

Коммивояжеры в Гленгэрри Глен Росс осознали тот факт, что их используют, однако так и не сумели найти какую-нибудь альтернативу. Каждый из них обрек себя на необходимость выживания в данной системе. В самом их общении присутствует дух враждебности. Они не могут обойти законы бизнеса, у них просто нет контроля над изменяющимися правилами.
В пьесе Гленгэрри Глен Росс агрессивное, неэтичное поведение героев -единственный способ, который помогает им выжить в сложившейся ситуации. Торговцы подчиняются системе, над которой они не имеют никакого реального контроля. От начала и до конца пьесы ни одна коммерческая сделка не была успешно заключена. Всегда находится какое-то препятствие извне: жена Лин-гка, Митч и Мюррей, Брюс и Генриетта Найборг. «Засоренный» язык торговцев - это их попытка ясно сформулировать своё замешательство, чувство неудовлетворенности из-за невозможности каким-либо образом повлиять на ситуацию и бездействие. Рома говорит Уильямсону: «Любой в этом офисе изворачивается, как только может» [2, с. 96]. Хотя они не преуспевают как торговцы, герои учатся выживать, несмотря на систему. Они не устанавливают никаких личных отношений друг с другом. Соревнование в пределах коммерческого офиса прекращает любую дружбу и заставляет забыть о преданности. Любой акт самоотверженности может только ослабить чьё-либо положение в состязании. Для того чтобы выжить, нужно первоначально выполнить все то, что касается бизнеса, а все остальное отодвинуть на второй план.

Пьеса Гленгэрри Глен Росс является и комедией, и трагедией в одно и то же время; она такая же комичная, как и серьезная. Это пьеса о людях, которые готовы пойти на все ради того, чтобы сохранить работу. C самого начала пьесы не вызывает сомнений тот факт, что Шелли Ливин, безупречный пример работящего рядового человека, изо всех сил старающегося свести концы с концами, является главным героем черной комедии. У него бесперспективная работа, но ему удавалось сводить концы с концами до того момента, пока не заболела его дочь. Теперь ему нужно больше денег, чтобы оплатить ее счета в больнице. А это по некоторым причинам практически невозможно: тяжелые времена, возраст, усталость от своей профессии, а также из-за отсутствия сбыта продаваемой земли. Разговор с боссом в начале пьесы описывает доведенного до отчаяния Ливина, который пытается получить последний шанс на успех. Тотчас же становится очевидно, что главный герой уже не знает, кто он такой; он по-прежнему верит в то, что он хороший торговец, и находится под действием этой иллюзии на протяжении всей пьесы. Возможно, когда-то Ливин и был успешным торговцем, и, несмотря на то, что он рассказывает о своем прошлом, к концу пьесы становится непонятно, говорил ли он когда-нибудь правду. Его действия указывают на противоположное. Ливин отказывается оценить своё положение, не отдавая себе отчет в том, что его ситуация безнадежна и в конечном счете, заканчивается полной потерей контроля, а это типично для главных героев черной комедии. Он - жертва и человек, вызывающий презрение, но при этом остается героем, который вызывает сочувствие. Можно отметить, что характер Ливина содержит элементы личности, присущие главному герою черной комедии: беспечность, бестактность и недовольство, он и не хороший, и не плохой.

С каждой страницей пьесы тревога Ливина все нарастает. Несмотря на то, что его отчаяние, ведущее к безрассудству, трагично, его поведение, напротив, комично. Он перескакивает от одной мысли к другой так быстро, что это не может не вызвать усмешку. Вдруг Ливин понимает, что необходимо сменить тактику (предыдущий подход не срабатывает в ситуации с боссом), поэтому он немедленно продолжает беседу вежливым тоном, что сразу же придает пьесе комичность (ключевой аспект черной комедии - противоречие) [2, с. 26]. Ливин то набрасывается на босса, то умоляет его. Он заходит так далеко, что собирается подкупить его, однако ничего не удается. Его по-детски простое поведение вызывает сочувствие. То, чего он хочет и что ему нужно, недосягаемо. Он - просто пешка в большой корпорации, которая теряет свою ценность, когда не приносит выгоду. Главный герой никак не хочет мириться с действительностью. Дж. Стиан утверждает, что внутренние страдания главного героя вызывают наше сострадание; его боль в конечном счете становится нашей болью [4, с. 143].

Самый лучший торговец на данный момент - Рома - показывает искусный подход к работе, «загоняя в угол» Лингка, ничего не подозревающего потенциального покупателя в ресторане. Приводят в восхищение продуманные действия Ромы. Рома является великолепной противоположностью Ливина, что в свою очередь помогает Мэмету подчеркнуть комичные черты главного героя. Он представляет собой того, как заявляет Ливин, кем он однажды был и кем будет снова: преуспевающим, уверенным в себе харизматичным человеком. Рома даже пытается его успокоить, уверяя, что всему, связанному с продажами, его обучил Ливин.

Во втором действии пьесы торговцы возвращаются в офис. Пьеса построена таким образом, что у зрителя есть возможность наблюдать за героями в двух разных местах: ресторане и офисе. Оказывается, кто-то совершил ограбление офиса, и полицейский допрашивает каждого служащего по отдельности. Среди всей этой неразберихи появляется Ливин, уверенный в том, что совершил удачную сделку. Он заявляет о том, что ничего не знал об ограблении, и рассказывает Роме фантастическую историю. Ситуация комична; драматург добивается этого, используя в речи героев нелогичные заключения, оскорбления, а также остроумные подшучивания. В ссоре с Моссом Рома блестяще ставит своего собеседника на место. Но снова Уильямсон не дает Ливину никакой возможности почувствовать себя победителем, что приводит последнего в гнев; он незамедлительно отвечает на обиду. Ливин становится униженным героем, ничего не значащим для окружающих. Он больше не может отличить хорошее от плохого, так как верит, что криминальный подход к данной ситуации (совершение преступления) -это возможный выход из его проблем. В конце концов, он оказался загнанным в ловушку миром, из которого его исключили. Заметив одного из своих клиентов входящим в офис, Рома вовлекает Ливина в свою игру, пытаясь сохранить сделку, которая была недавно совершена. Однако Уильямсон бессознательно разрывает ее, за что Рома отчитывает своего босса, используя остроумие и сарказм. Ливин соглашается с компаньоном и продолжает, пока не «спотыкается», а Уильямсон ловит его на лжи, которая в свою очередь влечет за собой разоблачение: он -офисный вор. Ливин вскоре сознается и пытается убедить своего босса молчать. Однако Уильямсон отказывается и сдает его полиции.
Поведение главного героя в черной комедии всегда высоконравственно и одновременно не соответствует никаким нормам [3, с. 34]. Это можно видеть на примере Ливина: он совершает ограбление своего офиса в попытке заработать деньги, чтобы спасти жизнь своей дочери. Согласно Дж. Стиану, главный герой черной комедии - человек, обладающий двойственным характером [4, с. 270]. Ливин - преступник и заботливый отец. У антигероя нет никаких гарантий, и это справедливо в случае с Ливином. Герой черной комедии испытывает желание очистить свою совесть, что Шелли Ливин и делает.

Цель любого автора черной комедии - вызвать у зрителя сочувствие к главному герою, которое мы испытываем к герою любой трагедии, но т. к. между трагичностью и комичностью всегда только один шаг [1, с. 163], затруднительное положение главного героя является порой абсурдным и смешным, даже если оно на самом деле довольно печально. Юмор присутствует в пьесе в момент безысходности, когда Ливин признается в краже; это достигается благодаря показному отчаянию. Его стремление не отступать от своей мечты ни на шаг в любой ситуации кажется смешным.
Кроме того, противопоставление реальной ситуации с точки зрения Ливина и реальной ситуации на самом деле вызывает недоверчивый смех, особенно когда Ливин остается верен своей иллюзии: он все ещё пытается убедить босса поделить доход от своих продаж вместо того, чтобы признаться в совершении преступления.

Ливин переключается c одной тактики на другую в надежде убедить Уиль-ямсона спасти его. Однако это никогда не произойдет. В кульминационный момент Ливин спрашивает Уильямса, почему он собирается сдать его полиции, на что последний отвечает: «Потому что ты мне не нравишься». Этот ответ связан частично с оскорблением, которое Ливин нанес своему боссу совсем недавно, но также и из-за того, что с самого начала он олицетворял саму неудачу, а Уильямсон, будучи бизнесменом, опасался и ненавидел неудачу. Иллюзия Ливина в том, что он преуспевающий торговец и заботливый отец, спасающий свою дочь, никогда не рассеется, даже в случае его поражения, когда ему придется отвечать за содеянное. Ливин полностью подходит под определение героя черной комедии «простофиля, обманутый всем миром, а в большей степени - самим собой» [1, c. 165].

Пьеса Гленгэрри Глен Росс по своему жанру колеблется между комедией и трагедией с самого начала и до конца. Мэмет стремился удивить и ввести зрителя в заблуждение, пытаясь заставить людей оценить свою ситуацию на рабочем месте. Ему действительно интересно, насколько бы далеко зашел зритель, будь он в ситуации, когда помощи ожидать не откуда. Поступил бы он так, как поступил Ливин, если бы его семья оказалась в опасности?

Юмор Мэмета остроумен, в некотором роде абсурден, непредсказуем. Драматург даже использует непристойную брань для того, чтобы вызвать смех. Частое использование вульгарного языка в данной пьесе позволяет Мэмету держать публику в напряжении, подвергая испытанию ее человеческих качеств. Пьеса Д. Мэмета Гленгэрри Глен Росс дает описание сражения за выживание, борьбы за существование по Дарвину.

Литература

  1. Guthke, K. S. Modern Tragicomedy: An Investigation into the Nature of the Genre K. S. Guthke. - New York: Random House, 1966. - pp. 163- 165
  2. Mamet, D. Glengarry Glen Ross D. Mamet. - Grove Press, New York, 1994.
  3. Orr, J. Tragicomedy and Contemporary Culture J. Orr. - Ann Arbor: The University of Michigan Press, 1991. - p. 34
  4. Styan, J. The Dark Comedy J. Styan. - 2nd ed. - New York: Cambridge University Press, 1968.
 

Внимание!

Внимание! Все материалы, размещенные на сайте, выпущены в печатной форме и защищены законодательством об авторском праве Республики Беларусь. Полнотекстовое использование (перепечатка) материалов сайта допускается только с согласия издателя (ЧУП "Паркус плюс"), цитирование в научных целях допускается без согласия, но при обязательном указании автора статьи и источника цитирования.


Проверить аттестат

На правах рекламы

Купить недорого коронки для алмазного бурения.