Минеева А. А.
Белорусский государственный университет (г.Минск)

 

СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ: ПРОБЛЕМА ТИПОЛОГИИ

Вплетенное в контекст повседневной практики, социальное взаимодействие, пересекаясь с близкими ему понятиями общения, коммуникации, фиксируя важный аспект человеческих отношений, оказывается особой данностью человеческого со-бытия как «социального соявления», «выставляющего напоказ общее соявление сущих» [2, с. 114]. И, на первый взгляд, исследование категории социального взаимодействия не должно было бы вызвать никаких трудностей. Однако детальное изучение данного понятия показывает, что тема социального взаимодействия не имеет канонического завершения, и позволяет разграничить социологическую и философскую дефиниции, обозначить типы социального взаимодействия с учетом современных социокультурных условий, а тем самым вскрыть новые аспекты исследуемой категории.Философский дискурс, вскрывающий онтологическое измерение социального взаимодействия, связан с определением его как особого типа социального бытия, в результате которого между взаимодействующими сторонами способна возникнуть подлинная общность. Здесь появляется возможность интерпретировать социальное взаимодействие при помощи социально-критической, аналитической, экзистенциально-феноменологической и герменевтической стратегий, позволяющих наиболее полно отразить многогранность социального взаимодействия, способного предстать в нескольких «ипостасях» одновременно: экзистенциальной, деятельностной, игровой, феноменологической, герменевтической, диалектической и др.

Одним из наиболее распространенных типов социального взаимодействия, фиксируемого в научной литературе, является субъект-объектный тип, во многом производный от гносеологической оппозиции субъекта и объекта, когда «объект выступает как некое пассивное начало, подлежащее познанию, а субъект - как некое активное начало, познающее объект» [1, с. 52]. Объект взаимодействия не оказывается, конечно, только пассивной стороной, он активен, реагирует определенным образом на осуществляемое воздействие (феномен обратной связи), но в то же время не является ведущей стороной процесса взаимодействия, поскольку действие исходит не от него. Здесь, скорее, акцентируется целевая компонента социального взаимодействия.

Субъект-субъектный тип социального взаимодействия акцентирует ценностную составляющую социального взаимодействия. В этом русле развиваются теория коммуникативного действия Ю. Хабермаса, философия диалога Э. Левинаса, конкретная онтология Г. Марселя, экзистенциальная коммуникация К. Ясперса, герменевтические проекты Х. -Г. Гадамера и П. Рикера. В качестве подвида социального взаимодействия может быть выделен интерсубъективный тип, который может быть связан как со спецификой коммуникативного действия как «действия, ориентированного на взаимопонимание», предполагающего наряду с телеологическим аспектом реализации определенного плана «коммуникативный аспект совместного истолкования ситуации и вообще аспект достижения консенсуса» [4, с. 199], так и с «открытостью навстречу другому», предстающую в образе милосердия [3, с. 184]. Субъект-субъектный тип социального взаимодействия охватывает как уровень межличностной интеракции в ее подлинности, так и позволяет уже в контексте герменевтических концепций, направленных на выяснение социальной сущности процессов понимания, акцентировать социальное действие и социальное взаимодействие субъектов в контексте полилога различных традиций.

Представленная здесь типология социального взаимодействия, связанная изначально с исследованием базового понятия социального взаимодействия, является скорее идеализированной моделью и предполагает строгую верификацию современными социокультурными процессами. И репрезентируя теоретический ракурс исследования, данная типология оставляет открытым вопрос о том, насколько существенно современные глобализационные процессы, становление информационного общества, развитие виртуальных коммуникаций трансформируют социальное взаимодействие.

Литература

  1. Коган, В. З. Информационное взаимодействие (опыт анализа субъектно-объектны/х отношений) / В. З. Коган. - Томск: Издательство Томского университета, 1980. - 195 с.
  2. Нанси, Ж. -Л. Бытие единичное множественное / Ж. -Л. Нанси. - Минск: Логвинов, 2004. - 272 с.
  3. П. Рикер - Г. Марсель. Беседы! / Г. Марсель // Трагическая мудрость философии. Избранные работы/. - М.: Издательство гуманитарной литературы, 1995. - С. 146-187.
  4. Хабермас, Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие / Ю. Ха-бермас. - М: Наука, 2000. - 379 с.
 

Внимание!

Внимание! Все материалы, размещенные на сайте, выпущены в печатной форме и защищены законодательством об авторском праве Республики Беларусь. Полнотекстовое использование (перепечатка) материалов сайта допускается только с согласия издателя (ЧУП "Паркус плюс"), цитирование в научных целях допускается без согласия, но при обязательном указании автора статьи и источника цитирования.


Проверить аттестат

На правах рекламы