Главная Публикации «Личность-слово-социум» – 2007 Социокультурный дискурс средств массовой К ВОПРОСУ О ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЯХ КОМПЛЕКСНОГО АУДИОВИЗУАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ НАУЧНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ФИЛЬМОВ

Черчес Т. Е.
Белорусский государственный университет культуры и искусств (г Минск)

 

К ВОПРОСУ О ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЯХ КОМПЛЕКСНОГО АУДИОВИЗУАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ НАУЧНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ФИЛЬМОВ

В настоящее время чрезвычайно актуальным является исследование восприятия сообщений, опосредованных средствами массовой коммуникации, Многие из них существуют преимущественно в аудиовизуальной форме, при которой видеоряд совмещен в различных сочетаниях со связной устной речью. Поэтому столь важно определить степень и адекватность усвоения данного материала. Экспериментальная часть нашего исследования проводилась на материале научно-познавательных фильмов, что позволяет использовать результаты, прежде всего, в практике учебного процесса. Необходимо отметить, что данный вид аудиовизуальной продукции характеризуется тем, что роль связной устной речи чрезвычайно велика для понимания целостного аудиовизуального сообщения, поскольку насыщена информацией, несет большую смысловую нагрузку и определяет продуктивность восприятия всего сообщения.

В процессе аудиовизуального восприятия формируется образ комплексного предметного представления, которые определяются как спецификой восприятия видеоряда, так и особенностями восприятия устной речи. Восприятие видеоряда такие исследователи, как Дж. Гибсон, Г. Цеттль, М. Мак-Лухан, определяют как особый вид визуального восприятия. Восприятие видеоряда является отражением в образах динамики объектов, процессов и явлений и считается особым специфическим видом восприятия, что выражается в его существенных отличиях от других видов визуального восприятия. Данные отличия определяются, прежде всего, степенью активности в этом процессе сознания человека, воспринимающего изображения видеоряда.

Активность сознания в процессе восприятия определяет наибольшую полноту и адекватность созданного образа. При восприятии фильма визуальные образы подаются уже в готовом виде, что сокращает на одну фазу путь информации в сознание человека. Необходимо отметить, что данное упрощение обладает характерной особенностью, во многом определяющее сам процесс восприятия любого вида экранного искусства. Перед началом съемки авторы производят собственное отражение действительности, создают образ в своем сознании и находят в окружающем их мире соответствие их представлениям, фиксируя затем разворачивающееся перед объективом действие, используя при этом разнообразные возможности монтажа. Следовательно, событие или объект, отраженные на любом носителе посредством любых технологий, представляет собой монтажное воспроизведения действительности, авторский образ его отображения с выделением значимых именно для авторов элементов[2]. Пассивно воспринятый готовый визуальный образ может быть чужероден сознанию реципиента и препятствовать целостному осмыслению сюжета.

Восприятие видеоряда определяется как самой сущностью видеоряда, так и структурными особенностями построения видеоряда, который представляет собой разрозненные картинки, несущие по отдельности ограниченный объем информации. Вследствие чего при восприятии видеоряда активность сознания направлена не на формирование самостоятельного образа, а на достраивание, психологическое завершение воспринятого образа. Следовательно, в процессе восприятия видеоряда зритель лишь воспринимает визуальные образы с разной степенью адекватности исходному материалу. Видеоряд если не полностью подавляет собственные представления, то в любом случае максимально сокращают их поток, поскольку их, во-1-ых, заменяют яркие образы-восприятия, содержащиеся в видеоряде, а, во-2-ых, формирование представлений чрезвычайно затруднено высокой скоростью предъявления видеоизображения[2]. Понимание и речи, и видеоизображения заключается в адекватном раскрытии их смыслового содержания. В экспериментальном исследовании, проведенном Ю. Н. Мостепановой, определено, что при быстром одновременном восприятии материала (на слух и зрительно) отсутствует глубокое усвоение получаемой информации, поскольку постоянно происходит переход от первоочередной переработки визуальных элементов сообщения к словесным и на-оборот[3]. При восприятии связной устной речи при любой форме ее предъявления формируются образы представления. Следовательно, при восприятии научно-познавательного фильма в сознании человека существуют два вида образов: образы восприятия видеоряда, полученные в уже готовом, созданном авторами фильма, виде и образы представления, сформированные самим человеком при восприятии речи (дикторского текста). Однако, как известно, образы восприятия являются более устойчивыми и яркими, чем образы представления. Следовательно, более яркие и устойчивые, насыщенные конкретно-наглядным содержанием образы, воспринятые в видеоряде, оказываются в процессе восприятия научно-познавательного фильма доминирующими, препятствуя адекватному восприятию материала, заложенного в словесном ряду.

<Таким образом, существуют основания утверждать, что, так как доминирующим в научно-познавательном фильме является видеоряд, в который заложена информация, обладающая преимущественно конкретным наглядным содержанием, а словесный ряд, направленный на выявление и установление причинно-следственных связей между объектами и явлениями, усваивается недостаточно полно и адекватно, то и комплексные аудиовизуальные представления, которые являются результатом восприятия всего научно-познавательного фильма, обладают низкой степенью осознанности и неадекватностью исходному материалу.

Характер изучаемой проблемы, ее специфика вызвали необходимость проведения соответствующего лабораторного эксперимента с последующей качественно-количественной обработкой, сравнительным содержательным анализом и развёрнутым качественным интерпретационным анализом. В исследовании принимали участие 318 испытуемых студентов и учащихся г Минска и Минской области в возрасте 15-23 лет, обучающихся в учебных заведениях различного типа (общеобразовательная школа, гимназия, колледж, ПТУ) и профиля (математический, юридический, экономический, естественнонаучный). Критерием точности и правильности восприятия является воспроизведение аудиовизуального сообщения в устной или письменной форме. В течение экспериментальной ситуации испытуемым были предъявлены фрагменты стимульного материала в аудиовизуальной форме. После восприятия каждого из фрагментов воспринятого материала испытуемые воспроизводили его в письменной форме. Основной эксперимент состоял из двух этапов: 1. этап восприятия и непосредственного воспроизведения; 2. этап отсроченного воспроизведения, в ходе которого были выявлены особенности динамики развития аудиовизуальных представлений, а также произведена дополнительная проверка уровня усвоения испытуемыми воспринятого материала.

Важнейшим критерием при определении продуктивности аудиовизуального восприятия является количество усвоенных реципиентом содержательных единиц. Содержательной единицей видеоряда традиционно считается кадр[2], а содержательной единицей устной речи - фраза[1] Для решения задачи определения степени усвоения содержания воспринятого аудиовизуального сообщения нами был разработан и введен коэффициент результативности восприятия. Он представлен в виде формулы Qrv= Esv " Esi, где Qrv-коэффициент результативности восприятия, Esv - количество воспроизведенных содержательных единиц, а Esi- количество исходных содержательных единиц. Возможное число 35 d" Esi, Esv d" 60, поскольку в стимульных фрагментах содержалось от 35 до 60 содержательных единиц словесного ряда и видеоряда. Таким образом, величина коэффициента результативности восприятия непосредственно зависит от количества воспроизведенных содержательных единиц, 0,01 d" Qrv d" 1.

Проведенные исследования показали, что коэффициент результативности аудиовизуального восприятия лежит в интервале 0,13-0,43. Эти данные позволяют сделать вывод о незначительном объеме и низкой устойчивости воспринятой аудиовизуальной информации. Анализируя результаты воспроизведения испытуемыми аудиовизуальной информации, мы выявили следующие особенности. Информационное содержание видеоряда не является значимым при формировании комплексного представления о содержании воспринятого сообщения, поскольку содержательные единицы видеоряда при воспроизведении отсутствуют вообще, или воспроизводятся в минимальных количествах (8-10%).

Представления, сформированные на основе восприятия аудиовизуального фрагмента, имеют в своей основе фокусирование на пространственных характеристиках объектов и ситуаций, поскольку воспроизведены были лишь те слова и выражения (в первую очередь, имеющие глагольную форму), которые отражали пространственное движение, соответствующее действиям на экране. При этом практически игнорируется движение во времени, временные изменения, также заложенные в словесном ряду, что влечет за собой неадекватное восприятие значимых элементов содержания сообщения. Причинно-следственные связи и динамика событий, заложенные преимущественно в словесном ряду, прослеживаются незначительно, поэтому логическая последовательность и смысловая завершенность в целостном речевом высказывании фиксируется лишь у 8% испытуемых. В большинстве случаев неоправданно нарушается последовательность сюжетного построения, что также свидетельствует об отсутствии целостности восприятия содержания материала.
Восприятие содержания аудиовизуальной информации определяется акцентированием на наглядно-изобразительной детализации, выделение второстепенных деталей при игнорировании существенных, значимых деталей. Саму форму воспроизведения воспринятого аудиовизуального материала можно рассматривать как пересказ-воспоминания наиболее ярких образов, при котором выпадали значимые для формирования целостного представления элементы. Для данного вида восприятия характерно отсутствие обобщений, выводов и выделение смыслового центра сообщения. Дифференциация воспринятого материала по степени значимости при этом определяется у 16% испытуемых. При воспроизведении содержания воспринятой аудиовизуальной информации большинства испытуемых вносили дополнительные содержательные единицы, не входящие в стимульный материал. Данные дополнения являются преимущественно эмоционально-оценочными комментариями, которые часто неадекватны исходному материалу, что позволяет определить уровень усвоения и осмысления полученной информации как достаточно низкий. Лишь незначительную часть дополнений составляют элементы информации по теме научно-познавательного фильма, взятые из других источников (телевидение, Интернет, книги, школьные уроки).

В исследованиях было выявлено, что при воспроизведении содержания аудиовизуального стимульного материала словарный состав изложений значительно отличался от дикторского текста. Прежде всего, это касается замены незнакомых научных терминов и понятий другими словами или словосочетаниями. Такая замена исходных слов другими часто существенно изменяет смысловое содержание воспринятого материала, поскольку опорой для предположений о значении незнакомых терминов являлась информация видеоряда, в котором невозможно из-за ограниченностей возможностей показа отобразить точное значение большинства научных терминов и понятий.

Необходимо также отметить, что при воспроизведении материала, воспринятого в аудиовизуальной форме, фиксируется значительная лексическая избыточность, для которой характерно использование большого количество слов и словосочетаний, уточняющих одну и ту же мысль. Данный факт свидетельствует о недостаточно полном осмыслении и усвоении материала аудио-видеофрагмента.

Результаты отсроченного воспроизведения свидетельствуют о том, что восприятие содержания устноречевого сообщения, совмещенного с видеорядом, характеризуется быстрой утратой в памяти, поскольку было воспроизведено не более 15 % от общего объема содержательных единиц, содержащихся в словесном ряду исходного фрагмента. Количественно-качественные характеристики воспроизведения свидетельствуют, что представления о содержании научно-познавательного фильма претерпевают с течение времени существенные деформации, выражающиеся в потере значимых элементов содержания и заменой их второстепенными, но эмоционально насыщенными деталями, отсутствием сюжетной линии и большим количеством искажений содержания.

Анализ письменных протоколов испытуемых позволил определить наличие определенных стратегий воспроизведения. Основанием для их выявления были следующие критерии: логическая последовательности изложения сюжетной линии, нарушение сюжетной линии, искажение содержания, дополнения содержания, выделение степени важность определенной информации в последовательности изложения, наличие временного пространства и динамики событий в изложении, смысловая завершенность фраз. Можно предположить, что данные особенности воспроизведения соответствуют определенным стратегиям восприятия аудиовизуальной информации.

Условно эти стратегии можно определить как связная (последовательная) и фрагментарная (мозаичная). Для первой характерно постепенное последовательное наращивание отдельных элементов информации, при котором каждый новый образ непосредственно связан с предыдущим, как бы вытекает из него. При воспроизведении отдельных эпизодов непосредственно устанавливается их последовательная, пространственная, реже временную, взаимосвязь, сюжетная линия прослеживается довольно четко. Фразы в изложении обладают высоким уровнем смысловой завершенности и существуют в форме сложноподчиненных предложений, что позволяет четко определить причинно-следственнные связи в целостном сообщении.

Изложение информации, свойственное фрагментарно-мозаичной стратегии восприятия, представляет собой воспроизведение отдельных элементов информации, не имеющее четко определенной структуры и логической последовательности, вследствие нарушений сюжетной линии и значительного количества искажений содержания. Частично фиксируются пространственные связи между объектами и явлениями, при полном отсутствии временной динамики событий. Фразы в изложении имеют частичную смысловую завершенность и незначительную информационную наполненность.

Как уже отмечалось выше, для восприятия аудиовизуального материала свойственно упущение многих значимых элементов сообщения, вследствие чего возникает некоторый «информационный вакуум», т. е. утерянными оказывались целые звенья логической цепи событий. Достижение целостности воспринимаемого сообщения в такой ситуации требует восполнения упущенных данных. Испытуемые решали эту проблему гипотетическим путём, «творчески», опираясь в этом процессе на различные элементы апперцептивного комплекса (В. А. Барабанщиков): знания, опыт и собственное воображение. В результате анализа экспериментальных данных удалось выявить индивидуальные различия в способах достижения целостности восприятия содержания сообщения. Условно эти способы можно разделить на две группы: интерпретирующий и эмоционально-оценочный.

Особенностью интерпретирующего восприятия является интерпретация воспринятой информации на основе предварительных знаний, учебного и личного опыта, вследствие чего в изложение зачастую привносится то, что непосредственно в воспринятых фрагментах не содержалось. Для интерпретирующего восприятия характерно последовательное и логичное изложение видеосюжет, как сразу же после просмотра, так и через две недели после него. Однако здесь фиксируются очень существенные искажения сюжетной линии. Взаимосвязывание отдельных эпизодов и последовательность их размещения не направляется последовательностью сюжетной линии сообщения, поскольку реципиент исходит из собственных логических рассуждений, руководствуется предварительно полученными знаниями и опытом. Необходимо отметить, что даже весьма ограниченный объем предварительных знаний по теме сообщения преобладал в воспроизведении над информацией, полученной в процессе просмотра фильма.

Эмоционально-оценочный способ воссоздания целостности восприятия характеризуется достраиванием целостного образа сообщения с помощью представлений, основанных на эмоциональном аспекте восприятия исходного материала. Однако в результате искажались не только последовательность и логика изложения сюжета, но иногда даже содержание материала. Для эмоционального способа восприятия свойственна значительная степень игнорирования содержания исходного материала, что выражается в непосредственном следовании за своими чувствами и эмоциями, при неприятии во внимание причинно-следственных связей и логики последовательности развития содержания сюжета. Исходя из экспериментальных данных, можно сделать вывод о том, что при аудиовизуальном восприятии существует тенденция к доминированию эмоционально-оценочного аспекта, что приводит к фрагментарному воспроизведению отдельных элементов информации и отсутствию сформированного целостного образа сообщения. Сравнительный анализ воспроизведения различных стимульных фрагментов показывает, что особенности организации соотношения содержательных единиц зрительного и словесного ряда в стимульному фрагменте не оказывает существенного влияния на воспроизведение воспринятого содержания.

Интерес к воспринимаемой информации, определенный по результатам анкетирования, не является значимым для уровня усвоения воспринятого материала. Поскольку в 76% случаев отсутствует прямая корреляция между положительным ответом на вопрос об интересе к воспринятой информации и успешностью усвоения этой информации. Результаты исследования свидетельствуют о том, что при аудиовизуальном восприятии, возникает неполное, а иногда и искаженное, понимание информации, заложенной в словесном ряду. Яркость и конкретность образов видеоряда препятствуют логическому осмыслению информации, ее анализу, установлению причинно-следственных и пространственно-временных связей между элементами информации, а в результате фиксируется низкий уровень усвоения всего материала. Количества и качественного наполнения усвоенной информации явно недостаточно для формирования полноценного образа-представления, адекватного исходному материалу. Теоретический анализ подходов к рассмотрению сущности феномена восприятия вообще и восприятия связной устной речи и видеоряда в частности, а также результаты лабораторного эксперимента позволяют сделать следующие выводы: При аудиовизуальной форме предъявления содержания образы восприятия, которые возникают при воздействии видеоматериала, имеют тенденцию подавлять образы представлений, которые возникают при восприятии содержания связной устной речи.

Восприятие содержания связной устной речи при ее совмещении с видеорядом в научно-познавательных фильмах происходит с нарушением целостности и полноты усвоения его содержания, потерей его логики, точности и быстрой утратой в памяти, что снижает продуктивность восприятия аудиовизуального сообщения, так как нарушается целостность, полнота, связность и содержательность восприятия всей полученной аудиовизуальной информации; Ограниченность восприятия содержания связной устной речи при ее совмещении с видеорядом приводит к усилению роли апперцепции, часто существенно отличной от исходного содержания, что препятствует формированию целостного образа адекватного исходному материалу. Статистически значимых различий между восприятием содержания аудиовизуального сообщения в различных группах испытуемых, различающихся типом учебного заведения, профилем обучения, территорией проживания, не выявлено, что позволяет сделать вывод о том, что выявленные нами особенности обусловлены объективными закономерностями аудиовизуального восприятия.

Литература

  1. Ерчак, Н. Т. Психология профессиональной речи учителя: учеб.-метод. пособие / Н. Т. Ерчак - Мн.: МГЛУ, 2004. - 143 с.
  2. Соколов, А. Г. Природа экранного творчества: психологические закономерности / А. Г. Соколов. - М.: Изд. А. Дворников, 2004. - 638 с.
  3. Социальная психология и СМИ: хрестоматия: в 2 ч. /сост. Ю. А. Коломейцев, С. И. Чиникайло. - Мн.: БГПУ, 2006. - Ч. 1. - 156 с.

 

Внимание!

Внимание! Все материалы, размещенные на сайте, выпущены в печатной форме и защищены законодательством об авторском праве Республики Беларусь. Полнотекстовое использование (перепечатка) материалов сайта допускается только с согласия издателя (ЧУП "Паркус плюс"), цитирование в научных целях допускается без согласия, но при обязательном указании автора статьи и источника цитирования.


Проверить аттестат

На правах рекламы