Ходаковская И. В.
Институт современных знаний имени А. М. Широкова (г Минск)

О НЕКОТОРЫХ ФИГУРАХ УТОЧНЕНИЯ МЫСЛИ В ГАЗЕТНОМ ТЕКСТЕ (парантеза, парэмбола, вставочный эпифраз)

Как известно, одним из основных коммуникативных качеств является точность речи, которая требует четкого выражения и разграничения понятий. Категории точности и неточности принадлежат плану содержания речи. Было бы неправильным, на наш взгляд, категорию точности сводить к категории правильности или определять точность через понятия ясности, однозначности, краткости и т. п. Нельзя не согласиться с высказыванием по этому поводу В. П. Москвина: «Думается, что понятия точности, ясности, однозначности и краткости вполне самодостаточны, то есть принадлежат одной таксономической горизонтали, а следовательно, не одно из них не может служить для другого идентификатором» [1, с. 262].

Наблюдения показывают, что уточнению может подвергаться фраза, а следовательно, и выражаемая этой фразой мысль. И вот в этом большая функциональная нагрузка ложится на так называемые скобочные конструкции. А. Б. Шапиро в свое время писал: «Выделяющие знаки препинания служат для обозначения таких синтаксических конструкций, которые вставляются в предложение с целью дополнения, уточнения, пояснения, раскрытия содержания одного или нескольких его членов или всего предложения в целом...» [2, с. 70-71]. Об этой уточняющей функции скобочных конструкций мы уже писали неоднократно [3]. На этот раз мы исследовали некоторые способы и приемы уточнения мысли с помощью фигур уточнения, основанных на парантезе и ее разновидностях.

Наблюдения проводились на материале русскоязычных газет в Белоруссии за последние 5 лет: «Комсомольская правда в Белоруссии», «Минский курьер» и др. Скобочные конструкции выписывались методом сплошной выборки, а затем проводился их тщательный анализ по интересующим нас параметрам. Материалы исследования показывают высокую частотность грамматически не связанных с контекстом вставок, развивающих либо поясняющих основную тему повествования. По нашим наблюдениям, значительно возросло в современном газетном тексте количество таких вставок, расположенных «каскадным» способом: в пределах одного предложения находятся несколько вставных конструкций, выполняющих функцию уточнения мысли. Приведем несколько примеров:

«На летний сбор, когда Олесе было 4,5 месяца, поехали вместе. Можно сказать, всей семьей. С папой (он тренер), мамой (она нянька), мужем (он тоже лыжник).» [КП в Бел., 13. 02. 2004]; «Первую кражу в отделе редкой книги совершил молодой человек (назовем его мистер Ч.), чтобы убедить своего будущего напарника (студента одного из столичных вузов) в том, что похитить книгу из библиотеки легко.» [КП в Бел., 26.09.2003]; «Как вспоминает Волчек, ее жених одевался странно («в бостоновый костюм лилового цвета на вырост, с жилеткой поверх трикотажной рубашки с коротким рукавом, у воротника поверх «молнии» величаво прикреплялся крепдешиновый галстук-«бабочка») и удивлял деревенскими манерами (в разговоре употреблял устаревшие обороты, например, суп со сметаной называл «беленым супом», туалетное мыло - «духовым»)» [КП в Бел., 19.12.2003]. В последнем примере использован прием «частичного цитирования», иногда применяющийся в скобочных конструкциях: «Глава МВД наконец-то разобрался, как искоренить терроризм, - надо задерживать граждан без суда не на двое суток («этого мало, особенно при проведении контртеррористической операции»), а на 30 дней! («за это время мы можем установить личность подозреваемого...»)» [КП в Бел., 26.09.2003].
При каскаде скобочных конструкций журналист имеет возможность дать своеобразный, краткий и выразительный, комментарий сообщаемой информации:

«Ну а про личные качества президента могу сказать вот что: это человек, который старается казаться сильнее, чем он есть на самом деле (что вообще-то хорошо); данное слово и внутренние убеждения, на мой взгляд, для него важнее норм закона (что для главы государства плохо); он очень недоверчив, всё подвергает сомнению.. »[КП в Бел., 02.19.2004]. «Каскадное» расположение скобочных конструкций, кроме уточняющего смысла, может создавать эффект легкости и динамизма изложения:

«Роль Виторгана в фильме могли исполнить Бурков (но его игра нарушала стилистику картины), Ширвинд (слишком вальяжный), Андрей Миронов (Ковров по сценарию - человек-трудоголик, у которого не остается личного времени. Кто бы поверил, что у Андрея Миронова нет личной жизни?)». [КП в Бел., 09.01.2004]; «...В отличие отдухов (которые так любят дарить мужчины, когда не знают, что подарить) и бытовых приборов (которые вызывают ответное желание вручить дрель и молоток), драгоценности не могут не понравиться...». [КП в Бел., 12.12.2003].

С помощью «каскадных» скобочных конструкций, может создаваться или поддерживаться и определенный (нужный журналисту) эмоциональный фон высказывания: «Теперь, девочки, главное- не задирать нос (многие делают эту ошибку), а наоборот, милостиво улыбаться своим подданным (вроде как вы любите свой народ).» [КП в Бел., 06.08.2004]; «Известное дело: вы шумите, шумите надо мною, берёзы. Вот (щекотки боюсь) листики- листики, вот (ой, что это) сучкида задоринки, а вот (о, бэби, о!) энергообмен пошел.» [КП в Бел., 06.08.2004].

Точной речь помогают делать так называемые фигуры уточнения мысли [1, с. 262]: парентеза (парантеза) и ее разновидности - анаподотон (анапода-тон) и парэмбола.

Анаподотон представляет собой вставки большой протяженности, вынуждающие автора повторять сказанное при возвращении к основной теме повествования для восстановления грамматической и смысловой связи с предшествующим изложением [4, с. 49]. Главная функция анаподотона - увеличение информационного объема предложения, отражение многоаспектности повествования (создание микротекста в тексте). Приведем несколько примеров: «Около 1100 года до н. э. наемные зодчие даже устроили первую в истории человечества забастовку из-за задержки жалования, которое им выплачивалось натурой - зерном и пищевыми продуктами. (В неурожайные годы, когда Нил разливался недостаточно, работа на пирамидах под оплату из «закромов» фараона была куда выгоднее, чем выращивание овощей на огороде). В папирусе, найденном в одной из могил, даже содержится воззвание забастовщиков...» [МК, 04.07.2003]; «Слабости поесть на ночь. («Не могу отказать себе в бутерброде с колбасой и огурчиком. Жена называет мой перекус «кафе Минутка». А вообще я веду здоровый образ жизни + раздельное питание. Периодически сажусь на йогурты и салаты», - рассказывает Сергей).»[КП в Бел., 09.01.2004]; «Дворец радовал неизменным: невыносимым для сидения на трибунах холодом в зале (замерзшая Кася Камоцкая, вернувшаяся из зала в гри-мерку, внесла рацпредложение: делать дорогие билеты не на трибуны, а на танцпол, потому что там хотя бы можно согреться); жутким звуком (Слава Корень: они таким звуком не поднимут, а убьют белорусский рок) и оптимистической надписью над туалетами: «На коньках не входить!» В современных газетных текстах можно наблюдать такой вид «каскадной» парентезы, как парэмбола [1, с. 263] - тематически связанную с контекстом парентезу:

«Большинство же провалов связано не столько с функциональной готовностью (тут у большинства вроде бы всё в порядке), сколько с различными психологическими проблемами (в первую очередь у пловцов и фехтовальщиков, отчасти у стрелков).» [КП в Бел., 20.08.2004]; «До случившегося в Беларуси применялись тест-системы 3-го поколения (они находят ВИЧ на 21-й день после заражения) и тест-системы4-го поколения (могутвыявлять инфекцию на 15-йдень).» [КП в Бел., 19.12.2003]; «В 30-х годах XIX века в список 65 хозяев домов на Высоком рынке по улицам Францисканской (позже - Губернаторская, ныне - Ленина), Доминиканской (Петропавловская, Энгельса), Койдановской (Революционная), Захарьевской (проспект Скорины), Юрьевской (между современной Октябрьской площадью и улицей Ленина) входили дворяне, чиновники купцы, зажиточные мещане.» [МК, 01.08.2003]; «Около 11 часов утра весь район улиц Койдановской (ныне - Городской Вал), Преображенской (ныне - Интернациональная) и Немиги был оцеплен большим отрядом полиции.»[МК, 04.07.2003]; «Два вуза в один день были основаны в нашем городе в 1931 году: институт советского строительства и права (с 1932 года - Минский юридический институт, с 1954 -юридический факультет Белгосуниверситета) и Белорусский государственный педагогический университет (с 1935 года Минский пединститут, в настоящее времяпедуниверситетим. М. Танка).» [МК, 04.07.2003].

Еще одной из фигур уточнения мысли в современном газетном тексте можно, на наш взгляд, считать так называемый эпифраз, который состоит в добавлении слов (в нашем случае - предложений) к уже законченной фразе. Приведем несколько примеров:

«Иногда хищник, нападая, переоценивает свои силы и остается ни с чем или даже сам погибает («Не по себе дерево взялся рубить», - говорят об этом в человеческом мире).» [КП в Бел., 07.05.2004]; «Согласно этимданным интенсивная реклама лекарств приводит к нарушению врачебных предписаний в отношении выбора конкретного лекарственного препарата (он заменяется на рекламный) и схемы его применения (пациенты начинают ориентироваться не на назначения врача, а на информацию из инструкций производителя).»[МК, 11.07.03]; «Но ближе к утру, находясь в студии ОРТ, Явлинский узнал, что его партия не прошла. (В штабе уверены, что президент просто не учел специфики работы избиркома на местах. Мол, для улучшения отчетности явка избирателей была несколько «преувеличена» и выигрышный процент «Яблока» автоматически стал проигрышным).» [КП в Бел., 13.02.2004]; «Специалисты уже составили психологический портрет возможного кошконенавистника. По их словам, это человек с серьезными комплексами. Он, скорее всего, не имеет ничего именно против кошек, просто пытается таким образом утвердить свою силу. Он не прочь поступать также и с людьми, но пока не решается на более серьезные преступления. (Кстати, полицейские уже сталкивались с подобным раньше. Многие помнят историю Джеффри Дамера, убивавшего 17-летних молодых людей. Когда его арестовали, то в подвале дома и на заднем дворе обнаружили расчлененные трупыдомашнихживотных).» [МК, 18.07.2003]; «Правда, Борис Немцов и здесь не унывает: «В комнате собрались люди, которых нельзя купить, поэтому комитет нельзя приватизировать». (Большинство наблюдателей немедленно вспомнили, что примерно то же самое он говорил про СПС).» [КП в Бел., 22.01.2004]; «Вот это мелкий, но чрезвычайно агрессивный паук-птицеед из Африки живет до 8 лет (при этом надо сказать, что живут только самки, а самец располагает временем только в пределах года - после оплодотворения и линьки его съедает самка, в общем, «мавр сделал свое дело»)». [Вм, 25.04.2004].

Иногда в эпифразе могут заключаться те или иные эмоции и чувства, которые журналист считает необходимым выразить. Оформляется это обычно при помощи восклицательного знака: «Роман признался, что, когда я пришла к нему на прием, у него как раз начинался отпуск. И все это время, оказывается, он его на меня тратил. (То-то на меня удивленно и возмущенно взирали девушки-администраторы! Они решили, что я самого их красивого доктора бессердечно эксплуатирую!)». [КП в Бел., 27.08.2004]; «Я училась в мастерской Михаила Ромма и умею профессионально менять тембр! (Тут Светлана понизила голос и таинственно произнесла несколько фраз таким чувственным голосом, что сердце у меня екнуло... Жаль, не услышал ее в свое время режиссер!)». [КП в Бел., 2.01.2004].

Таким образом, наше исследование показывает, что парантеза в современном газетном тексте довольно часто используется журналистами в качестве действенного средства уточнения мысли и выступает она в нескольких своих разновидностях. Сокращения КП в Бел.- «Комсомольская правда в Белоруссии» МК - «Минский курьер» ВМ - «Вечерний Минск»

Литература

  1. Москвин, В. П. Стилистика языка. Теоретический курс / В. П. Москвитин. -Ростов-на-Дону: «Феникс», 2006.
  2. Шапиро, А. Б. Современный русский язык. Пунктуация / А. Б. Шапиро. -М., «Просвещение», 1974.
  3. Ходаковская, И. В. «К вопросу о вставных конструкциях в газетном тексте / И. В. Ходаковская // «Вести Института современных знаний». - 2004. -№1. - С. 101-106.
  4. Ходаковская, И. В. «Скобочные конструкции как компоненты предложения в газетном тексте» / И. В. Ходаковская //Личность-слово - социум: материалы 4-ой Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 14-16 апреля 2004 г. -Минск, 2004. - С. 37-40.
  5. Культура русской речи. Энциклопедический словарь-справочник. - М., «Флинта», «Наука», 2003.


 

Внимание!

Внимание! Все материалы, размещенные на сайте, выпущены в печатной форме и защищены законодательством об авторском праве Республики Беларусь. Полнотекстовое использование (перепечатка) материалов сайта допускается только с согласия издателя (ЧУП "Паркус плюс"), цитирование в научных целях допускается без согласия, но при обязательном указании автора статьи и источника цитирования.


Проверить аттестат

На правах рекламы