Главная Публикации «Личность-слово-социум» – 2007 Социокультурный дискурс средств массовой ПОЛЕМИЧЕСКИЙ ДИСКУРС ПЕЧАТНЫХ СМИ В ДИСКУРСНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Сажина Е. В.
Гомельский государственный университет им. Ф. Скорины

 

ПОЛЕМИЧЕСКИЙ ДИСКУРС ПЕЧАТНЫХ СМИ В ДИСКУРСНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Конец XX века ознаменовался стремительным развитием новых коммуникационных технологий. С появлением Интернета возникли новые жанры СМИ, предоставившие широкие возможности для проведения лингвистических исследований в области дискурс-анализа и речевого воздействия. До настоящего времени малоисследованными остаются многие типы дискурса, среди которых и полемический дискурс печатных СМИ, представляющий интерес с точки зрения структурной организации и языковых средств речевого воздействия, в результате использования которых достигается коммуникативная цель дискурса.

Рассмотрение дискурса с позиции социально-прагматического подхода, трактующего дискурс как текст, погруженный в ситуацию общения [1, с. 136137], позволяет описывать его в терминах социально значимых действий, выполняемых носителями/пользователями языка в рамках определенных, релевантных для данного общества и культуры, коммуникативных ситуаций. Такое понимание лежит в основе прагматического и социолингвистического анализа дискурса. В центре внимания социально-прагматического подхода находится речевое действие, участниками которого выступают определенные типы языковых личностей, действующие исходя из определенных обстоятельств и условий общения. В рамках этого подхода к дискурсу, принимая во внимание характеристики участников общения, выделяют два типа дискурса: личностно-ориентированный и статусно-ориентированный. В первом случае коммуниканты раскрываются во всей полноте своего внутреннего мира, во втором случае - только как представители определенных социальных групп. Лич-ностно-ориентированный дискурс представлен двумя основными типами - бытовым и бытийным. Статусно-ориентированный дискурс представлен двумя разновидностями: ситуативно-ролевой и институциональный. Ситуативно-ролевой дискурс - это вербальное поведение людей по определенным моделям в соответствии с ожиданиями [2, с. 57], т. е. от коммуниканта ожидается организация высказывания в соответствии с ролью, типичной для той или иной коммуникативной ситуации. Институциональный дискурс сводится к образцам вербального поведения, сложившимся в обществе применительно к закрепленным сферам общения.

В настоящем исследовании изучается один из институциальных типов дискурса - полемический дискурс печатных СМИ, трактуемый нами как совокупность связных письменных текстов, представляющих собой высказывания участников в некоторой полемической ситуации, имеющий своей коммуникативной целью поиск решения актуальной проблемы. Полемический дискурс включает тексты проблемных статей, посвященных актуальной общественной проблеме и опубликованных в прессе и/или Интернете, а также ряд откликов читателей, которые поступают не только на проблемную статью, но и на другие отклики, опубликованные в этих же средствах массовой информации.

Выделение полемического дискурса печатных СМИ в отдельный тип институционального дискурса стало возможным на основании положения о том, что, как и всякий другой дискурс, он имеет полевое строение, в центре которого находится жанр, в максимальной степени соответствующий основной цели коммуникации. В центре исследуемого нами типа дискурса находится проблемная статья, которая в совокупности с откликами читателей реализует основную цель полемического дискурса печатных СМИ - поиск решения актуальной проблемы.

Проблемная статья как жанр охватывает широкую сферу человеческой деятельности и связана с обсуждением и решением различных социальных, политических, экономических проблем, вопросов образования, науки, техники и т. п. Прагматическая установка текста конкретной проблемной статьи реализуется при помощи следующих частных авторских установок: установки на привлечение внимания читателя, на эмоциональное воздействие, на оценку, на создание и поддержание контакта с читателем, установки на полемику, на создание впечатления объективности, установки на побуждение к действию [3, с. 5].

Выделенная как самостоятельный жанр английской газеты, проблемная статья анализировалась с точки зрения композиционного типа развертывания содержания текста - так называемого «спирального развертывания» [там же, с. 23]. Для проблемной статьи характерно широкое использование цитирования или вкраплений авторских ремарок, риторических вопросов, эмоциональной и эмоционально окрашенной лексики, разнообразных фотографий и иллюстраций. При помощи последних автор проблемной статьи привносит дополнительную информацию, что способствует повышению общего эмоционального колорита всей статьи.

При проведении настоящего исследования целесообразным является рассмотрение вопроса о сущности полемического характера выделяемого дискурса. Полемика представляет собой спор, при котором имеется конфронтация, противостояние, противоборство сторон. Исходя из этого, полемику можно определить «как борьбу принципиально противоположных мнений по тому или иному вопросу, публичный спор с целью защитить, отстоять свою точку зрения и отвергнуть мнение оппонента» [4, с. 6]. К видам полемики относятся дебаты и дискуссия. Дебаты (прения) представляют собой «обмен мнениями, обсуждение, публичный спор по каким-либо вопросам, спор, который возникает при обсуждении докладов, сообщений, выступлений на собраниях, заседаниях, конференциях и т. п. [там же, с. 7]. Дискуссией, тематической и корректной по форме полемикой, называют «такой публичный спор, целью которого является выяснение и сопоставление различных точек зрения, поиск, выявление истинного мнения, нахождение правильного решения вопроса, проблемы» [там же, с. 12]. Именно дискуссия как тематическая полемика характерна для полемического дискурса печатных СМИ, ядерным центром которого является проблемная статья.

Как известно, к причинам возникновения полемики относятся: 1) мешающий работе разнобой; 2) нечеткость границ области аргументации, степень достоверности используемой информации, допустимость применения ее в качестве оснований аргументации; 3) сомнительность опубликованных умозаключений и рассуждений из-за противоречащих здравому смыслу выводов; 4) осознанность реальной проблемы и потребность изыскать средства ее преодоления [5, с. 14]. Таким образом, полемический характер исследуемого дискурса обусловлен как одной из причин его возникновения - потребностью найти решение создавшейся проблемы, так и способом реализации - дискуссией (тематической полемикой). Рассматриваемый в настоящей работе полемический дискурс обладает всеми признаками, характерными для дискурса печатных СМИ, который можно охарактеризовать как дистантный, ретиальный (передача сообщения неизвестному и не определенному количественно получателю информации), с индивидуально-коллективным субъектом (под этим подразумевается не только соавторство, но и, например, общая позиция газеты) и массовым рассредоточенным адресатом [6, с. 7 - 9]. Как для дискурса печатных СМИ, так и для исследуемого нами полемического дискурса, характерны определенные конститутивные черты. Учитывая выработанные в социолингвистике модели общения, рассмотрим сходство между указанными типами дискурсов. Так, их участниками, с одной стороны, выступает журналист, с другой стороны - читатели, интересующиеся различными проблемами. С точки зрения масштабности данные дискурсы имеют черты массовой с элементами личностной и групповой коммуникации.

С позиции временного фактора им присуща относительная временная предельность, поскольку обмен информацией может длиться от нескольких дней до нескольких лет, прерываться и возобновляться спустя какое-то время. Исследуемый нами полемический дискурс по своей форме совпадает с дискурсом печатных СМИ, являясь письменным (текстовым и графическим). При этом под графическим понимается передача картинок, схем, фотографий и т. д.

Но границы дискурса печатных СМИ, в целом, выглядят в современных исследованиях очень расплывчатыми: от предельно широкого понимания этого феномена как коммуникативного явления, направленного на формирование общественного мнения, до сведения дискурса к любому периодическому изданию. Данный факт объясняется тем, что в настоящее время не существует единого подхода или единой системы параметров при решении вопроса о классификации жанров современной периодической печати. Исследователи отмечают, что жанровая структура современной периодической печати находится в постоянном движении и претерпевает трансформации: происходит смешение жанров; некоторые жанры исчезают, и появляются их новые разновидности.

Помимо этого, существуют различия во взглядах на прагматическую установку дискурса печатных СМИ, поскольку изменение в характере коммуникативно-речевых отношений автора и адресата современных СМИ влечет за собой и изменение функций газетных средств информации, основная задача которых в современных условиях - не столько информировать общество о событиях, происходящих в мире, сколько так или иначе, с учетом разнообразных критериев и установок интерпретировать реальное событие, давая ему определенную оценку [7, с. 39 - 67]. При этом механизмы интерпретации в сфере массовой коммуникации, во многом обусловленные фактором адресата, представляются еще далеко не изученными.
Полемический дискурс как подтип дискурса печатных СМИ, напротив, характеризуется четкостью своих границ (представлен текстами проблемной статьи и откликов на нее) и прозрачностью коммуникативной цели, заключающейся в поиске решения актуальной проблемы.

В ходе исследования было установлено сходство полемического дискурса с политическим дискурсом в жанре проблемной статьи, поскольку проблемная статья может быть посвящена проблеме политического характера. Отличие же состоит в их целевых установках, так как основное назначение политической коммуникации - борьба за власть, а исследуемой нами полемической -поиск решения актуальной проблемы.

Отличие полемического дискурса СМИ от дискурса научной полемики, включающего в себя полемическую статью в научном журнале и статьи-отзыва на нее, составляющими элементами которого являются аргументация и конфликт, также заключаются в их целевых установках. Так, цель дискурса научной полемики состоит в выводе нового знания о предмете, явлении, их свойствах и качествах, в глобальном познании мира. Участники исследуемого в настоящей работе дискурса ищут пути решения различных проблем, предлагая в ходе дискуссии свои точки зрения по отношению к сложившейся ситуации.

Как утверждалось выше, исследуемый нами полемический дискурс представлен совокупностью текстов проблемных статей из периодической печати и/или Интернета и откликов на них, поэтому целесообразным является проведение границы между исследуемым типом дискурса и Интернет-дискурсом. Несмотря на их сходство в жанровом плане (представленность Интернет-дискурса общеинформационными жанрами: статьи, передовые на важнейшую тему дня, интервью и т. д. ), главное отличие состоит в канале передачи и получения информации: полемический дискурс печатных СМИ имеет различные каналы (периодические издания и Интернет), а Интернет-дискурс не представлен бумажными изданиями. Интернет для полемического дискурса печатных СМИ является одним из средств передачи информации. Данный факт позволяет говорить о специфике канала передачи данных, характерной для исследуемого нами дискурса, который представляет собой комбинированный способ общения, включающий в себя виртуальное общение (посредством Интернета) и общение с помощью печатных периодических изданий.

Таким образом, полемический дискурс печатных СМИ, представляющий собой сложное коммуникативное явление, имеющий своей целью поиск решения актуальных проблем, включает тексты проблемных статей и отклики на них, и характеризуется наличием специальных языковых средств, отвечающих цели дискурса. Дополнительно характеризуя исследуемый нами полемический дискурс, можно отметить, что он креативен, т. е. имеет способность развиваться в различных направлениях обсуждения проблемы, которые предлагают разные адресаты в своих откликах.

Появление откликов читателей не только на проблемную статью, но и на отклики других читателей, что составляет специфику полемического дискурса, предоставляет широкое поле для изучения особенностей структуры полемического дискурса печатных СМИ и ее вербальных признаков, а также языковых средств воздействия исследуемого дискурса.

Литература

  1. Арутюнова, Н. Д. Дискурс / Н. Д. Арутюнова // Лингвистический энциклопедический словарь / гл. ред. В. Н. Ярцева. - М.: Сов. энциклопедия, 1990. - С. 136- 137.
  2. Политическая наука. Политический дискурс: История и современные исследования: сб. науч. тр. / РАН ИНИОН; отв. ред. и сост. В. И. Герасимов, М. В. Ильин. - М., 2002. - 184 с.
  3. Колесникова, М. М. Основные виды: сетевых СМИ и некоторые аспекты: их функционирования (на материале американского сегмента Интернета) / М. М. Колесникова // Филол. вестник Ростов. гос. ун-та. - 2000. - №1. -С. 45 - 49.
  4. Павлова, Л. Г. Спор, дискуссия, полемика / Л. Г. Павлова. - М.: Наука,
    1991.- 178 с.
  5. Родос, В. Б. Теория и практика полемики / В. Б. Родос. - Томск: Томск. гос. ун-т им. В. В. Куйбышева, 1989. - 55 с.
    Щипицына, А. А. Дескриптивные и оценочные прилагательные в политическом медиа-дискурсе (на материале современной британской периодической печати): автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.02.04/А. А. Щи-пицыша; Башкир, гос. ун-т. - Уфа, 2006. - 20 с.
  6. Сорокин, Ю. А. Креализованные тексты: и их коммуникативная функция / Ю. А. Сорокин, Е. Ф. Тарасов // Оптимизация речевого воздействия / Ю. А. Сорокин, Е. Ф. Тарасов. - М.: Наука, 1990. - С. 39- 67.

 

Внимание!

Внимание! Все материалы, размещенные на сайте, выпущены в печатной форме и защищены законодательством об авторском праве Республики Беларусь. Полнотекстовое использование (перепечатка) материалов сайта допускается только с согласия издателя (ЧУП "Паркус плюс"), цитирование в научных целях допускается без согласия, но при обязательном указании автора статьи и источника цитирования.


Проверить аттестат

На правах рекламы