Главная Публикации «Личность-слово-социум» – 2007 Социокультурный дискурс средств массовой ТРАНСФОРМАЦИЯ РАБОТЫ СОВРЕМЕННЫХ РАДИОВЕЩАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПОД ВЛИЯНИЕМ МЕДИАКОНВЕРГЕНЦИИ

Карпенко И. И.
Белгородский государственный университет (г Белгород, Россия)

 

ТРАНСФОРМАЦИЯ РАБОТЫ СОВРЕМЕННЫХ РАДИОВЕЩАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПОД ВЛИЯНИЕМ МЕДИАКОНВЕРГЕНЦИИ

Интернет, трансформировавшись из обычного средства связи в полноценное информационно-коммуникационное пространство и ставший неотъемлемой частью современной действительности, породил множество уникальных явлений. Одним из отличительных признаков нового информационного общества является феномен конвергенции. Именно конвергенция, движущей силой которой стал научно-технический прогресс, явилась «катализатором» изменений, произошедших за последнее время в современной системе СМИ. Развитие технологий повлекло за собой изменения в принципах распространения, способах доставки и доступе к информации.

Переходя в цифровой формат, традиционные СМИ, претерпевают ряд существенных изменений, происходящих на нескольких уровнях, в первую очередь, техническом и профессиональном.

Техническаяконвергенция, подразумевает под собой слияние технологий, позволяющих доставлять пользователю информацию разного рода (радио и телевизионные передачи, газетные статьи и т. д. ) по одним каналам связи - кабельным и телефонным сетям. Это становится возможным благодаря дигитализации (то есть оцифровке или переведению в цифровой формат) информации с целью ее передачи посредством Интернета.

На уровнепрофессиональном, чисто журналистском, конвергенция проявляется в слиянии таких неоднородных средств массовой информации как, к примеру, радио и газета. Это приводит и к взаимопроникновению таких различных областей журналистской деятельности, как газетная журналистика и радиожурналистика. Данная трансформация в большой степени сказывается на работе журналистов, к профессионализму которых в условиях медиакон-вергенции предъявляются иные, нежели ранее, требования.

Средства массовой информации достаточно быстро освоили Сеть. Первыми в Интернете нашли свое место печатные СМИ, создавая поначалу электронные версии привычных нам изданий. Позднее появились собственно сетевые издания, не имеющие аналогов в объективной реальности.

Немногим больше времени потребовалось для того, чтобы Сеть освоило радиовещание. В 1993 г. радиостанцией Карла Малумуда «Internet Talk Radio» (США) были произведены сетевые трансляции параллельно с обычным вещанием. А уже два года спустя, в 1995-ом году начала работу станция Норманна Хэджера «HK Radio», аудиторию которой составляли только пользователи Интернета. В дальнейшем сетевое радиовещание появилось и в России, постсоветских республиках.
На сегодняшний день в каталогах Сети можно найти уже тысячи профессиональных радиостанций - как собственно Net-станций, так и сетевых версий эфирного радио. Это говорит о том, что вещатели видят в Интернете одну из перспективных технологических новинок. Интернет-вещание как альтернативный способ вещания обеспечивает приём передач во всех странах мира. Это говорит о том, что вещатели видят в Интернете еще одну из перспективных технологических новинок. Однако, несмотря на это, Интернет-радиовещание остается пока еще мало изученной областью. Среди немногих можно выделись работы таких исследователей как В. Колодкин, в исследованиях которого основное внимание направлено на типологизацию сайтов радиостанций, представленных в Интернете, и Петр Биргер, делающий акцент на историческом аспекте вещания в сети и типологию станций по виду вещании в Интернете (информационное, музыкальное). В поиске информации по медиаконверген-ции можно также обратиться к работам Е. И. Вартановой. Однако в работах данного автора акценты делаются на экономике конвергированных СМИ.

Анализ большого количества представленных в Сети радиостанций позволяет определить типологическую классификацию радиостанций по типу их вещания в Интернете.

К первой типологической группе относятся станции, размещающие на своих сайтахлишь аудиофайлы/ программ, идущих в эфир в офф-лайне. Такой способ распространения программ создаёт дополнительную возможность для получения пользователем радийной информации, но отнюдь не заменяет радиостанцию как таковую. То есть, сайт с радийными аудиофайлами является не самостоятельным СМИ, а лишь сетевым дополнением к эфирной радиостанции. Подобных сетевых «приложений» довольно много. Это обусловлено дешевизной и относительной простотой подобного позиционирования в Сети. Требуется только создание веб-пространства для размещения непосредственно оболочки сайта и аудиозаписей отдельных программ, транслируемых в офф-лайновых радиоэфирах. Специальная редакционная команда для обслуживания сайта в таких случаях, как правило, не требуется. Однако с развитием технологий, позволяющих вещателям расширять свои сервисы в сети, подобных Интернет-станций становится все меньше, они сконцентрированы по большей части в регионах. В качестве яркого примера радиостанции такого типа можно привести ростовскую «Дон ТР».

Во вторую типологическую группу входят радиостанции, которые наряду с эфирны/м вещанием ведут трансляции в Сети. Данный тип станций наиболее распространен. Это вещание также не требует создания особых редакций, набора большого количества сотрудников, обслуживающих канал. Достаточным может быть наличие в штате одного специалиста, способного настроить программное обеспечение для оцифровки и передачи в Интернет эфирных радиопрограмм. В качестве примера таких станций можно, в первую очередь, привести большое количество музыкальных радиостанций: «Европа плюс», «Русское Радио», «Радио 7» и т. д.

И, наконец, третий тип станций - Net-радио - это радиостанции, не имеющие аналогов в офф-лайне и существующие только в Интернете. Как уже отмечалось, подобный тип вещания появился, с учётом стремительности темпов развития коммуникационных технологий, достаточно давно - в середине 1990-х гг. Однако для России и стран СНГ он может считаться относительно новым и только «набирающим обороты». Примерами Net-радио являются: радио «Радио 101», «Чистое радио», «SunRadio», «Special Radio» и т. д. Исследователи делают относительно Net-радиовещания хорошие прогнозы, считая его выгодным и привлекательным по ряду признаков, в первую очередь, экономических. Радиостанция, использующая этот вариант вещания является низкозатратным предприятием (по сравнению с аналогичными офф-лайновыми вещательными организациями). Этим данный вариант привлекает к себе не только медийные организации, реализующие в Сети большие коммерческие проекты, но и инициативные группы граждан (например, молодежные группировки), не ставящие своей целью извлечение прибыли. Сегодня простота и относительная дешевизна Net-вещания, открытость сетевой среды предоставляют возможность всем желающим создавать частные (даже индивидуальные), независимые некоммерческие радиовещательные Интернет-каналы, что способствует наблюдаемому ныне процессу демократизации медиадискурса.

Требования, в первую очередь экономические, для реализации проектов радиовещания в Сети относительно невысоки. Затраты снижаются за счет экономии на аренде площадей, так как осуществление подобных проектов не требует специально приспособленных помещений. В отличие от привычного радио, где фактическому началу вещания предшествует долгий путь (регистрация юридического лица, регистрация средства массовой информации, получение необходимой частоты для ведения вещания, получение двух лицензий на право вещания и трансляцию звуковых программ, а также разрешение на использование радиочастот), для начала Net-вещание не требуется получения дополнительных лицензий. Исключение составляют те случаи, когда сетевое радио используется с целью извлечения прибыли. Об этом говорит наличие в его контенте рекламных блоков. В этом случае требуется заключение договора с Российским авторским обществом с предоставлением данной организации ежемесячных отчетов и начислением авторских вознаграждений.
Важнейшие отличительные черты информационно-коммуникационной среды Интернета - интерактивность, мультимедийность и гипертекстуальность -реализуются в Net-вещании очень наглядно. Радио является по своей сути самым мобильным средством массовой информации, в котором принцип интерактивности заложен в самой сути. Связь со слушателями культивировалась с самых истоков развития данного СМИ: сначала стимулировались письма в редакцию, а позднее - телефонные звонки в редакцию с их включением в прямой эфир. Развитие коммуникационных технологий позволило использовать преимущества мобильной связи (sms-сообщения), компьютерные технологии (icq и другие форматы коммуникации). Медиаконвергенция во многом поспособствовала расширению арсенала средств обратной связи. Размещая сайты в Сети, современные станции в полной мере пользуются возможностями общения со слушателями, предлагая пользователям такие сервисы, как доски объявлений, форумы, гостевые книги, использование электронной почты (для асинхронной, отсроченной связи), а также чаты, электронные пейджеры и другие он-лайн-коммуникаторы (для связи в реальном времени). Причем в случае использования средств общения в реальном времени речь идет уже не о диалогическом, но полилогическом коммуникационном контакте.

Говоря об интерактивности современного Интернет-радиовещания, стоит особо отметить, то, что именно конвергенция стала причиной возникновения новых коммуникативных связей, формируемых СМИ. В рамках традиционной радиокоммуникации имеют место отношения «слушатель - ведущий» и «ведущий - слушатель». Благодаря новым информационно-коммуникационным технологиям становятся возможными новые связи, не свойственные радио ранее - например, коммуникация типа «слушатель - слушатель». Этот тип коммуникации является весьма полезным для современного радиовещания, так как радиоаудитория, являясь по сути одной из разновидности массы, имеет среди своих существенных признаков такие, как неограниченный размер, неорганизованный и стихийных характер. Неопределенность её границ обусловила разнообразие социального состава слушателей. Коммуникация типа «слушатель - слушатель» помогает консолидировать аудиторию радиостанции с учётом вкусов и пристрастий слушателей. Это крайне важно на фоне общей конкуренции различных СМИ за медийную аудиторию. Но возможности названной схемы коммуникации пока что не реализованы на практике.

Радиовещание с начала своего основания имело свои отличительные черты, свои достоинства и свои явные недостатки в сравнении с другими СМИ. К достоинствам, несомненно, относятся: большой охват аудитории; относительная дешевизна принимающих устройств, что определяет общедоступность радио, его использование всеми слоями населения, представителями разных возрастных групп; мобильность, то есть способность произведения моментальных изменений в сетке вещания, включение прямых трансляций с мест; создание у слушателя мысленных образов, способствующих улучшению запоминаемости информации. Среди недостатков - одномоментность транслируемого сообщения; оторванность голоса в эфире от личности ведущего; невозможность наглядной демонстрации ситуаций, предметов и т. д.

Конвергенция во многом поспособствовала сведению к минимуму недостатков радио и усилению его достоинств. Так, при переходе в режим Интернет-вещания, возможна визуализация передаваемой информации. На сайтах радиостанций в Интернете располагаются не только аудиофайлы программ, но нередко также и их текстовой аналог, который может представлять собой либо точную стенограмму передач эфира, либо их видоизмененную версию с целью удобства восприятия. Принцип визуализации реализуется также и в рекламе. Природа онлайновых станций такова, что они обладают неограниченными возможностями размещения визуальной рекламы на страницах своих сайтов. Реклама в радиокоммуникации приближается по своим особенностям к рекламе на телевидении. То, что раньше невозможно было прорекламировать на радио в силу ряда специфических признаков продукта (парфюмерию, косметику, автомобили, продукты питания и др. ), теперь не только возможно, но в ряде случаев, более выгодно по экономическим параметрам, нежели реклама, транслируемая в эфире. Благодаря новым Интернет-технологиям радиослушатели теперь могут не только слушать любимые передачи, но и наблюдать за работой ведущих, звукорежиссеров и гостей студии.

Конвергенция помогает также преодолевать и проблему одномоментнос-ти радиосообщения. Сегодня в рамках сетевых версий радиостанций и Net-радиостанций широко практикуется создание архивов программ. Это дает пользователю возможность запрашивать информационные аудиоматериалы в любом порядке, а также обращаться к архивной информации. Интернет позволяет сделать то, что невозможно было сделать на традиционном радио -например, прослушать передачу многократно, прослушивать её различные фрагменты в произвольном порядке. Пользователь может использовать поиск по архиву аудиоинформации, набирая ключевые слова по следующим признакам: дата, автор, тема, программа и т. д. При этом реализуется такой принцип Интернета как гипертекстуальность - то есть иерархичность текстов, одновременно составляющих единство и множество текстов, читать которые можно по усмотрению пользователя, в любом порядке.
Таким образом, можно сделать вывод, что возможности радио при его переходе в Интернет несоизмеримо увеличиваются по сравнению с привычной организацией вещания. Сближая, а порой и объединив воедино разные по своей сути СМИ, конвергенция позволила сетевой аудитории оптимизировать использование времени, необходимого для поиска и получения информации. Это стало возможным путем соединения возможностей разных СМИ в пределах одного сетевого ресурса.

Литература

  1. Биргер, П. Радио в Сети: уже почти бизнес / П. Биргер // Инфобизнес. -2001.- № 21(165).
    Колодкин, В. А. Радио в Интернете / В. А. Колодкин // Вестник ВГУ, 2004. -Сер. Филология. Журналистика. - №1- С. 103-110.
  2. Короченский, А. П. Журналистская наука перед лицом демократизации медиадискурса. Современные проблемы: журналистской науки. - Воронеж: Факультет журналистики ВГУ, 2006. - С. 14- 23;
  3. Короченский, А. П. Демократизация медиадискурса: проблемы/ и перспективы/. http: //ecsocman. edu. ru/db/msg/291886/print. html)
  4. От книги до Интернета: Журналистика и литература на рубеже нового тысячелетия: [Материалы/ конференции «Современная журналистика: от XX к XXI в. «, 29. 10. 99. ] / МГУ им. М. В. Ломоносова. Фак-т журналистики; Отв. ред. Я. Н. Засурский и Е. И. Вартанова. - М.: Изд-во Моск. ун-та,
  5. Рэддик, Р. Журналистика в стиле он-лайн / Р. Рэддик, Э. Кинг - М., - 1999. -416 с.
  6. Сухов, П. В. Интернет-СМИ Рунета: системные характеристики: Дис. ...канд. филол. наук: 10. 01. 10.- М., 2005. - 1999 с.

 

Внимание!

Внимание! Все материалы, размещенные на сайте, выпущены в печатной форме и защищены законодательством об авторском праве Республики Беларусь. Полнотекстовое использование (перепечатка) материалов сайта допускается только с согласия издателя (ЧУП "Паркус плюс"), цитирование в научных целях допускается без согласия, но при обязательном указании автора статьи и источника цитирования.


Проверить аттестат

На правах рекламы