Главная Публикации «Личность-слово-социум» – 2007 Социокультурный дискурс средств массовой РЕГИОНАЛЬНЫЕ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ ИЗДАНИЯ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

Добижи Ю. А.
Волгоградский государственный университет (г Волгоград, Россия) главный редактор газеты «Спорт-ревю Поволжья».

 

РЕГИОНАЛЬНЫЕ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ ИЗДАНИЯ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

Население Волгоградский области насчитывает 2673, 1 тыс. человек, зарегистрированных средств массовой информации в ней согласно данным Ниж-не-Волжского управления Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охраны культурного наследия на 01 января 2006 года - 571. Из них: газеты - 301, журналы 72, бюллетени -7, телепрограммы - 67, радиопередачи - 68, информационные агентства - 17.

Цифра на первый взгляд внушительная. Однако население региона все равно испытывает недостаток информации, прежде всего специализированной и отраслевой, и именно местной.

Рассмотрим пример периодической печати, как более весомой среди средств массовой информации региона. Стоит отметить, что наиболее распространенный и популярный тип газетных изданий в регионе - общеполитический и рекламный. Эти издания имеют самый высокий тираж, например, старейшая в регионе газета «Волгоградская правда» в месяц выпускает приблизительно 533 тысячи экземпляров, издательский дом «Все для вас» группу рекламных газет печатает разовым тиражом 942 000. Совсем другие цифры у остальных изданий этого типа, которые не могут выдерживать конкуренцию со стороны двух вышеперечисленных мастодонтов.

Но есть определенный тип изданий, с постоянным кругом читателей, которые не имеют конкуренции со стороны аналогичных газет или журналов, потому что они единственные в своем роде в регионе. Речь идет о специализированных изданиях, учредителями которых являются обычно профильные комитеты Администрации Волгоградской области. Такие издания имеют свою четко очерченную аудиторию. Например, искусствоведы и любители культуры читают газету «Большая. 15», учрежденную Комитетом по культуре, медики -газету «Ваше здоровье», учрежденную Комитетом по здравоохранению, спортсмены, преподаватели физкультуры и любители спорта газету - «Спорт-ревю Поволжья», учрежденную Комитетом по физической культуре и спорту.

Все названные издания уникальны и востребованы читателями. Об этом говорит тираж реализации через розничную сеть и подписку, например, у «Крестьянской жизни» тираж достигает 35 000, а в среднем тираж у специализированных газет 3000.

Несмотря на популярность среди аудитории, количество специализированных изданий в Волгоградской области с каждым годом сокращается. Причина тому банальна - нехватка финансовых средств и противостояние депутатов областной думы, которые считают нецелесообразным финансировать хотя бы частично издания из областного бюджета, не думая о том, что содержание газеты в настоящее время отнюдь не дешевое удовольствие, и забывая о читателе. Ведь именно из специализированной газеты любитель спорта или музыки может почерпнуть необходимую ему информацию, для которой в местном общеполитическом издании просто не найдется газетной площади, а в центральном - даже не посчитают важным о ней упомянуть.

Специализированным изданиям, чтобы сохранить своего читателя и выжить в непростых условиях российской рыночной экономики, приходится всегда быть в стадии «войны». Региональные издания должны успешно выдерживать натиск общеполитических газет, не позволяя конкурентам переманить хоть малую часть аудитории, быть востребованными разными слоями населения, и, что главное, ни при каких обстоятельствах не нарушать обязательств перед подписчиками и покупателями. График выхода газеты никогда не должен сбиваться, иначе у потребителя возникнет недоверие к изданию. А недоверие повлечет за собой уменьшение аудитории. Рассмотрим ситуацию на примере еженедельной спортивной специализированной газеты «Спорт-ревю Поволжья».

Издание образовалось в 1997 году и на протяжении уже почти десяти лет регулярно и полно освещает события регионального, федерального и международного масштаба, особое внимание уделяя выступлениям местных спортсменов: рассказывает о достижениях пловцов, легкоатлетов, боксеров, теннисистов, представителей командных видов спорта, чемпионах Олимпийских игр, мира и Европы, членах национальных сборных, ветеранах физкультурного движения. Это направление соответствует стремлению Правительства России повысить уровень отечественного спорта - от детского до профессионального.

За годы своего существования «Спорт-ревю Поволжья» успела заслужить доверие и уважение аудитории. В редакцию постоянно приходят отзывы благодарных читателей, для которых газета является единственным источником достоверной информации, поскольку СМИ спортивной тематики на волгоградском рынке прессы совсем мало. Республиканские издания из-за высокой стоимости доступны не всем слоям населения, а телевидение основной акцент ставит на трансляцию событий федерального значения.

Стоит отметить, что за время своего существования «Спорт-ревю Поволжья» не только не утратила своих позиций на рынке прессы, но и наоборот, усилила их.
Для того чтобы не испытывать финансовых затруднений, редакция заключила договоры на информационное сотрудничество с ведущими спортивными клубами области, причем, оставила за собой право выражать авторскую позицию. Соответственно спортклубы получили возможность на страницах газеты регулярное освещать свои мероприятия и достижения, но не в виде рекламы, а как достоверное отображение реальных фактов, а значит, и читатель не пострадал. Конечно, не обходится «Спорт-ревю Поволжья» и без рекламы в чистом виде, но использует рекламные модули только спортивной тематики и четко выдержанные в общем стиле газеты.

В начале своего существования волгоградский спортивный еженедельник выходил на четырех полосах формата А3. С приходом нового главного редактора в 2005 году в «Спорт-ревю Поволжья», чтобы поддержать интерес к своему изданию, решились на увеличения полосности, доведя количество страниц до восьми, а также полностью обновили дизайн газеты и ввели новые рубрики.

Советчиками в этом случае выступили читатели. Именно активная обратная связь с аудиторией, как письменная, так и телефонная, с последующей обработкой полученных данных, позволила сделать вывод, какой же именно продукт необходим потребителю.

Оказалось, что почти 90% читателей приобретают газету, чтобы узнать новости футбола, соответственно этому виду спорта выделили наибольший объем газетной площади - 4 полосы, на которых освещаются футбольные события от детского до профессионального ранга, от городского до международного уровня. Причем подача материала ведется в различных жанрах: заметках, новостях, репортажах, отчетах, различного рода интервью, комментариях и статьях.
В отдельную категорию аудитории стоит выделить поклонников Каиссы, для них существует специальный раздел, где публикуются различные шахматные задачи и конкурсы.

Последняя полоса «Спорт-ревю Поволжья» выполняет рекреативную функцию. По аналогу с развлекательными изданиями, в газете существует раздел анонсов, или, как часто называют этот раздел «Афиша». В этой рубрике читатели могут познакомиться с анонсами спортивных событий, которые происходят в Волгограде, Волгоградской области, России, Европе и мире. В отдельную афишу вынесены телевизионные спортивные трансляции. Нововведением для СМИ Волгоградской области стала рубрика «Именинники недели», которая сразу обрела необыкновенную популярность у читателей. Ее принципиальное отличие от подобных рубрик в центральных общеполитических газетах состоит в том, что на полосе публикуются фотографии известных в области спортсменов и спортивных деятелей с указанием всех главных их достижений.

Для повышения потребительского спроса на газету были введены не прекращающиеся в течение всего года различные спортивные конкурсы с весомыми призами.

Кроме введения новых рубрик, расширения спектра используемых жанров, в «Спорт-ревю Поволжья» большое внимание уделяется иконическому материалу и его подаче. Газета изобилует фотографиями как портретного, так и сюжетного типа. Также усовершенствована форма репрезентации статистических данных. Они представляются в виде таблиц, упрощающих восприятие цифрового материала.

Тематическое содержание «Спорт-ревю Поволжья» - это не только текущие спортивные события. В газете широко используются познавательные материалы, расширенные интервью со спортивными звездами региона. Редакция применяет аналитический подход к освещению проблем развития спорта и физкультуры в городе и области.
Все изменения пошли на пользу изданию, что было подтверждено ростом тиража, который сейчас равняется 4000 экземпляров. Это один из самых крупных тиражей в регионе для специализированной газеты.
Вышеперечисленные факторы позволяют «Спорт-ревю Поволжья» удерживаться на плаву в океане СМИ региона на протяжении уже десяти лет. Стоит отметить, что за эти годы не раз предпринимались попытки создать альтернативные спортивны газеты и журналы в регионе, однако после пилотного выхода или непродолжительной серии номеров такие издания закрывались, из-за того, что оказывались не в силах конкурировать со «Спорт-ревю Поволжья». Одной из проблем этих спортивных изданий была нехватка квалифицированных кадров, так как ведущие и опытные спортивные журналисты сосредоточены в «Спорт-ревю Поволжья», а корреспондентам, не имеющим специальной подготовки, сложно грамотно освещать такой трудный раздел, как спорт.

Конкурентам пришлось столкнуться и с тем, что финансовая спортивная ниша была также оккупирована «Спорт-ревю Поволжья», которая имеет многолетние договоры на информационное обслуживание со спорткомитетами города, области и с ведущими спортивными клубами.

Таким образом, «Спорт-ревю Поволжья» не имея прямых дотаций из бюджетов города или области, оказалось в состоянии в течение десяти лет каждую неделю бесперебойно выпускать в свет свежий номер газеты.

 

 

Внимание!

Внимание! Все материалы, размещенные на сайте, выпущены в печатной форме и защищены законодательством об авторском праве Республики Беларусь. Полнотекстовое использование (перепечатка) материалов сайта допускается только с согласия издателя (ЧУП "Паркус плюс"), цитирование в научных целях допускается без согласия, но при обязательном указании автора статьи и источника цитирования.


Проверить аттестат

На правах рекламы