Ящук С. Л.
Брестский государственный университет имени А. С. Пушкина

ПОДВЕРЖЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ ГЕНДЕРНЫМ СТЕРЕОТИПАМ

В настоящее время в общественном сознании и практиках взаимодействия гендерные стереотипы рассматриваются как «истинные», как некий консенсус, применяемый при решении проблем, для которых нет однозначных подтверждений и объективных критериев. По мнению Ф. Л. Джес, гендерные стереотипы, являясь «истинными», трансформируются в ценности и формируют нормативные образы «истинной» феминности, маскулинности. Таким образом, существующая норма поведения превращается в предписание. [2]

Выделяют несколько групп гендерных стереотипов[3]:
Стереотипы маскулинности-фемининности. В стереотипном представлении маскулинности приписываются «активно-творческие» характеристики, инструментальные черты личности, такие как активность, уверенность в себе, агрессивность, логическое мышление, способность к лидерству. Фемининность рассматривается как «пассивно-репродуктивное начало», проявляющееся в экспрессивных личностных характеристиках, таких как зависимость, заботливость, тревожность, низкая самооценка.
Представления о распределении семейных и профессиональных ролей между мужчинами и женщинами.

Эта группа гендерных стереотипов определяется спецификой содержания труда. В соответствии с традиционными представлениями предполагается, что женский труд должен быть частью экспрессивной сферы деятельности, мужской - инструментальной сферы деятельности.
Указанные стереотипы отличаются поразительной жизнестойкостью. Их прочная укорененность в сознании большой части населения способствует воспроизводству стереотипов из поколения в поколение в процессе социализации.

Гендерные стереотипы выступают генеральными соглашениями о взаимодействии « мужского» и «женского». Позитивным в их действии считают поддержку межличностного и межгруппового взаимопонимания и сотрудничества. [4] Они могут и отрицательно сказываться на самореализации мужчин и женщин, выступать барьером в развитии индивидуальности.
В исследованиях также прослеживается направление, связанное с вопросами гендерной идентичности.
Гендерная идентичность - это особый вид социальной идентичности, сосуществующий в самосознании человека в единстве с представлениями о профессиональном, семейном, этническом, образовательном статусе. Именно на основании существующих в обществе эталонов формируются представления ребенка о собственной гендерной идентичности и роли, его поведение, а также самооценка. [2]

Процесс формирования психологического пола начинается в пред-дошкольном возрасте и особенно интенсивно протекает в дошкольный период детства. Различные социальные ожидания взрослых в отношении мальчиков и девочек дошкольного возраста и постепенное внушение им модели поведения, которое поощряется или получает отрицательное подкрепление, формирует у них определенные ценностные ориентации и предпочтения видов деятельности и поведения. [5; 58]
По данным ряда исследований, половые различия детей в поведении, интересах, эмоционально-волевой и интеллектуальной сферах становятся наиболее ярко выраженными, начиная с 11-12 лет. Л. С. Выготский писал, что с наступлением полового созревания ребенок вступает как бы в новую фазу своего существования, появляется новый, прежде находившийся в латентном или скрытом виде фактор - пол. [6; 86]

Однако, как показывают данные многих исследований, представления подростков об идеальных качествах мужчин и женщин преимущественно связаны с понятием товарищества без учета половой принадлежности. Поэтому идеальные представления о мужчинах и женщинах и реальное поведение подростков, как мальчиков, так и девочек находится как бы в разных планах. Соответственно, идеал не выполняет своей регулирующей функции в качестве образца поведения.
У старших школьников основа для формирования идеальных представлений о мужественности и женственности включает актуальные потребности, связанные с сексуальным развитием, осознание себя как человека определенного пола, идеальные образы мужчины и женщины как субъектов и объектов общения. Эти представления о себе и о других проверяются на практике, в непосредственной деятельности общения. Все, что относится к понятию «психологический пол», формируется в этом возрасте только в названной сфере. Поэтому старший школьный возраст - это лишь один из этапов формирования психологического пола, но никак не окончание этого процесса. [6]

Гендерная идентичность и гендерная роль взрослых обычно распознаются как более маскулинизированные у мужчин и более феминизированные у женщин. Также следует понимать, что многое из того, что рассматривается как маскулинные и фемининные черты, определяется обществом и культурой.
Проведенные исследования свидетельствуют о том, что гендерные установки и стереотипы у мужчин и женщин, принадлежащих к одной культуре, достаточно близки. [7]
Провозглашаемая ориентация на социальное равенство мужчин и женщин приводит к тому, что их готовят к сходному жизненному пути.

В итоге, полоролевая социализация в ее современном виде приводит к парадоксальным результатам: мальчиков как бы толкают на пассивность или внесоциальную активность, девочек, напротив, на гиперактивность и доминантность. В то же время жить им предстоит в обществе, во многом ориентированном на традиционные полоролевые стандарты.
Следовательно, каждый возрастной период, связанный с этапом становления психологического пола личности ребенка, имеет свою особую сензитивность к определенным воздействиям извне. Вместе с тем формирующийся на основе полоролевых стереотипов массового сознания психологический пол личности на разных этапах онтогенеза не может не испытывать влияния историко-культурных напластований, зафиксированных в таких формах, как, например, обычаи и др. [1; 75]

Современные исследования половой идентичности указывают на сложный характер этого личностного образования. Оно рассматривается, прежде всего, как осознание и переживание индивидом позиции «Я» по отношению к неким образам - эталонам пола. Показано, что низкая диф-ференцируемость половых эталонов снижает влияние половой идентичности как механизма, влияющего на поведение, выбор ценностей. Исследования по возрастной динамике половой идентичности свидетельствуют о наличии двух кризисов в ее развитии, один - 3-5 лет, второй - подростковый возраст.

Происходящее в нашем обществе изменение традиционной системы половых ролей и стереотипов серьезно влияет на психику и поведение мужчин и женщин. Половая демократизация несет с собой немало трудностей: потребности в новых отношениях между полами опережают способность к установлению, поддержанию и развитию новых отношений, которые к тому же постоянно корректируются жизненной практикой. Возникают сложные коллизии взаимодействия традиционных и новых полоролевых стереотипов, резко актуализирующие потребность в сравнительно-культурных исследованиях половой стереотипизации. [8]

В проведенном нами экспериментальном исследовании мы попытались ответить на вопрос о подверженности личности гендерным стереотипам в нашей субкультуре, а также получить информацию о содержательных характеристиках гендерной идентичности на разных возрастных этапах. Объем выборки в нашем эксперименте составил 120 человек. Выборка была не случайной. В нее вошли: мужчины и женщины в возрасте от 30 до 40 лет, юноши и девушки в подростковом возрасте - 13-14 лет, мальчики и девочки дошкольного возраста - 5-7 лет Для каждой возрастной группы был подобран блок соответствующих психодиагностических методик, позволивших исследовать подверженность личности гендерным стереотипам и изучить содержательные характеристики гендерной идентичности личности.

Анализ данных полученных в результате проведенного ассоциативного эксперимента с картинками показал, что подверженность личности гендерным стереотипам в дошкольном возрасте, представлена следующей картиной: 45% мальчиков и 80% девочек подвержены гендерным стереотипам, а у других испытуемых представление об этих стереотипах размыто.
Результаты ассоциативного эксперимента со словами показали, что в основном все ассоциации были разделены по некоторым направлениям - вид деятельности, качество характера, хобби, работа, семейные роли. Это свидетельство того, что детьми в этом возрасте осознаются основные группы стереотипов: стереотипы маскулинности-фемининности, представления о распределении семейных и профессиональных ролей, специфику содержания труда.
Проективный метод исследования показал, что основными характеристиками, отличающими мужчин от женщин в дошкольном возрасте, являются: у 75% испытуемых - волосы и одежда; у 10% - украшения; у 5% -ресницы; у 5% - зубы; 5% - не выделили отличий.
В подростковом возрасте результаты исследования следующие:
Опросник «Кто Я?» - основными характеристиками, которыми описывают себя подростки, являются нейтральные характеристики и другие социальные роли. Фемининные и маскулинные характеристики чаще упоминаются девушками. Это свидетельствуют о том, что девушки больше подвержены стереотипам, чем юноши.

Опросник «Я-женщина/мужчина»: у 10% девушек ответы соответствуют гендерным стереотипам; 90% девушек - плохо осознают либо «вытесняют» собственные гендерные характеристики; у 5% юношей ответы соответствуют гендерным стереотипам; 70% юношей - плохо осознают либо «вытесняют» собственные гендерные характеристики; у 25% юношей ответы не соответствуют гендерным стереотипам.
Данные результаты выявляют, что подростки-юноши более андрогин-ны, чем девушки.
Опросник С. Бэм: 15% девушек фемининны, остальные 85% андро-гинны. Однако их представления о мужчинах несколько иные. 35% девушек считают, что мужчины должны быть маскулинны, 65% - андрогинны. 20% юношей маскулинны, 80% - андрогинны. Их представления о девушках: 35% считают, что девушка должна быть фемининной, 5% - маскулинной, 60% - андрогинной.

В зрелом возрасте результаты исследования следующие:
Опросник « Кто Я?» - в основном фигурируют такие характеристики как семейные роли, другие социальные роли и нейтральные характеристики. Отличительным является то, что женщины в зрелом возрасте намного чаще, чем подростки-девушки употребляют фемининные характеристики.

Опросник «Я-женщина/мужчина» - женщины и мужчины показали одинаковые результаты: 5% мужчин и женщин соответствуют гендерным стереотипам, 95% - не осознают либо «вытесняют» собственные гендер-ные характеристики.
Опросник С. Бэм: 30% женщин - фемининны, 70% - андрогинны. Их представления о мужчинах: 45% - маскулинны, 55% - андрогинны. 30% мужчин - маскулинны, 70% - андрогинны. Их представления о женщинах: 35% - фемининны, 65% - андрогинны.
Интерпретация результатов проводилась при помощи метода ранговой корреляции 2-х факторов Спирмена. В подростковом и зрелом возрасте подсчитывались коэффициенты ранговой корреляции между рангами октантов наличием фемининных-маскулинных характеристик (индекс андрогинии) и подверженностью личности гендерным стереотипам.

Обобщение полученных в процессе проведенного экспериментального исследования результатов позволило нам более полно охарактеризовать содержательные стороны исследуемых феноменов, их динамику и выявить имеющиеся закономерности.
Мы полагаем, что гендерная идентичность выступает как важная характеристика целостности личности. Прослеживается определенная динамика усвоения гендерных стереотипов в разные возрастные периоды. Исследуемая зависимость между наличием маскулинных/фемининных характеристик (гендерной идентичностью) и подверженностью личности гендерным стереотипам наиболее ярко проявилась в дошкольном возрасте, а в подростковом и зрелом возрасте зависимость между изучаемыми характеристиками не найдена. Следовательно, для данных возрастов соответствие гендерным стереотипам не столь значимо, чем в дошкольном возрасте. Это может быть объяснено тем, что в нашем обществе изменяются традиционной системы полоролевых стереотипов, серьезно влияя при этом на поведение мужчин и женщин. Жесткая нормативность и поляризация деятельности и установок постепенно уступает место принципу индивидуальной вариабельности, которая зависит от половой принадлежности индивида, но отнюдь не сводится к ней.

Необходимо также обратить внимание и на следующие моменты:
- по соматическим признакам существуют выраженные отличия между мужчинами и женщинами. Однако эти признаки жестко не детерминируют поведенческие реакции, в их влиянии на поведение значимую роль играют социальные факторы. Гендерная социализация выступает как процесс усвоения норм, правил поведения, установок в соответствии с представлениями о роли, положении и предназначении мужчины и женщины в обществе; ? если до недавнего времени делали акцент на предотвращение феминизации мальчиков, то сегодня, как это следует из полученных нами данных, не меньшее внимание должно быть уделено предотвращению психологической маскулинизации девочек, а решение проблемы оптимизации полоролевого воспитания отношений между полами становится еще более актуальным.

Литература:

  1. Абраменкова В. В. Половая дифференциация и межличностные отношения в детской группе Вопросы психологии. — 1987. — №5. — С. с. 70 — 78.
  2. Майерс Д. Социальная психология. — Санкт — Петербург: Издательство «Питер», 1999.
  3. Практикум по гендерной психологии Под ред. Клециной И. С. — Санкт — Петербург; Питер, 2003.
  4. Берн Ш. Гендерная психология. — Санкт — Петербург: Прайм — ЕВРОЗНАК,
    2002.
  5. Каган В. Е. Семейные и полоролевые установки у подростков Вопросы психологии. — 1987. — №2. — С. 54 — 61.
  6. Юферева Т. И. Образы мужчин и женщин в сознании подростков Вопросы психологии. — 1985. — №3. — С. 84 —90.
  7. Митина О. В. Кросскультурные исследования стереотипов женского поведения Вопросы психологии. — 2000. — №1. — С. 68 — 85.
  8. Агеев В. С. Влияние факторов культуры на восприятие и оценку человека человеком Вопросы психологии. — 1985. — №3. — С. 135 — 140.

 

Внимание!

Внимание! Все материалы, размещенные на сайте, выпущены в печатной форме и защищены законодательством об авторском праве Республики Беларусь. Полнотекстовое использование (перепечатка) материалов сайта допускается только с согласия издателя (ЧУП "Паркус плюс"), цитирование в научных целях допускается без согласия, но при обязательном указании автора статьи и источника цитирования.


Проверить аттестат

На правах рекламы