Титовец Т. Е.
Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО - ЯЗЫК - АНТРОПОГЕНЕЗ

В период возрастающей информатизации общества неизбежна переоценка содержания сложившихся культурных универсалий, а также их функций в развитии общества и личности. Под давлением постиндустриальной эпохи, монополии информационных технологий изменяется и язык как социокультурный феномен, теряя значения и понятия, слишком громоздкие или малопонятные для нужд рекламы, Интернета или срочной обработки массивов информации. Чтобы дать адекватную оценку зафиксированной тенденции в языках мира, необходимо обратиться к антропологической сущности языка, его функциям в развитии человека как в антропогенезе, так и в онтогенезе.

Выдающиеся представители немецкой антропологии, М. Шелер, А. Гелен видели антропологическое значение языка в развитии человеческого мышления, в основе которого лежит акт идеации - постижение сущностных форм построения мира независимо от числа наблюдений, то есть способность к разделению существования и сущности [1]. Такой акт идеации опосредуется словом. Слово (знак) представляет собой скрытое обобщение, так как оно не просто называет предмет, а выделяет в нем существенные признаки, по которым он и относится к классу этих предметов. Человек думает словами, он обобщает их значениями предметы в категории. Поэтому значение слова - единица речевого мышления.
Такая способность человека мыслить категориями, знаками и создавать новые знаки по мере познания бытия и самого себя лежит в основе семиотической природы человека, позволяющей ему свободно оперировать объектами в уме. Таким образом, язык, как разгружающая инстанция, позволил нашим предкам сместить центр тяжести человеческих усилий на более высокие и менее трудоемкие уровни, делая поведение человека все более предвосхищающим и адаптированным к нестабильности мира, преодолеть границы «здесь и теперь».

Благодаря возникновению языка и экономной упаковке идеальных ферм в человеческом сознании стало возможным творчество. Семиотическая природа человека как предпосылка творчества до сих пор является фактором развития человека как в антропогенезе, так и в онтогенезе, что научно подтверждается философско-психологическим положением о единстве развития мышления и речи. В. Розин ставит зависимость развитие психики от процесса формирования новых понятий, поскольку сигнифика-ция как процесс создания и употребления знака - это, с одной стороны, способ разрешения определенной социальной проблемы, а с другой, -переорганизация деятельности с учетом использования нового знака. А переорганизация деятельности в свою очередь влечет переорганизацию психики [2].
В неклассической парадигме философии языка , основанной В . Гум -больдтом, язык приобретает в онтологии человеческого сознания статус медиатора (посредника) между предметным миром и человеческим духом - язык делает предметность внешнего мира содержанием человеческого сознания, открывая возможность мышления о мире. Такая антропологическая функция языка достигается благодаря дискретности его единиц - возможности их комбинаторики как существенного свойства языка.

Язык - это отражение той части бытия, которое уже получило осознание человеком. Поэтому анализ языка, повышенное внимание к образцам естественного функционирования слова в ситуативных контекстах помогает приблизить свою смысловую картину мира к достигнутым человечеством вершинам в понимании мироздания и места человека в нем. В этом суть языковой терапии - исключить из собственной речи (так называемого личного перформанса) неправильные употребления, излишние обобщения (генерализации), а также уметь переводить возникающие мировоззренческие проблемы в плоскость языка, искать их разгадку в языке. Р. Барт называет практику такого языкового анализа или языковой терапии вторым измерением познавательной деятельности человека наряду с первым - непосредственным познанием вещественного мира: для человека познающего язык составляет природу. Познание мира человеком существенно ускоряется, когда он делает это через познание языка.

Не менее важной функцией языка в становлении личности является мировоззренческая функция. Язык - не просто выражение чувства, мысли, желания - это отзыв человека на бытие через мысль, а значит проявление самого бытия. Сказать - значит показать, объявить. Суть мира, как считает В. Губин, может присутствовать только в словесном разбиении мира, ибо в самом мире эта суть не видна, как не виден сад в голом пустыре [4]. Этим язык обеспечивает возможность открытости мира человеку, выполняя мировоззренческую функцию. Вводя в язык новое имя, новое понятие или категорию, мы уточняем сложившуюся картину мира, как уточняет ее личность, освоившая сущность нового понятия.

Исследования психолингвистики обнаруживают также взаимосвязь между изучением иностранного языка и развитием системного мышления. В. Г. Костомаров утверждает, что осознание символической функции языка, которое происходит в результате освоения иноязычных эквивалентов речевых единиц родного языка, побуждает говорящего переоценивать привычные явления действительности с точки зрения более глубоких обобщений на уровне концепции, что способствует развитию абстрактного мышления [3].

В век Интернета естественный язык становится искусственным, отдаленным от бытия. Отражение реального мира становится все более упрощенным и затуманенным по мере вымирания значений и понятий, не служащих нуждам рекламы. Язык теряет свои оттенки, а впитывающий его ребенок лишается возможности испытать высокие чувства, способность к утонченным состояниям души, которые век назад еще могли передать великие писатели и поэты.
Утрата художественного языка также ставит под сомнение развитие научных дискурсов. Как ни парадоксально это звучит, но наука, которая, казалось бы, не использует художественный язык в широком обиходе, находится в прямой зависимости от его сохранности. Для нового понимания нужен язык художественный, способный выразить невыразимое в научных понятиях и определениях.

Поэтому, чтобы не стать рабом самопроизвольных негативных тенденций, происходящих в языке, важно уметь давать адекватную оценку его изменениям, антропологизировать его, подчиняя его функциям служения человеку.
Чтобы возвышаться, трансцендировать над языком, следует научиться не только акцентировать внимание на устоявшихся значениях и правилах в языке, но и обеспечить определенную языковую свободу, вариативность, способность к языковым играм. Они позволяют личности выходить за пределы своих социальных ролей и вербализировать возможные миры - мыслимые состояния бытия, альтернативные наличному, сохраняя при этом установку на понимание слушателя (основное правило языковой игры). С другой стороны, в языковых играх, субъекты коммуникативной деятельности учатся играть смыслами и значениями, самостоятельно задавать глубину артикуляции идеальных объектов, этим самым прогнозируя дальнейшие варианты эволюции языка.

Истинный человек, ставший на путь самосовершенствования, стремящийся к реализации своей природной сущности, готов и способен прислушиваться к языку, открывать его в себе, видеть в нем детерминанту своего миропонимания, а также уметь переводить возникающие мировоззренческие проблемы в плоскость языка, решать их посредством анализа последнего. И главным аксиологическим критерием такого анализа служит соотнесение настоящего языка с его антропологической функцией -сделать поведение человека все более предвосхищающим и богатством языковых оттенков обеспечить ему чувство полноты бытия, событийности существования. Язык развивается, если он отвечает все более высоким переживаниям, которые свойственны человеческой природе.

Литература:

  1. Шелер М. Положение человека в космосе  Шелер М. Избранные произведения. — М., 1994. 2
  2. Розин В. М. Семиотические исследования. М., 2001.
  3. Костомаров В. Г. Мой гений — мой язык. — М., 1991.
  4. Губин В. Д. Философия: актуальные проблемы. — М., 2005.

 

Внимание!

Внимание! Все материалы, размещенные на сайте, выпущены в печатной форме и защищены законодательством об авторском праве Республики Беларусь. Полнотекстовое использование (перепечатка) материалов сайта допускается только с согласия издателя (ЧУП "Паркус плюс"), цитирование в научных целях допускается без согласия, но при обязательном указании автора статьи и источника цитирования.


Проверить аттестат

На правах рекламы