Ваткевич В. Ю.
Белорусский государственный университет культуры и искусств

ПОДРОСТОК И СЕМЕЙНЫЕ КОНФЛИКТЫ

Разрушение семейных связей, отсутствие любви в отношениях между родителями и детьми - одна из главных причин неполноценной социализации личности. Дети, лишенные социализирующего воздействия семьи, оказываются наименее подготовленными к взаимодействию с другими людьми, поэтому интерес социальных педагогов к детско-родительским взаимоотношениям не случаен.

Наши исследования, проведенные в одной из средних школ г. Пинска среди учеников 10 классов (100 человек) показали, что далеко не все дети чувствуют себя комфортно в собственной семье. Каждого седьмого подростка беспокоят отношения с родителями, 12% опрошенных ребят регулярно конфликтуют с ними, у 59% конфликты возникают иногда. В связи с этим очень важными являются любые научные данные, отражающие морально-психологическую обстановку в семье.

Проведенные исследования выявили ряд типичных причин конфликтов подростков с родителями, которые можно рассмотреть в таблице 1.
Проанализируем основные причины конфликтов подростков в семье. Все причины, указанные в таблице, можно разделить на две категории: виноваты «они» (родители) или - «мы» (дети). Особое внимание заслуживают причины, в которых, по мнению подростков, «повинны» родители: «Непонимание, разные взгляды на жизнь», «Несправедливость родительских требований», «Плохой характер родителей» и «Поведение родителей, выпивки, скандалы». Проведенные нами ранее опросы и наблюдения показали, что большинство родителей неоправданно считают себя компетентными в вопросах воспитания подростков, при этом, не интересуясь ни при каких обстоятельствах специальной информацией о воспитании.
«Непонимание, разные взгляды на жизнь». Эту причину конфликтов с родителями подростки поставили на первое место. Указанная причина намного опередила все остальные. И это не случайно: она может иметь «тройное происхождение»: социокультурное (как отражение конфликта поколений, «отцов и детей»); социально-психологическое (как отражение половозрастных особенностей людей); социально-ролевое (как отражение представлений родителей о собственных правах и обязанностях и правах и обязанностях своих детей).
К сожалению, родители не всегда на высоте в умении понимать своих детей. Дети гораздо точнее представляют себе, как их оценят родители, чем родители - юношеские самооценки.
Поэтому не удивительно, что каждый пятый юноша и девушка в наших исследованиях указали на то, что взаимоотношения в их семьях «не совсем хорошие» или вовсе - «плохие». Результаты опроса в таблице 2.

Общий взгляд на характер отношений в семьях наших респондентов производит более или менее благополучное впечатление: 80% подростков оценили их как хорошие.
«Несправедливость родительских требований». Если общение, на основе взаимопонимания и взаимного интереса не получается, то оно неизбежно принимает формальный, рутинный характер. Детско-родительс-кие отношения по своей природе интимны и не терпят формализма. Но достаточно часто бывают ситуации, когда родители вполне понимают детей, но вынуждены отказывать в их неразумных или чрезмерных запросах и желаниях. В этом случае в слова «они меня не понимают» подростки вкладывают иной смысл. И на самом деле это подростки не понимают своих родителей. Не понимают, что те, обладая большим жизненным опытом, ограждают их от соблазнов
и опасностей « взрослого» мира.

ведение родителей (выпивки, скандалы)» называли в наших исследованиях не более 3-7% опрошенных. Здесь, конечно, присутствует нежелание « выносить сор из избы». Подобную информацию с полным основанием можно назвать латентной (скрытой) не только от постороннего наблюдателя (исследователя), но и скрываемой от себя.
Главным способом семейной социализации является копирование детьми моделей поведения взрослых членов семьи. Социальный педагог призван направить этот процесс в сторону успешного социокультурного взаимодействия в диаде «Родитель- подросток».
Данные наших исследований позволят принимать квалифицированные меры по реабилитации подростков из семей с низким воспитательным потенциалом и коррекции общественно значимых отношений между родителями и детьми. Сложный мир подростка, далеко не всегда понятный взрослому, нуждается в ежедневной поддержке и корректировке. Подросток нуждается в помощи в освоении новых норм и правил. Ведь именно взрослый осознанно или нет, формирует личность, стратегию самоутверждения у своего подростка.

 

Внимание!

Внимание! Все материалы, размещенные на сайте, выпущены в печатной форме и защищены законодательством об авторском праве Республики Беларусь. Полнотекстовое использование (перепечатка) материалов сайта допускается только с согласия издателя (ЧУП "Паркус плюс"), цитирование в научных целях допускается без согласия, но при обязательном указании автора статьи и источника цитирования.


Проверить аттестат

На правах рекламы