Захарова Н. Е.
Институт философии НАН Беларуси

СВОБОДА ЧЕЛОВЕКА И ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ

Экологическая культура, основанная на национально-духовных традициях белорусского народа и на формировании новых ноосферных ценностей, становится важнейшим фактором возрастания человеческого потенциала, творческого человеческого развития, условием гуманизации социальной практики и консолидации общества. От того, насколько каждый член общества овладеет подлинной культурой взаимоотношений с другим человеком и с природой, насколько сознательно он откажется от принципов материальной избыточности и эгоизма в потреблении и природопользовании и подчинится требованиям экологического императива, основанного на принципах коэволюции общества и природы, зависит не только возможность социально устойчивого и экологически безопасного развития страны, но и условия творческого развития и духовного роста человека.

Говоря о творческом развитии и духовном росте качеств современного человека, невозможно оставить в стороне критерий свободы в развитии личности и общества. Свободу человека и человечества можно понимать как противостояние, оппозицию: человек и его сознание против мира, бытия, необходимости. Н. Бердяев определял два значения свободы: отрицательное и положительное. Первое определение связано с качественным скачком из царства природы в царство человека, это «свобода от...», свобода в первозданном виде. При соотнесении же с реальностью вступает в силу положительное определение, свобода «от чего». Однако в обоих пониманиях свобода - это исходный момент в становлении человека, она выступает как необходимость оторваться от необходимости, которая есть природа. Человек противостоит природе необходимо, эта линия противостояния оформляется со становлением картезианского рационализма. Р Декарт, разделив неделимую субстанцию разума и делимую субстанцию материи, расчистил путь для мощного рывка в познании законов природы и преобразования ее, по которому и пошла западная цивилизация. Так что истоки экологического кризиса вытекают из свободы так же, как и из необходимости. Однако положительное определение свободы (от чего) следует понимать как возможность отбора из множества вариантов разумного ответа, адекватной реакции на вызовы внешнего мира, что очень близко к задаче разумного ограничения. Выбор этих реакций и есть огромнейшее разнообразие живой природы и человечества. Именно в отборе, анализе, санкционировании проектов, моделей, сценариев развития свобода проявляется в своем положительном содержании, тесно смыкаясь с экологической необходимостью.

Полоса условий, совместимых с жизнью, весьма ограничена. Это область необходимости, где на свободу накладываются необходимые ограничения. «Все живое есть компромисс свободы и необходимости. Поэтому механизмы и средства, инструменты решения этого парадокса заключены в мере их взаимоотношения» [1, 8]. В ходе своей истории человек постоянно стремится расширить ареал свободы, но опредмеченная, «реализованная», объективированная, свобода в каждый данный момент выступает в «снятом» виде, становится реализованной возможностью, а тем самым и частью необходимости.
Отсюда возникает проблема регуляции, поиска компромисса между свободой и необходимостью в обществе (где в дополнение к природным механизмам действует целый ряд сложных социокультурных ограничений). Получается, что люди не могут быть свободны, не будучи необходимы (Ге -гель). Отталкиваясь от идей И. Пригожина и Стенгерс, исследователи пришли к новому пониманию свободы как креативности, творческого созидания, которое отталкивается не от действительной причины - свободы, а от ее следствия и предела - необходимости [2, 111]. Необходимость нужно понимать как фундаментальное ограничение, налагаемое на все живое в виде чрезвычайно узкой полосы условий, совместимых с жизнью. Как писал Гегель, «Свобода существенно конкретна, вечным образом определена в себе, и следовательно, вместе с тем необходима». «То, что рассудок понимает под свободой и необходимостью, есть лишь идеальные моменты истинной свободы и истинной необходимости, и им в их оторванности друг от друга не присуща истина» [3, 247]. Истина превращается в регулятивный механизм, в меру компромисса между свободой и необходимостью.

Итак, дихотомия человеческого сознания, сохраняемая и в силу его генезиса, и в силу формы функционирования, в философии выражается противопоставлением бытия и сознания, а в быту выражением «человек - царь природы». Парадокс заключается в том, что разграничение бытия и сознания, свободы и необходимости явилось условием становления и развития человека, но создание условий для дальнейшего его социоприродного развития требует пересмотра самих основ мышления и бытия. Как избежать антагонистичности свободного развития человека и необходимости природы в синтезирующей идее коэволюции? Ясно, что предел жизни - это та грань, которую нельзя переступать ни человеку, ни обществу. Инстинкт самосохранения, свойственный всему живому, должен еще шире дублироваться и корректироваться в сознании широким спектром социальных запретов-установок. Запрет можно назвать отрицательной ценностью. Постепенно запреты стягиваются в обобщенное понятие «зла», которое в силу своей экологической конкретности осознается даже прежде, чем «добро». Понятие добра начинает формироваться как оппозиция этому «злу». На границе жизни подобные представления воспринимаются достаточно четко. (Можно сослаться на содержание заповедей Моисея, Нагорную проповедь Христа, биоэтику А. Швейцера и т. д.). Мы полагаем, что для решения проблемы свободы при смене общественных и личностных ценностных приоритетов в контексте коэволюции и ограничений экологического императива свобода реализуется в самом акте осознания экологической необходимости и ответственности. Идея неслиянного единства личности в рамках архитектоники ответственности принадлежит М. М. Бахтину.

Можно взглянуть на социальный прогресс и в иной плоскости, рассматривая его как явление тройственной природы: прогресс политический, прогресс нравственный и прогресс умственный. Политический прогресс относится к свободе человека или его правам. Нравственный прогресс касается обязанностей человека или долга. Умственный прогресс связан с истиной или знанием человека. Таким образом, социальный прогресс представляет собой триаду: свобода - необходимость - истина. Можно другими словами: право - долг - знание. Только совокупность всех трех членов триады социального прогресса дает истинное бытие человека.

Отождествление социального прогресса с одним из членов триады будет односторонним и неверным. Там, где апеллируют только к свободе, правам человека, имеют человека прагматического. Там, где на первое место выдвигается истина, знание, оперируют с человеком разумным. Там, где все связывают с моралью, имеют дело с человеком духовным. Неразделен-ность этой триады требует комплексного решения по согласованию рассмотренных критериев развития человека и общества. . Если общество пойдет только по пути запретов, правовых ограничений, а сознание отдельного человека будет воспринимать это как насилие над своей свободой, мы не продвинемся вперед, так же, как если мы будем апеллировать к морали, не имея реальных рычагов экономического и научного технического решения, и т. д.
Таким образом, свобода связывается с расширением горизонта отношения человека к миру и к самому себе, с увеличением сложности и полноты бытия. Традиционный гегелевский философский смысл свободы как способности брать и осуществлять свою программу действия не нарушается, т. к в данном случае необходимость подчинения условиям внешней среды есть свобода преодоления собственного эгоизма и личной неразвитости. Без запретов и ограничений (рационально сформулированных «заповедей») невозможна разумная системная организация принципов коэволюции общества и природы и разрешение парадокса свободы человека.

  1. Литература:


    Егоров И. А. Принцип свободы как основание общей теории регуляции Вопросы философии. - 2000. - № 3.
  2. Швырев В. С. О деятельностном подходе к истолкованию «феномена человека»  Вопросы философии. - 2001. - № 2.
  3. Гегель Г. Энциклопедия философских наук. - Т. 1. - М.: Мысль, 1976.

 

Внимание!

Внимание! Все материалы, размещенные на сайте, выпущены в печатной форме и защищены законодательством об авторском праве Республики Беларусь. Полнотекстовое использование (перепечатка) материалов сайта допускается только с согласия издателя (ЧУП "Паркус плюс"), цитирование в научных целях допускается без согласия, но при обязательном указании автора статьи и источника цитирования.


Проверить аттестат

На правах рекламы