Главная Публикации «Личность-слово-социум» – 2006 ПСИХОЛОГИЯ ЛИТЕРАТУРЫ ТИПОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЗАДАНИЙ, ФОРМИРУЮЩИХ У УЧАЩИХСЯ 10 КЛАССА УМЕНИЯ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Галимская У. П.
Белорусский государственный экономический университет

ТИПОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЗАДАНИЙ, ФОРМИРУЮЩИХ У УЧАЩИХСЯ 10 КЛАССА УМЕНИЯ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

В настоящее время одна из важнейших задач системы школьного образования - создание оптимальных условий для гармоничного развития личности. Этому в значительной мере способствует развивающее обучение, которое учитывает индивидуальные особенности ученика, опирается на достигнутый уровень его интеллектуального развития, целенаправленно совершенствует его умения выделять существенные и несущественные признаки анализируемых явлений, сопоставлять и противопоставлять изученное, дифференцировать сходные и отличительные признаки, устанавливать причинно-следственные связи между ними, анализировать и обобщать, систематизировать материал в процессе его усвоения. В ходе такого обучения ученик становится субъектом учебной деятельности. У него формируется и развивается продуктивное, творческое мышление, показателями которого являются «оригинальность мысли, возможность получения нестандартных ответов и решения проблемы; быстрота и плавность возникновения необычных ассоциативных связей; «восприимчивость» к проблеме; способность найти новые непривычные функции объекта или его части» [1, 38-39].

Поэтому именно развитое продуктивное мышление способствует формированию у старшеклассников умений и навыков самостоятельной исследовательской деятельности с целью приобретения новых знаний и оперирования ими в незнакомой ситуации. Важную роль в этом играют метод исследования объектов, который нацелен на выяснение основной структуры изучаемых объектов, и метод вовлечения учащихся в это исследование, основу которого составляет пробуждение у них познавательного интереса. Такая учебная деятельность должна включать, как отмечает И. А. Зимняя, элементы анализа, сравнения, изменения, моделирования, овладение затем новыми способами этих действий, которые ставят ученика в новую позицию к изучаемому материалу, дают ему возможность оценивать этот материал, преобразовывать его и совершенствовать [2, 181].

Как известно, одним из важнейших средств обучения и основным источником систематизированных знаний для школьников является учебное пособие, содержание и структура которого отражают функции предмета в образовании, воспитании и развитии учащихся, а также программные требования к знаниям, умениям и навыкам применительно к каждому учебному году.

Так, в процессе изучения русского языка в 10-м классе у учащихся должны быть сформированы и развиты такие учебно-языковые и коммуникативные умения и навыки, как: обнаружение и исправление речевых недочетов и нарушений морфологических норм русского литературного языка; разграничение, квалификация и анализ смешиваемых фонетических, лексических, словообразовательных и морфологических явлений; определение стиля предложенного текста с аргументацией; лингвистический анализ текста; создание текста определенного функционального стиля с учетом применения, цели, условий общения, содержания, адресата и смыслового типа речи; стилистическая трансформация текста; редактирование, рецензирование текста; создание текстов дискуссионного и полемического характера и др. [3, 43-44].
Изучение русского языка в 10 классе в целом построено по принципу обобщения, углубления и систематизации у учащихся знаний по предмету, полученных в среднем звене базовой школы. Поэтому типы и виды заданий в учебном пособии направлены, в основном, на реализацию данной задачи.

Так, более углубленному изучению и осмыслению теоретических сведений способствуют рубрики «Ученые пишут» (например, упр. 1) и «Это интересно» (упр. 12, 22, 24), содержащие тексты научно-популярного характера и реализующие таким образом информационную функцию учебного пособия.
Систематизирующая функция учебного пособия представлена рубрикой « Проверяем себя», основу которой составляют вопросы обобщающего характера по теме и задания, требующие применения полученных знаний в системе (упр. 31, 68, 135).
Обобщающая функция пособия реализуется посредством рубрики «Повторяем изученное», в которой представлены упражнения, требующие воспроизведения имеющихся знаний в виде схем, таблиц, алгоритмов (упр. 167, 217, 257), подготовки учебных сообщений на заданную тему, в том числе с использованием материала таблицы, по плану (упр. 168, 173, 189,
203, 216, 227, 231, 248, 328, 350, 428).

Состав заданий в учебном пособии по русскому языку для 10 класса условно можно разделить на упражнения аналитического, аналитико-син-тетического и творческого характера. Количественно-типологический анализ упражнений, по нашему мнению, позволяет выделить:
задания, направленные на создание учащимися текста как речевой единицы - подготовка учебных сообщений, задания, требующие обоснования, аргументации (8, 4 %);
задания, направленные на формирование и закрепление у учащихся умений и навыков работы с текстом - определение темы, основной мысли, микротем, составление плана, тезисов, конспекта текста, трансформация и редактирование текста (8, 2 %);
задания, направленные на формирование и закрепление у учащихся умений и навыков стилевой и жанровой дифференциации текста, анализ языковых средств текста определенного функционального стиля (5, 8 %);

задания, направленные на формирование умений и навыков обобщения и систематизации полученных знаний и оформления изученного материала в виде схем, таблиц (5, 2 %);
задания, направленные на подготовку творческих работ - сочинений (3, 3 %), изложений (0, 6 %);
- задания, направленные на систематизацию и обобщение учащимися знаний о нормах русского языка, формирование культуры речи (22, 63 %).
Одной из главных особенностей учебного пособия по русскому языку для учащихся 10 класса является то, что в нем, на наш взгляд, заложена основа для формирования у школьников умений и навыков самостоятельной учебно-исследовательской деятельности. Наиболее выраженную эвристическую значимость в учебном пособии 10 класса по русскому языку представляют типы и виды заданий, требующие от школьника:
построения собственного аналитического вывода на основе текста с последующей его аргументацией (упр. 42, 47, 100, 138, 185, 198, 208, 226, 228, 241, 254, 282, 362, 367, 368, 369);

составления тезисов доклада и подготовки учебных и научных сообщений на предложенную тему (упр. 22, 33, 37, 168, 173, 189, 203, 216,
218, 227, 231, 248);
- составления текста-рассуждения (упр. 31, 277, 292, 294, 295, 297,
319, 373);
- составления текста-доказательства (упр. 21, 25, 38, 39, 45, 174, 198,
226, 228, 240, 242)
сравнения, сопоставления результирующего и исходного вариантов при трансформации текста (упр. 7, 44, 200, 245, 247);
анализа проблемной ситуации и последовательного ее разрешения в ходе эвристической беседы (упр. 34, 50, 53, 61, 64, 65, 157, 164, 188,
201, 213, 287);
- формулировки дискуссионной темы, участия в дискуссии, полемике
(упр. 59, 62, 67, 68);
- обращения к дополнительной справочной литературе, словарям (упр. 93, 98, 112).
В процессе выполнения таких заданий у десятиклассников формируются умения и навыки, определенные Ю. К. Бабанским [4, 153-154]:

анализа, что предполагает осмысленное восприятие информации, выделение существенных признаков и отношений, разделение на элементы, нахождение исходной структурной единицы, осмысление и объяснение связей, синтез (упр. 15, 41, 171, 212, 244 и др.);
выделения главного, предмета мысли, разделения информации на логические части и их сравнения, разграничения главного и второстепенного материала, нахождения ключевых слов и понятий, группировки материала, формулировки вывода (упр. 41, 43, 66, 118 и др.);
сравнения - определения объектов сравнения, выделения основных признаков сравнения, сопоставления, противопоставления, установления сходства и различия (упр. 17, 90, 154, 224, 286, 300 и др.);
обобщения - отбора типичных фактов, выделения главного в материале, сравнения, обобщения в виде вывода, теории, схемы (упр. 2, 97);
доказательства - определения тезиса, выбора способа доказательства, подбора необходимых и достаточных аргументов, классификации, установления причинно-следственных связей, формулировки вывода (упр. 1, 20, 25, 38, 39, 45, 108, 135, 144, 174, 242, 246, 256,
277, 284, 294 и др.);

- определения и объяснения понятий - нахождения родовых и видовых признаков, указания, пояснения, описания, характеристики (упр. 110, 114, 134 и др.).
В итоге старшеклассники овладевают системой научных представлений, учатся самостоятельно мыслить, приобретать и расширять знания, ориентироваться в потоке информации и применять полученные знания на практике. Подобные типы и виды заданий требуют от учащихся не только воспроизведения «готовых» знаний, но и осуществления отдельных поисковых операций. В ходе такой деятельности школьник осознанно относится к решению поставленной задачи, актуализирует имеющиеся у него знания по данной теме, учится применять их в новой учебной ситуации, находить новые способы решения данной задачи. Кроме того, ученик имеет возможность самостоятельно контролировать процесс решения поставленной задачи и проверять его результаты. Таким образом на практике реализуется дидактические методы обучения, обоснованные И. Я. Лернером [5, 109], - эвристический (или частично-поисковый) метод и метод проблемного изложения, которые учат старшеклассников мыслить продуктивно, творчески, а также способствуют формированию у них умений и навыков учебно-исследовательской деятельности.

Литература:

  1. 1. Калмыкова З. И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. - М., 1981. - 200 с.
  2. 2 Зимняя И. А. Педагогическая психология: учебник для вузов. - Изд. второе, доп., испр. иперераб. - М.: Логос, 2002. - 385 с.
  3. Программа по русскому языку/Л. А. Мурина, Ф. М. Литвинко, Г. И. Николаен-ко, Е. Е. Долбик и др. - Мн., Министерство образования РБ; 2003. - 55 с.
  4. Бабанский Ю. К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. - М.: Просвещение, 1985. - 208 с.
  5. Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения. - М.: Педагогика, 1981. -186 с.
  6. Русский язык: учеб. пособие для 10-го кл. учреждений, обеспечивающих получение общ. сред. образования, с бел. и рус. яз. обучения с 11-летним сроком обучения /Л. А. Мурина [и др. ]. - Мн.: Нар. асвета, 2005. - 271 с.

 

Внимание!

Внимание! Все материалы, размещенные на сайте, выпущены в печатной форме и защищены законодательством об авторском праве Республики Беларусь. Полнотекстовое использование (перепечатка) материалов сайта допускается только с согласия издателя (ЧУП "Паркус плюс"), цитирование в научных целях допускается без согласия, но при обязательном указании автора статьи и источника цитирования.


Проверить аттестат

На правах рекламы