Главная Публикации «Личность-слово-социум» – 2006 ПСИХОЛОГИЯ ЛИТЕРАТУРЫ ПУБЛИЧНАЯ РЕЧЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Сенина Т. А.
Минский государственный лингвистический университет

ПУБЛИЧНАЯ РЕЧЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Исследования психологов и социологов показывают, что 70% своего времени человек проводит в процессе взаимодействия с другими людьми, что обуславливает его высокую речевую ответственность и пристальное внимание к развитию коммуникативно-речевых умений, которые во многом реализуются в социуме как умения публичной речи. Цель любого публичного выступления - передача знаний и воздействие не только на родном, но и на изучаемом иностранном языке, поэтому обучение умениям публичной речи сопровождается развитием познавательных интересов личности, ее интеллекта.

Умение выступать публично также является средством становления духовного мира человека, поскольку приобщение обучающихся к искусству речи предполагает не только формирование общей словесной культуры, но и способствует развитию личности в самом широком смысле. Индивидуум приобретает такие характеристики как активность, инициативность, способность эффективно отстаивать свои интересы, внутреннюю независимость по отношению к любым «колебаниям» в жизни, мотивационную и когнитивную готовность к самообучению.
Более того, как и любой процесс обучения, овладение публичной речью на иностранном языке выступает средством социализации личности. Способность ориентироваться в основных видах социальной активности, осознание личных и социальных возможностей и путей их осуществления, обогащение, раскрытие социальных норм общения, формирование образа собственного «Я» обучаемого как активного субъекта деятельности, осмысление своей социальной принадлежности, социальных ролей, формирование самооценки и саморегуляции - все эти функции выполняет обучение публичной речи на иностранном языке.

Умения публичной речи составляют основу рациональной организации обучения личности, обладающей новым, гибким, критическим мышлением, развитыми творческими способностями и воображением. Понимание значимости публичной речи и ее необходимости для развития личности обучаемого позволяют надеяться, что в дальнейшем будет осуществляться эффективное обучение, направленное на овладение содержанием публичной речи на иностранном языке, удовлетворяющим потребностям и запросам культурной, политической и социально-профессиональной деятельности человека.

Литература:

  1. Бодалев А. А. Личность и общение: Избр. труды. - М.: Педагогика, 1983. -271 с.
  2. Кузнецов И. Н. Риторика. - Мн.: ТетраСистемс, 2003. - 560 с.
  3. Социология/Г. В. Осипов (руководитель авт. кол.), Ю. П. Коваленко, Н. И. Щипанов, Р. Г. Яновский. М.: Мысль, 1990. - 446 с. Гутько Л. В.

 

Внимание!

Внимание! Все материалы, размещенные на сайте, выпущены в печатной форме и защищены законодательством об авторском праве Республики Беларусь. Полнотекстовое использование (перепечатка) материалов сайта допускается только с согласия издателя (ЧУП "Паркус плюс"), цитирование в научных целях допускается без согласия, но при обязательном указании автора статьи и источника цитирования.


Проверить аттестат

На правах рекламы