Главная Публикации «Личность-слово-социум» – 2006 ПСИХОЛОГИЯ ЛИТЕРАТУРЫ О РОЛИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАНЫМ ЯЗЫКАМ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ

Никишова А. В.
Барановичский государственный университет

О РОЛИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАНЫМ ЯЗЫКАМ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ

Одной из актуальных проблем методики обучения иностранным языкам в неязыковом вузе и неотъемлемой частью учебного процесса является самостоятельная работа студентов, направленная на формирование умений в различных видах речевой деятельности. Самостоятельная работа включается современными методистами в содержание обучения иностранным языкам и рассматривается как интегральная часть всей системы работы над языком, которая входит в состав аудиторных, факультативных и внепрограммных занятий. Однако самостоятельная работа имеет свои особенности и должна рассматриваться как интегральный, но полноценный компонент учебно-воспитательного процесса.
Учебная программа предусматривает практическое владение иностранным языком, т. е. формирование у студента умения практически использовать приобретeнные навыки в общественно-полезной деятельности. Формирование речевых умений требует систематически целенаправленной самостоятельной работы студента.

В современных условиях стремительного развития науки и техники, быстрого накопления и обновления информации очень важно привить студентам интерес к накоплению знаний, научить их учиться. Задача преподавателя - научить студентов ориентироваться в потоке информации, самим добывать знания, пользуясь рациональными приeмами работы с книгой и другими источниками, обобщать различные материалы, давать им оценку.
В понятие самостоятельной работы включается самостоятельная деятельность студентов без непосредственного участия в ней преподавателя. Это изучение нового, повторение пройденного, контроль приобретенных умений и навыков.

Практически овладеть иностранным языком, не находясь в языковой среде, можно только при условии ежедневной интенсивной тренировки в его употреблении. Из психологии известно, что знания, полученные самостоятельно, путeм преодоления посильных трудностей, усваиваются прочнее, чем полученные в готовом виде от преподавателя. Ведь «никакие знания, не ставшие объектом собственной деятельности, не могут считаться подлинным достоянием человека» [1, 129].
В ходе самостоятельной работы каждый студент непосредственно соприкасается с усваиваемым материалом, концентрирует на нем все свое внимание, мобилизуя все резервы интеллектуального, эмоционального и волевого характера. Оставаться нейтрально-пассивным он не может.

Помимо того, что самостоятельная работа вызывает активность студентов, она обладает еще одним важным достоинством - носит индивидуализированный характер. Каждый студент использует источник информации в зависимости от своих собственных потребностей и возможностей. Это свойство самостоятельной работы придает ей гибкий адаптивный характер, что значительно повышает ответственность каждого отдельного студента и как следствие его успеваемость.
Таким образом, под самостоятельной работой понимается репро-дуктивно-творческая самостоятельная деятельность студента, направленная на решение определенных дидактических задач.

Основные положения, которые определяют методическую систему работы, вытекают из психолого-педагогических характеристик самостоятельной деятельности студентов. К наиболее существенным из них следует отнести повышение мотивации учения [2]. Практическое применение знаний в процессе учебной и будущей трудовой деятельности обеспечивается в том случае, когда перед студентом возникает необходимость решить ряд проблем только при условии использования иностранного языка. Усиливается познавательная мотивация благодаря приобщению студента к иной национальной культуре в ее широком понимании. Выполнение программных требований не может удовлетворить растущие потребности в знаниях. Это осуществимо лишь при самостоятельной и углубленной работе над иностранными источниками. Познавательная самостоятельность является главным средством развития творческой индивидуальности студента. Развиваясь от простого воспроизведения изучаемого материала, выполнения действий по аналогии, а затем и самостоятельного решения познавательных задач, познавательная активность переходит в творческую.

Не менее существенной педагогической особенностью самостоятельной работы является зависимость развития познавательной самостоятельности от приемов преподавания. Эвристические задания стимулируют творческую самостоятельность, а репродуктивная работа формирует стереотипность как самой деятельности, так и мышления. Поэтому методика обучения должна строиться с учетом усложнения содержания и способов деятельности самостоятельной работы.
Динамика деятельности по усвоению новой информации, формирование определенных навыков и умений требуют адекватной системы средств обучения, стимулирующих познавательную деятельность студента. Успешное развитие самостоятельной деятельности обеспечивается постоянным нарастанием сложности заданий.
Принципы методики обучения самостоятельной работе и ее организация вытекают из активного коммуникативного подхода к овладению языком. В организации и обучении самостоятельной работе находят отражение современные проблемы методики обучения иностранным языкам, такие, как усвоение языка и овладение им, использование родного языка, условия овладения языком и др.

Компонентами самостоятельной работы являются действия по выполнению различного рода упражнений. К ним относятся упражнения, формирующие навыки и умения чтения, а также навыки и умения вторичной деятельности на основе текста (поиск ценной информации, нахождение нужных источников и ориентирование в них; создание вторичного продукта на базе текста - реферата, аннотации, рецензии и пр.). В устной форме речи - это умение устанавливать и поддерживать речевой контакт с собеседником, делать устное информативное сообщение, а также частные умения: работать над лексическим и грамматическим аспектом текста, воспринимать устную речь на слух, осуществлять контроль и самопроверку. Все перечисленные действия могут быть эффективно реализованы в различных формах самостоятельной работы.
Большое значение имеет правильная организация самостоятельной работы. Важно, чтобы обучаемые:

испытывали желание трудиться для усвоения предмета;
умели рационально распределять свои усилия на уроке и во внеурочное время;
ощущали удовлетворение от получаемых знаний;
- чувствовали ответственность за результаты учебного труда. Самостоятельная работа, прежде всего, завершает задачи всех других видов учебной работы. Ее четкая организация способствует:
прочному овладению иностранным языком (то, что усвоено самостоятельно, всегда остается в памяти);
овладению приемами изучения языка на занятиях под руководством преподавателя;
развитию таких познавательных процессов студентов, как мышление, память, воображение;
осуществлению более эффективного контроля за процессом овладения языком на занятии.
Следовательно, правильно организованная самостоятельная работа позволяет преподавателю работать с каждым студентом индивидуально, привить ему навык изучения языка и проконтролировать пути формирования этого навыка.

Эффективность самостоятельной работы может быть повышена, если она управляется, т. е. осуществляется руководство деятельностью студентов через составляемые преподавателем алгоритмы. Управление ходом самостоятельной работы имеет две равноценные цели: прочное усвоение знаний, развитие навыков и умений, и одновременно овладение приемами учебного труда. Современные дидакты придают особое значение методике научить учиться, усматривая в ней предпосылки непрерывного образования.

В учебных условиях самостоятельная работа является лишь относительно самостоятельной. Студенты испытывают косвенное воздействие преподавателя, позволяющее им ощутить себя активными субъектами учения. Преподаватель способствует вызову мотивации самостоятельной работы и обеспечивает ее рациональный и результативный характер. Самостоятельная работа протекает тем успешнее, чем более добровольный характер она имеет Поэтому преподаватель должен закладывать основу для зарождения у студентов потребности в ней. Иногда целесообразно создавать такое положение, при котором студенты ощутили бы дефицит усвоенного материала, указывая при этом на конкретный источник информации для восполнения этого дефицита. Вызвав мотив и заложив интерес к самостоятельной работе, преподаватель обеспечивает ее проведение, оставаясь при этом «за занавесом» [3].
Итак, самостоятельная работа решает очень важную сторону коммуникации - более совершенное, лингвистически грамотное функционирование языка, поскольку при самостоятельной работе превалирует компонент сознательного усвоения правил формирования и нормативного употребления языка. А это в целом совершенствует коммуникативное общение в том или ином виде коммуникативной деятельности. Решение проблемы самостоятельной работы в системном плане может обеспечить эффективные условия повышения качества обучения иностранному языку, придаст теоретическому содержанию прикладной характер, а также составит важную предпосылку дальнейшего самообразования.

Литература:

  1. Гез Н. И. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. М.: Высшая школа, 1982. - 373с.
  2. Басова Н. В. Педагогика и практическая психология. Ростов н/Дону: Феникс, 1999. - 416с.
  3. Зимняя И. А. Педагогическая психология. М.: Логос, 2002. - С. 248.
 

Внимание!

Внимание! Все материалы, размещенные на сайте, выпущены в печатной форме и защищены законодательством об авторском праве Республики Беларусь. Полнотекстовое использование (перепечатка) материалов сайта допускается только с согласия издателя (ЧУП "Паркус плюс"), цитирование в научных целях допускается без согласия, но при обязательном указании автора статьи и источника цитирования.


Проверить аттестат

На правах рекламы