Главная Публикации «Личность-слово-социум» – 2006 ПСИХОЛОГИЯ ЛИТЕРАТУРЫ РОЛЬ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Елагова Е. В.
Гимназия №3 г. Могилёва

РОЛЬ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

В настоящее время формирование иноязычной деятельности приобретает особую значимость. Начались изменения в содержании, средствах и методах обучения школьников, применение демократического стиля общения учителя и ученика, способствующего развитию его познавательных интересов и нравственных личностных качеств. Главным становится не планирование общей, единой для всех линии обучения и развития, а осуществление подхода к каждому ученику с учётом его индивидуальных особенностей. При обучении иностранному языку это означает поиск и выявление продуктивных методов и приёмов обучения.
Значительным и во многом неиспользованным средством для целенаправленного формирования учебной деятельности детей является игра.

Несомненно, что задачи обучения значительно шире, чем сообщение ученикам определённой суммы знаний и выработка умений применять эти знания. Главная задача обучения - подготовка детей к жизни. На наш взгляд, она особенно важна на этапе становления личности в младшем школьном возрасте, так как именно этот период, будучи переходным обладает глубокими потенциальными возможностями физического, духовного, социального и психологического развития ребёнка.
В научной и педагогической среде часто используется термин «педагогические технологии». Его содержание разные авторы понимают не однозначно и связывают с активизацией и интенсификацией учебного процесса. Игровые технологии, обучающие, дидактические игры исследовались многими педагогами, методистами и учителями. Однако более активное включение игр в учебно-воспитательный процесс находит отражение в работах современных исследователей.

Особенно актуальна реализация игровых технологий в процессе формирования личностных качеств учащихся в процессе обучения иностранному языку, направленных на общее развитие младших школьников. Поскольку именно в этот период происходит формирование личностных качеств ребёнка, его отношение к труду, учению, окружающему его миру. Анализ литературы показал, что эффективность и продуктивность реализации игровых технологий в процессе обучения отмечают многие методисты. Однако в осмыслении, трактовке и интерпретации игровых технологий не прослеживается единства и однозначной теоретической основы.
По мнению Селевко Г. К. [4, 154] игровая деятельность выполняет следующие функции:
игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих у ребёнка в поведении, общении, учении, и других видах жизнедеятельности. «Эффект игровой терапии определяется практикой новых социальных отношений, которые ребёнок получает в ролевой игре. Именно практика новых реальных отношений, в которые ролевая игра ставит ребёнка как со взрослым, так и со сверстниками, отношений свободы и сотрудничества, взамен отношений принуждения и агрессии, приводит в конце концов к терапевтическому эффекту» (Эльконин Д. Б.);
диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры. Диагностическая функция игры предоставляет педагогу возможность диагностировать различные проявления ребёнка (интеллектуальные, творческие, эмоциональные и др.). В то же время игра - «поле самовыражения», в котором ребёнок проверяет свои силы, возможности в свободных действиях, самовыражает и самоутверждает себя;
функцию коррекции: внесение позитивных изменений и дополнений в структуру личностных показателей. В игре этот процесс происходит естественно, мягко.
межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;
социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

Многие психологи считают, что именно в игре ребёнок проходит первую школу социальных отношений, когда он начинает понимать, что невозможно играть без сопереживаний другому, без уступок друг другу, без подчинения правилам, выработанным сообща. В условиях общения ребёнок сталкивается с необходимостью применять на практике усваиваемые нормы поведения по отношению к другим людям, приспосабливаясь к их конкретным ситуациям.
Личность ребёнка развивается в зависимости от социальных условий, а также от того, какую значимость для него приобретает та или иная социальная ситуация и какой личностный смысл имеют нравственные и другие ценности. Игрой является такое воссоздание человеческой деятельности, при котором из неё выделяется её социальная суть, т. е. её задачи и нормы отклонений между людьми.
На наш взгляд, одной из важнейших функций игры является функция социализации. Игра - сильнейшее средство включения ребёнка в систему общественных отношений, усвоения им богатств культуры. Игра способствует безболезненной адаптации к условиям социальной жизни в дальнейшем.

Игровая деятельность как метод обучения и передачи социального, коммуникативного опыта, как метод активизации учебного процесса может использоваться в следующих случаях:
в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
как элементы более обширной технологии;
в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
как технологии внеклассной работы.

В игре создаются благоприятные условия для дальнейшего, более глубокого освоения и отработки знаний, норм поведения, что приводит к эффекту общего развития. Сама игра является поразительным и замечательным феноменом человеческой культуры, и развитие любых её компонентов является огромной самостоятельной ценностью [3, 88].
Использование игровых технологий при изучении иностранного языка можно рассматривать как ситуативно-вариативное упражнение, где создаётся возможность многократного повторения речевого образца, в условиях максимально приближенных к реальному общению с присущими ему признаками - эмоциональностью, спонтанностью, целенаправленностью речевого воздействия. Игры способствуют выполнению следующих методических задач:
созданию психологической готовности детей к речевому общению;
обеспечению естественной необходимости многократного повторения языкового материала;
тренировке детей в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной спонтанной речи.

Самое главное заключается в том, чтобы игра органически сочеталась с серьёзным, напряжённым трудом, способствовала активизации умственной деятельности и не отвлекала от процесса учения. Не следует забывать о том, что дидактическая игра - это игра не только для ребёнка, так как её организация и проведение-задача достаточно сложная для педагога.
На основе анализа исследований педагогов и методистов можно выделить следующие основные условия эффективности реализации игровых технологий в процессе обучения:
наличие у педагога знаний по организации и проведению дидактических игр;
умение обращать внимание детей на случаи из жизни, которые могут послужить сюжетом для игры;
использование косвенных методов руководства игрой, активизирующих психические процессы ребёнка, его опыт, а также создание игровых имитаций;
умение включиться в игру на главных или второстепенных ролях;
регулирование игровых взаимоотношений, разрешение конфликтов, предоставление ярких ролей детям с низким социометрическим статусом, включение в игру застенчивых, малоактивных детей;
оптимальное сочетание занимательности и обучения, позволяющее с увлечением решать сложные учебные задания;
установление атмосферы уважения, взаимопонимания, доверия и сопереживания;
- привлечение детей к обсуждению игры и оценке действий в ней. Для использования всех игр в обучении иностранному языку характерна общая структура учебного процесса, включающая этапы:

1. Ориентация: учитель представляет тему, даёт характеристику игры,
общий обзор её хода и правил.
Подготовка к проведению: ознакомление со сценарием, распределение ролей, подготовка к их исполнению, обеспечение процедур управления игрой.
Проведение игры: учитель следит за ходом игры, контролирует последовательность действий, оказывает необходимую помощь, фиксирует результаты.

Обсуждение игры: даётся характеристика выполнения действий, их восприятия участниками, анализируются положительные и отрицательные стороны хода игры, возникшие трудности, обсуждаются возможные пути совершенствования игры, в том числе изменение её правил.
В настоящее время особое внимание уделяется развитию и поддержанию интереса школьников к учению, положительного к нему отношения, усиление акцентов на формирование познавательных интересов. Поскольку мотивация - развивающийся во времени сложный психологический процесс, внутренняя движущая сила действий и поступков личности, возникает острая необходимость в формировании её на начальном этапе. Мотиваци-онная сфера младшего школьника не постоянна и не устойчива. Её изменение непосредственно связано с развитием личности и видами деятельности. Одним из постоянно сильнодействующих мотивов детской деятельности является интерес. Включение игровых технологий в процесс изучения иностранного языка способствует формированию устойчивого интереса у младших школьников к учению. Устойчивость интереса выражается в длительности сохранения интереса к изучаемому предмету.

Младший школьный возраст особенно подходящий для изучения иностранного языка: «шестилетки отличаются особой восприимчивостью к языковым явлениям, у них появляется интерес к осознанию своего разговорного опыта, «секретов» языка» [3, 55]. Автор отмечает, что возможность опоры на игровую деятельность позволяет обеспечить естественную мотивацию высказывания на иностранном языке, сделать его интересным и осмысленным. Игра не противоречит учебной деятельности, а органично связана с ней.
Принцип активности ученика в процессе обучения - один из доминирующих в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, созданной потребностью в усвоении знаний и умений. Такого рода активность ученика в процессе обучения сама по себе не возникает, она является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий и организации педагогической среды, т. е. применяемой педагогической технологии.

Психологами доказано, что игра способствует переходу с родного языка на иностранный язык. Игровая форма занятий создаётся при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к изучению иностранного языка. В игре языковой материал усваивается незаметно, но эффективно, снимая при этом психологический барьер употребления в речи слов иностранного языка.
Игра обладает такой особенностью как универсальность, т. е. игровые технологии можно применять при достижении различных целей и задач обучения. Игровая деятельность на уроке иностранного языка не только организует процесс обучения на этом языке, но и максимально приближает его к естественной коммуникации. Являясь сложным и одновременно увлекательным занятием, игра требует концентрации внимания, тренирует память, развивает речь. Отказ от инертности, однообразия, альтернативность работы, быстрота интеллектуальной реакции на возникшую игровую ситуацию - в этом заключаются преимущества реали-зации игровых технологий на уроке иностранного языка.

На начальном этапе обучения иноязычному общению осуществляется в процессе моделирования задач на учебных занятиях, а игры предполагают следование образцу. Наиболее распространены имитационно-моделирующие игры, сюжетно-ролевые, игровые упражнения, игры-конструирования. Так, например, игровые упражнения позволяют организовать целенаправленную речевую практику обучаемых иностранному языку [2, 56].
Именно использование игровых приёмов позволяет заложить основы для формирования главных компонентов учебной деятельности: умение видеть цель и действовать в соответствии с ней, умение контролировать свои действия.
При реализации игровой технологии на уроке английского языка необходимо учитывать следующие требования:
игра не должна быть образцом для механического подражания -это образец творчества;
учитель представляет оригинальный образец иностранной речи, который должен побуждать детей быть оригинальными, самостоятельными;
в игре не пользуются системой оценок, ошибка в речевом действии должна приводить к проигрышу;
формулировка игровой ситуации, правил игры, рассказ о том, что получается в результате, должна даваться на родном языке;
игра должна вызывать положительный эмоциональный интерес, желание как можно скорее включиться в игру.

Именно в игре возникает естественная потребность многократного повторения языкового материала, а также тренировка учеников в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной речи. Учитывая возрастные особенности учеников и дидактические возможности игры, рекомендуется использовать элементы игровых технологий на каждом уроке как средство развития навыков употребления грамматических структур и лексических единиц, чтения и письма.

Однако нельзя забывать, что за игрой стоит учебный процесс. Основные требования, которые должны соблюдать учителя при планировании и проведении дидактических игр: игра должна логически вытекать из учебно-воспитательного процесса. Если элементы игровых технологий будут использоваться интегрированно с традиционными элементами урока для обучения младших школьников, то, по нашему мнению, удастся выработать оптимальный подход к организации процесса обучения иностранному языку младших школьников.

Литература:

  1. Елагова Е. В. Игровые технологии как метод интенсификации обучения иностранному языку Материалы международной научно-практической конференции «Классические концепции и современные технологии преподавания иностранных языков». - Могилёв, 2003. -с. 55-58.
  2. Елагова Е. В. Игровые технологии как метод формирования мотивации учения Материалы 1-й Международной научно-практической конференции «Феномен человека в психологических исследованиях и в социальной практике». - Смоленск: СПГУ, 2003. -с. 88-90.
  3. Коптенова И. В. Игры со словами. //Иностранные языки в школе, -2003 №1.
    с. 54-56.
  4. 4. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. -
    М.:Народное образование, 1998. -256с.
 

Внимание!

Внимание! Все материалы, размещенные на сайте, выпущены в печатной форме и защищены законодательством об авторском праве Республики Беларусь. Полнотекстовое использование (перепечатка) материалов сайта допускается только с согласия издателя (ЧУП "Паркус плюс"), цитирование в научных целях допускается без согласия, но при обязательном указании автора статьи и источника цитирования.


Проверить аттестат

На правах рекламы