Главная Публикации «Личность-слово-социум» – 2006 ПСИХОЛОГИЯ ЛИТЕРАТУРЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ «ПРОБЛЕМНЫХ ТАБЛИЦ» ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ЭВРИСТИЧЕСКОЙ БЕСЕДЫ НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Патейко Н. В.
Научный руководитель - Манкевич Ж. Б.
Барановичский государственный университет

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ «ПРОБЛЕМНЫХ ТАБЛИЦ» ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ЭВРИСТИЧЕСКОЙ БЕСЕДЫ НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Проблемное обучение не является новым в педагогической практике. С ним связаны такие имена как Сократ, Руссо, Дистерверг, однако наибольшее распространение проблемный метод обучения получил в 20-30-х годах ХХ века в советской и западной школах [3]. Для него характерно то, что знания не преподносятся в готовом виде, не даются алгоритмы решения той или иной задачи. Весь смысл метода заключается в стимулировании поисковой деятельности обучаемого.

Таким образом, можно утверждать, что проблемное обучение - один из видов обучения, основанный на использовании эвристических методов. Оно ставит своей целью развитие эвристических умений в процессе решения проблемных ситуаций, которые могут носить как практический, так и теоретико-познавательный характер. При использовании принципов проблемного обучения преподаватель организует активное взаимодействие субъекта с содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их разрешения, учится мыслить творчески.
Центральным понятием проблемного обучения является проблемная ситуация - это психическое состояние интеллектуального затруднения, вызванное, с одной стороны, острым желанием решить проблему, а с другой - невозможностью это сделать при помощи имеющегося запаса знаний и с помощью знакомых способов действия, и создающее потребность в приобретении новых знаний или поиске новых способов действий. Проблемная ситуация отличается от непроблемной тем, что последняя фактически не ориентирует учащихся на получение новой информации, не возбуждает интереса, не повышает мотивацию [1]. Отличается также специфика связи между компонентами ситуации: задача, предмет и способ решения. Между ними есть противоречие, для решения которого в непроблемной ситуации достаточно репродуктивной деятельности учащихся, а в проблемной требуется продуктивная речемыслительная деятельность.

Говоря о проблемной ситуации, необходимо указать методические приемы ее создания:
учитель подводит учащихся к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения;
сталкивает противоречия практической деятельности;
излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;
предлагает учащимся рассмотреть проблему с различных позиций;
побуждает обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставляя различные факты;
ставит конкретные вопросы (на обобщении, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения и т. д.);
определяет проблемные теоретические и практические задания (например, исследовательские);

ставит проблемные задачи (например, с недостаточными или избыточными исходными данными, с заведомо допущенными ошибками, с неопределенностью в постановке вопроса, с противоречивыми данными, с ограниченным временем обсуждения и т. д.) [2].
Мы считаем, что преимущественное использование проблемных заданий на уроках слишком неэкономично, поэтому оптимальным будет сочетание традиционного изложения с включением проблемных ситуаций, имеющих свою специфику в зависимости от предмета. Темой нашего исследования явилась разработка «проблемных графических опор» при обучении грамматической стороне английского языка и приемов работы с ними. Анализ литературных источников показал, что ранее, по крайней мере, в системном виде, этот прием не рассматривали. Нам же он видится весьма перспективным.

Суть разрабатываемого нами приема обучения грамматике английского языка с использованием «проблемных таблиц» заключается в преимущественном использовании в учебном процессе исследовательского рефлекса саморазвития за счет такого способа учения как поиск.
Примерная схема работы над изучением нового грамматического материала может выглядеть следующим образом:
самостоятельное изучение студентами теоретического материала по определенной теме;
систематизация приобретенных знаний совместно с преподавателем с помощью проблемной таблицы, которая ориентирует студентов на самостоятельный поиск решения;
заполнение студентами пробелов в структуре таблицы с одновременным выстраиванием логической цепочки правил по данной теме;

выполнение ряда упражнений на закрепление приобретенных теоретических знаний.
По сути дела, в данной схеме изменениям подвергается лишь первый пункт: грамматический материал может изучаться как самостоятельно, так и под руководством учителя. В конечном итоге учащиеся приобретают навыки самостоятельного заполнения (или даже создания) подобных графических опор. Как показало наше пилотное исследование, учащиеся проявляют повышенный интерес к такому виду работы. В свою очередь опора на исследовательский рефлекс в значительной степени повышает мотивацию изучения иностранных языков.
При работе с грамматическими таблицами меняется характер общения объекта и субъекта учебного процесса: он приобретает окраску реальной коммуникации; ученик стремиться завершить начатую учителем логическую цепочку, активно размышляя и дискуссируя. При поиске ответа на поставленные вопросы задействуются два вида мышления: словесно-логическое и абстрактно-образное, поскольку ученик непроизвольно стремится имеющуюся вербальную информацию упорядочить с помощью графики и с ее же помощью найти ответы на все поставленные вопросы.

Еще два принципа, которые необходимо соблюдать при разработке « проблемных таблиц» - постепенное нарастание трудности заданий и однотипность (или подобие) логических шагов по поиску решений. По сути дела, при работе с проблемными таблицами у ученика создается впечатление, что в начале он сам создает правило, а затем приходит чувство: «я это вобщем-то знаю».
Результаты контрольного среза, проведенного после опытного обучения, оказались достаточно высокими, что свидетельствует об эффективности избранного нами приема работы над изучением иноязычного грамматического материала.

Литература:

  1. Бабанский Ю. К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. - М.: Просвещение, 1985.
  2. Конышева А. В. «Современные методы обучения иностранным языкам». -Мн., 2004 г.
  3. Кудрявцев Т. В. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. - М.: Знание, 1991.

 

Внимание!

Внимание! Все материалы, размещенные на сайте, выпущены в печатной форме и защищены законодательством об авторском праве Республики Беларусь. Полнотекстовое использование (перепечатка) материалов сайта допускается только с согласия издателя (ЧУП "Паркус плюс"), цитирование в научных целях допускается без согласия, но при обязательном указании автора статьи и источника цитирования.


Проверить аттестат

На правах рекламы