Главная Публикации «Личность-слово-социум» – 2006 ПСИХОЛОГИЯ ЛИТЕРАТУРЫ ДЕБАТЫ КАК СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ ОБЩЕНИЮ НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ

Седич Е. Н.
Барановичский государственный университет

ДЕБАТЫ КАК СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ ОБЩЕНИЮ НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ

Обучение общению на иностранном языке видится особенно актуальным в современных условиях реформы высшего образования, т. к. участие студентов в международных конференциях, общение с представителями разных культур предполагают наличие у студентов умения логически правильно, аргументированно и эмоционально выражать свои мысли.
Обучение общению на иностранном языке - длительный процесс, связанный с преодолением ряда объективных и субъективных трудностей: знать язык - еще не значит эффективно использовать его как средство общения. В рамках дисциплины «Практика устной и письменной речи английского языка» при работе с будущими преподавателями иностранного языка мы уделяем много внимания обозначенной проблеме. Начиная с первого курса на занятиях мы используем ряд приемов, которые приучают студента к мысли, что язык, прежде всего, инструмент коммуникации, и только во второю очередь - учебный предмет. Ответ на вопрос собеседника, например, студенту предлагается всегда начинать с эмоциональной фразы-реакции:

You won't believe but... Imagine my surprise when ... What do go you think I did? You'll never guess what happened next. Do you mean to say that...? Выразить согласно с точкой зрения партнера помогают следующие выражения:
Well, you have a point here. Yes, I agree entirely. That's exactly what I think. What you say is perfectly true. Несогласие с каким-то утверждением звучит более корректно, когда студенты используют в речи следующие речевые клише: Well, you have a point here, but.
Perhaps. But don't you think that...? I see what you mean, but. You may be right, but I think that... Овладев основными приемами ведения беседы, мы переходим к следующему этапу общения - дебатам.

Участие в дебатах предполагает владение иностранным языком в рамках изученных тем, эрудированность в различных сферах жизни, наличие навыка общения и корпоративного сотрудничества. Практическая значимость дебатов состоит в том, что они развивают критическое мышление, т. к. студент учится анализировать и сопоставлять факты, делать выводы; развивают исследовательский рефлекс, поскольку побуждают студента к поиску дополнительной информации (в библиотеке, интернете).
Участие в дебатах приучает студента терпимее относиться к людям с другими взглядами и убеждениями.

На 3 курсе факультета иностранных языков мы проводим дебаты по теме: «Does TV do more good or harm»? Для этого учебная группа разделяется на 2 команды (по 5 учеников в каждой), выбирается жюри, участникам объясняются их функции.
Более трудоемким является процесс подготовки к дебатам по темам: Traditional and non-traditional methods of teaching. Scientific progress for benefit or disaster? National system of higher education: pros and cons. Успешно зарекомендовали себя дебаты при работе с темой: «Scientific progress for benefit or disaster?» Студенты с интересом обсуждают такие проблемы как:
The most important discoveries and inventions were made in the past.
All discoveries and inventions are made for the benefit of mankind.
Humanity needs more discoveries in the sphere of medicine.

It's impossible to make a discovery working alone. Team work gives better results.
Scientific progress is impossible without disclosing the secrets of the universe.
Belarus has a high scientific potential. Подготовительный этап к дебатам «National system of higher education: pros and cons» заключается в поиске следующей информации:
The most prestigious universities are those which were founded in the Middle Ages.
The Belarus State University means the same to Belarus students as Harvard to Americans, Oxford to Brits.
Some Belarusians want to study abroad out of snobbery.

Few foreign students come to Belarus because of disbelief in our national system of higher education.
Belarusian diplomas are not valued abroad because of cultural diversities.
Предложенные вопросы предполагают наличие различных точек зрения. При подготовке к дебатам каждая команда ищет аргументы в защиту своей теории и таким образом расширяет свои знания в сфере предлагаемой темы. Побеждает та команда, которая смогла убедить жюри в правоте своей точки зрения и риторических навыках.
Таким образом, проведение дебатов на занятиях по практике устной и письменной речи английского языка помогает студентам развить умение организовать свои мысли, владеть устной речью, умение держаться на публике, способность работать в группе, вести переговоры и спор, а значит - общаться на более высоком уровне.

 

Внимание!

Внимание! Все материалы, размещенные на сайте, выпущены в печатной форме и защищены законодательством об авторском праве Республики Беларусь. Полнотекстовое использование (перепечатка) материалов сайта допускается только с согласия издателя (ЧУП "Паркус плюс"), цитирование в научных целях допускается без согласия, но при обязательном указании автора статьи и источника цитирования.


Проверить аттестат

На правах рекламы