Главная Публикации «Личность-слово-социум» – 2006 ПСИХОЛОГИЯ ЛИТЕРАТУРЫ СОВРЕМЕННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ «ЯЗЫК КАК ЦЕЛОЕ» («WHOLE LANGUAGE» ) КАК ЦЕЛОСТНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ И РАЗВИТИЮ ГАРМОНИЧНОЙ ЛИЧНОСТИ

Мазурук Т. А.
Институт предпринимательской деятельности (г.Минск)

СОВРЕМЕННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ «ЯЗЫК КАК ЦЕЛОЕ» («WHOLE LANGUAGE» ) КАК ЦЕЛОСТНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ И РАЗВИТИЮ ГАРМОНИЧНОЙ ЛИЧНОСТИ

Модернизация содержания отечественного образования подразумевает создание и реализацию нового - целостного - подхода к образованию с использованием современных так называемых гуманистических технологий обучения, которые позволяют учащемуся проявить свою активность и эмоциональное самовыражение, способствуют его социальной адаптации и самореализации. Выбор технологии - творческий процесс, который зависит от целеполагания, уровня обученности и воспитанности учащихся, их возраста, профессионализма самого педагога, характера учебного материала. Во многих случаях оптимальным является сочетание традиционности и инновационности. Путем интеграции различного рода обучающих технологий можно выработать оптимальный подход к организации учебного процесса в условиях специфики системы образования и культурной среды.

Главной отличительной чертой гуманистического подхода в образовании является особое отношение к индивидуальности человека, его уникальности, когда личность учащегося находится в центре внимания педагога, когда познавательная деятельность, а не преподавание является движущей силой тандема учитель- учащийся.
Одним из таких подходов к обучению английскому языку, стимулирующему гармоничное развитие личности, является современное направление «Язык как целое», в центре которого находится целостная личность с ее эмоциональной сферой.

Основоположник движения « Язык как целое» Кеннет Гудман (США), считал, что это не метод обучения, а философия, которая соединяет в себе современные научные принципы обучения и учебные программы, закладывая их в положительную, гуманистическую философию, с которой педагоги могут солидаризироваться и которая предлагает им строгие критерии для их профессионального решения и педагогической практики.
Термин «whole language» появился в 30-х годах в Новой Зеландии. Он использовался в методике обучения чтению на начальном этапе.
В настоящее время в США и Канаде существует международное движение учителей, приверженцев философии «Язык как целое», которая уже завоевала у работников образования данных стран огромную популярность.

В данной технологии обучения акцент делается на овладение иностранным языком в целом, а не его отдельным аспектам. Обучение осуществляется посредством аутентичного чтения, письма, говорения и аудирования. Обсуждаются проблемные ситуации реальной жизни, учащиеся учатся вести дискуссию, оценивать свои поступки и поступки других людей, отстаивать свою точку зрения. Обучение строится на целостном использовании навыков слушания, говорения, чтения и письма по заданной тематике. Простое изучение материалов учебника и выполнение упражнений не приветствуется. Оценка деятельности учащихся также является целостной, ориентированной на обучаемых. Существует несколько видов оценивания: оценка, выставляемая учителем в ходе его наблюдения за учебной деятельностью учащихся, проведения конференций, проверки творческих работ; самооценка, которую студенты выставляют себе сами, заполняя специальные листы самоконтроля; взаимооценка подразумевает написание рецензий на работы одногрупников.

В соответствии с задачами предмета « английский язык», учащиеся должны иметь возможность читать оригинальные тексты авторов разных стран, использовать в дискуссиях свои знания культуры и языка, сочинять тексты разных жанров, изучать грамматику и новую лексику в контексте, работать с преподавателем и одногрупниками в едином коллективе, публиковать свои статьи.
Учащиеся овладевают умениями пользоваться языком через взаимодействие и коллективное творчество, что подразумевает наличие коллективной деятельности, такой, как например, « мозговая атака». Данный метод относится к игровым. Дает положительный результат при обсуждении спорных вопросов или проблемных ситуаций. Группа делится на « генераторов идей», «критиков идей» и «экспертов- аналитиков». Вначале «генераторы идей» высказывают свои предположения по решению проблемы, поставленной учителем; затем «критики идей» анализируют, критикуют эти идеи и включают в список предложений, обеспечивающих решение проблем; после этого «эксперты» анализируют и оценивают деятельность обеих подгрупп, значимость выдвинутых идей.

Направление обучения «Язык как целое» обусловливает субъект-субъектную парадигмальность образовательного процесса, т. к. основывается на диалогизме, равнопартнерстве, на гуманном отношении к учащимся и имеет целью преодоление традиционных авторитарности и предметоцен-тризма. В данных условиях учитель приобретает иную функцию, нежели при традиционной системе обучения, когда он вместе с учебником были основными и наиболее компетентными источниками знания. При новой парадигме образования учитель выступает в роли организатора и инициатора самостоятельной познавательной активности учащихся; в роли наставника, всегда готового придти на помощь; интерпретатора, а не транслятора информации; компетентного консультанта и помощника. Его профессиональные умения направлены не просто на контроль знаний, а на диагностику деятельности учащихся, с тем, чтобы вовремя и квалифицированно устранять намечающиеся трудности в познании и применении знаний.
Таким образом, особую актуальность в настоящее время приобретают вопросы внедрения в учебный процесс современных технологий обучения, основанных на целостном подходе, которые способствуют формированию творчески- активной, гармоничной личности. Направление обучения «Язык как целое» может служить руководством к действию для тех преподавателей, которые хотят установить благоприятную аутентичную среду на занятии, способствовать активному общению и сотрудничеству учащихся. Педагог должен обращать внимание не только на развитие и обогащение мотивационной сферы учащихся, но и на их психологические особенности, микроклимат в группе, тем самым обеспечив личностно- ориентированный подход к каждому индивидууму и сделав изучение английского языка привлекательным и захватывающим.

Литература:

  1. Винокурцева И. Г. Whole Language («Язык как целое»)- современная гуманистическая философия образования и обучения английскому языку ИЯШ №1, 2005.
  2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования под редакцией Полат Е. С. М., 2002.
  3. Goodman K. S. What Is Whole In Whole Language? New York, 1986.
  4. StevIck E. V. Humanism In Language Teaching. Oxford University Press, 1984.

 

Внимание!

Внимание! Все материалы, размещенные на сайте, выпущены в печатной форме и защищены законодательством об авторском праве Республики Беларусь. Полнотекстовое использование (перепечатка) материалов сайта допускается только с согласия издателя (ЧУП "Паркус плюс"), цитирование в научных целях допускается без согласия, но при обязательном указании автора статьи и источника цитирования.


Проверить аттестат

На правах рекламы