Главная Публикации «Личность-слово-социум» – 2006 ПСИХОЛОГИЯ ЛИТЕРАТУРЫ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

Дроздова С. С., Климук Е. В.
Белорусский государственный экономический университет

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

Результатом развития современного общества в экономической, социальной сферах, сфере образования стал резко возросший уровень потребностей в массовом владении иностранными языками. Это во многом связано с применяемыми сегодня формами и способами практической деятельности, которые являются следствием внедрения современной компьютерной техники и средств передачи информации в различные сферы человеческой деятельности с целью повышения её эффективности. Эти способы, основанные на широком использовании уникальных возможностей компьютерной техники по обработке, хранению, передаче и представлению информации, объединены в понятие « новые информационные технологии» (НИТ). Компьютеризация сферы коммуникаций, информатизация профессиональной деятельности, образования, науки вызвали необходимость обмениваться сообщениями в телекоммуникационных сетях, работать с информацией, которая представлена в основном на иностранном языке.

Вашему вниманию мы хотим предложить несколько способов использования сетевых технологий при обучении студентов в вузах.
Основной возможностью мультимедийного лингафонного класса, где проводятся занятия по курсу " Практика устной речи", является звуковая и видеосвязь преподавателя со всеми учащимися или с группой учащихся, а также речевая и видеосвязь учащихся, объединенных в группы между собой. Под видеосвязью понимается возможность просмотра экрана учащегося на мониторе преподавателя, просмотр экрана преподавателя учащимся (группой учащихся), просмотр экрана учащегося другим учащимся (группой учащихся). Данный режим работы осуществляется с использованием лингафонного оборудования и программы Microsoft NetMeeting, которые обладает большим набором возможностей:
объединение и разъединение рабочих мест в ' звуковые группы';
общий доступ к рабочему столу компьютера; показ экрана одного рабочего места группе других рабочих мест; активный просмотр экранов одних рабочих мест другими; автоматизированная подготовка рабочих мест к уроку; отключение рабочих мест после урока;
перезагрузка системы на всех рабочих местах или выборочно. Исходя из этого, эффективное использование возможностей мультимедийного лингафонного класса для интенсификации процесса обучения иностранным языкам связано со следующими характеристиками:
разнообразие форм предъявления изучаемого языкового материала;
использование комплекса средств для презентации материала (звука, графики, мультипликации, видео, текста)

показ языковых явлений в динамике;
варьирование языкового наполнения заданий;
ускорение выполнения традиционных « бумажных» видов заданий;
использование различных форм контроля на основе программного обеспечения;
возможность просмотра, анализа, исправления ошибок;
комплексность дидактических материалов (включение в структуру программы словарей, справочников, редакторов текста и т. п.);
адаптивность ( возможность выбора - уровня сложности и объема изучаемого материала; формата представления информации: видео-, аудио-, текстовой; последовательности работы, времени на выполнение заданий и др.);
наличие специфически компьютерных видов заданий, которые сложно или невозможно выполнить без компьютера.
Интегрирование информационных технологий и традиционной методики обучения иностранным языкам на основе использования функциональных возможностей мультимедийного лингафонного класса наиболее целесообразно при проведении занятий по практике устной речи. При этом модель урока может включать следующие виды работы:
Развитие навыков аудирования.
Работа с видеоматериалами.

Объяснение учебного материала с демонстрацией конкретных действий по выполнению тех или иных видов работ с помощью любого программного средства.
Обучение различным видам чтения аутентичных материалов (компьютерное предъявление языкового материала на основе художественной литературы, статей, материалов новостных сайтов; работа со словарями; компьютерный контроль; поиск дополнительного материала и подготовка презентации по теме (интенсивное подключение работы в Интернет)).
Проведение различных этапов телекоммуникационных проектов (на основе использования Интернет - поиск партнеров, планирование проекта и первоначальный обмен информацией, обмен обработанными материалами, обработка новой информации, совместная подготовка и презентация результатов проекта и др.).

Работа с компьютерными словарями и энциклопедиями.
Предложенные виды работы могут быть реализованы только на основе комплексного использования всех функциональных возможностей, заложенных в мультимедийном лингафонном классе, при непосредственном внедрении телекоммуникационных технологий в традиционную методику обучения иностранным языкам. Как нам кажется, использование НИТ в обучении иностранным языкам несомненно несет в себе огромный педагогический потенциал, являясь одним из средств, превращающих обучение иностранному языку в живой творческий процесс. Грамотное использование инфокоммуникационных технологий позволяет осуществить принципиально новый подход к обучению и воспитанию учащихся, который предоставляет возможность знакомства с культурой страны изучаемого языка, реалиями современной жизни в англоязычных странах, свободно обмениваться мнениями, идеями, информацией с участниками совместного проекта, стимулирует развитие гуманитарного образования, акцентирует внимание на нравственных аспектах жизни и деятельности человека, на состоянии и сохранении окружающей его среды, способствует приобретению навыков пользования компьютерной техникой и технологией.

Литература:

  1. Воронина Т. П., Кашицин В. П., Молчанова О. П. Образование в эпоху новых информационных технологий (методические аспекты). — М.: Издательство «Информатик», 1995. — 224с.
  2. Вохрышева Е. В., Стрельников В. Н. Обучение диалогическому взаимодействию на английском языке с помощью новых компьютерных технологий.
  3. Гершунский Б. С. Компьютеризация в сфере образования: Проблемы и перспективы. — М.: Педагогика, 1987. — 264с.
  4. Гершунский Б. С. Философско-методологические основания стратегии раз-
    вития образования в России. — М.: ИТП и МИО РАО, 1993. — 160с.
  5. Горбунькова Т. Ф., Бухаркина М. Ю., Полат Е. С. Компьютерные телекоммуникации в системе школьного образования.
  6. Дмитриева Е. И. Дидактические возможности компьютерных телекоммуникационных сетей для обучения иностранным языкам //Иностр. языки в школе. — 1997. — N4. — С. 22-26.
  7. Интернет в гуманитерном образовании/Под ред. Е. С. Полат. — М.: Гума-нит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. — 272 с.
  8. Калиновский И. В., Мороз В. К. Сравнительный анализ эффективности компьютерных коммуникаций в образовании. — М.: ИНИНФО, 1993. — 14с.
  9. Карамышева Т. В. Изучение иностранных языков с помощью компьютера. СПб.: Издательство «Союз», 2001. — 192 с.

    Компьютерные телекоммуникации—школе: Пособие для учителя /Под ред. Е. С. Полат. — М.: ИСО РАО, 1995.
  10. Крюкова О. П. Самостоятельное изучение иностранного языка в компьютерной среде: На примере английского языка. — М.: Логос, 1998. — 128с.
  11. Моисеева М. В. Телекоммуникации в школе//Информатика (еженед. приложение к газете «Первое сентября»). — 1995. — N3, 4.

 

Внимание!

Внимание! Все материалы, размещенные на сайте, выпущены в печатной форме и защищены законодательством об авторском праве Республики Беларусь. Полнотекстовое использование (перепечатка) материалов сайта допускается только с согласия издателя (ЧУП "Паркус плюс"), цитирование в научных целях допускается без согласия, но при обязательном указании автора статьи и источника цитирования.


Проверить аттестат

На правах рекламы