Зенькович Т. И.
Белорусская государственная академия музыки

К ВОПРОСУ ОБ АССОЦИАТИВНОСТИ В ПРОЦЕССАХ ПАМЯТИ

Вся жизнь, деятельность и развитие человека невозможна без участия процессов памяти. Памятью человек пользуется непрерывно, она дает возможность увязать в единый процесс прошлое, настоящее и будущее, сохраняя за собой непререкаемую функцию « интегратора» относительно всех остальных психических процессов.

Первоначальная запись информации, подлежащей запоминанию, осуществляется мгновенной памятью. Эта информация не задерживается здесь более 1-2 секунды, однако именно мгновенная память выявляет первоначальное звено ассоциативной цепи в психике человека. При этом осуществляется настройка рецепторов на лучший режим приема информации - т. е. актуализации «старой» ассоциативной цепи (если информация знакомая), либо для создания новой (если информация первична или имеет элемент новизны). Информация мгновенной памяти не перерабатывается, практически неуправляема и сохраняет в себе лишь около восьми сигналов, которые поступают в кратковременную (оперативную) память, поэтому зарождение либо актуализация первого звена определенного ассоциативного ряда, зависящего от полученной мгновенной информации, может быть осознанной либо неосознанной. Однако следует предположить, что процесс настройки определенных сенсорных систем человека для выделения значимой информации мгновенно преобразует в качестве первого звена одну из самых «значимых» констант старых ассоциативных рядов сознания (естественно, соответствующих информации), защищая тем самым создание (или актуализацию) ассоциативной цепочки от «ошибки».

Таким образом, первое ассоциативное звено является неким кодом, преобразующим информацию из первичной формы в форму, удобную для приема в структурах мозга и психики человека. Таким кодом может выступать образ (зрительный, обонятельный, тактильный), чувство, некое движение, слово и мысль.

После этого информация передается в структуры кратковременной или оперативной памяти. Здесь создаются либо актуализируются следующие звенья ассоциативного ряда. Удержание информации в кратковременной памяти составляет в среднем 20-30 секунд, однако этот вид памяти обеспечивает обработку, упорядочение, некую классификацию информации, а также соединение данной информации с фрагментами другой информации по параметрам схожести, контраста, смыслового содержания (фрагментарно задействуются некоторые из процессов мышления). Наряду с осмысленным запоминанием в процессах кратковременной памяти может происходить и механистическое запоминание, реализуемое в результате простых многократных или однотипных повторений по восприятию информации или образов. Исследования нейрофизиологии показали, что в физиологических процессах в основе кратковременной памяти лежит импульсная активность нейронов, несущих информацию в закодированном виде по замкнутым нервным путям (реверберационным кругам), которые определенное время хранят принятую информацию. Продолжительное прохождение импульсов по кругу вызывает процессы возбуждения в клетках коры головного мозга, подкорки и мозжечка и порождает устойчивые структурно-химические изменения в системном уровне в масштабах целых структур мозга. Генетики выявили, что при этом происходят процессы перегруппировки между основными типами белковых молекул нейронов: рНк и ДНК, что и определяет характеристики и качество кратковременной и долговременной памяти. Именно поэтому очень важны такие параметры качества информации и образов, как достоверность, актуальность, точность, ценность, эмоциональная окрашенность, морально-эстетические и высокохудожественные свойства. В главный подкорковый центр - таламус - включены сенсорные, моторно-двигательные и ассоциативные системы мозга человека. Этим обеспечивается обработка и интеграция поступающих сигналов, а также передача их в кору. Здесь происходит формирование и создание основных и промежуточных звеньев ассоциативной цепи. При механистическом запоминании образуется одна довольно прочная ассоциативная цепочка, характеризующаяся точной последовательностью определенных звеньев и фиксирующаяся в сознании в основном виде. Такие ассоциативные цепочки подходят для формирования неких базовых ассоциативных констант в сознании человека, а также для накопления простого правилосообразного опыта. При осознанном (произвольном) запоминании, вследствие подключения некоторых мыслительных процессов создаются (либо актуализируются) более сложные ассоциативные ряды, включающие в себя как константные, так и вариантные звенья. Вариантные звенья при повторных информационных или образных «сигналах» могут изменяться в количественных и качественных показателях (т. е. дополняться, исчезать, расширяться варьироваться). Это позволяет ассоциативной цепочке сохраняться в сознании в обогащенном виде, создавать целостное, объемное представление об информации или образе, стимулировать дальнейшее развитие ассоциативного ряда, быть основой для творческих и художественных процессов психики человека. При переходе информации из кратковременной памяти в долговременную первая представляет собой некий своеобразный «пропускной пункт», через который воспринимаемые образы и информация проникают в долговременную память.

Долговременная память призвана сохранить принесенную ей информацию, окончательно обработать и обеспечить поведение и деятельность человека в будущем. Установлена существенная роль в формировании долговременной памяти гиппокампа (части серой коры головного мозга в области височный долей). Именно здесь происходит преобразование информации и ее ранжирование по степени значимости, актуальности в данный момент. Долговременная память имеет огромный объем (количество запоминаемых, сохраняемых и воспроизводимых образов), используемый человеком не более чем на 30% за всю его жизнь. В долговременной памяти формируются заключительные звенья ассоциативной цепи, отражающие результат создания (актуализации) этой цепи, ее цель, а также результат в «решении» определенного задания, если это задание было целеполагаю-щим. Последние звенья хранятся в памяти как некие константы и отличаются яркостью, законченностью, объемностью по отношению к предыдущим звеньям ассоциативной цепи. Это может быть законченный образ, представление, мысль, предмет, действие, чувство, речевое высказывание.

Долговременная и кратковременная память, а, точнее, тот сложный ассоциативный фонд, которым они обладают, участвуют в процессах сохранения и воспроизведения. Сохранение информации - сложный процесс, в ходе которого сознание производит статистический анализ поступившей информации, ее классификацию, в результате которых становится возможной оценка соответствующих событий и планирование человеком своих действий и поведения. Сохранение информации осуществляется в долговременной памяти, но может быть разным по точности, объему и по качественным характеристикам. Точность в сохранении всех созданных ассоциативных рядов в сознании позволили В. А. Моцарту воспроизвести прослушанное однажды музыкальное произведение. Точность памяти в игре музыканта-исполнителя характеризуется прочностью всех звеньев ассоциативных цепочек, «отвечающих» за данное произведение, правильностью переработки первоначальной информации о произведении, прочностью деятельности всех ассоциативных комплексов (двигательных, темброво-слуховых, словесно-логических, образно-художественных), свободным оперированием в памяти и мышлении их основных констант и результатов, а также отработанностью и осознанностью вариантных звеньев в исполнении.

Объемное и качественные характеристики процессов сохранения информации в разных ситуациях различны, обеспечивая тем самым многовариантность ассоциативных соединений, а, значит, и основу для художественно-творческой деятельности человека. В одном случае информация подвергается изменениям в деталях, сохраняя при этом основные признаки, т. е. последовательность звеньев определенной ассоциативной цепи может быть нарушена, однако сами звенья не трансформируются и остаются в рамках данной ассоциации. Эти звенья потом могут быть «заменены» на аналогичные, более новые, более точные либо более обогащенные, но константы ассоциации при этом не затрагиваются, и сама ассоциативная цепочка не распадается и не трансформируется . Обогащение вариативных звеньев обычно вызывается поступлением новой аналогичной информации. Например, исполнитель, проанализировав лейтритмы или лейтинто-нации циклических произведений Шумана или Прокофьева, выявил тесную темповую либо образную связь некоторых из них и классифицировал пьесы. В другом случае сохранение информации основано на запоминании яркого, оригинального качества или элемента данной информации. Этот элемент аккумулирует около себя всю информацию, являясь информационным центром, а, значит, и главным звеном, центром создавшейся ассоциации. Такой центр обычно и мотивирует процесс запоминания и сохранения информации. Однако нужно заметить, что та информация, т. е. некоторые ассоциативные звенья, которые непосредственно связаны с центральным звеном -будут довольно точными, а те звенья, которые в смысле информационной нужности отстоят дальше от центрального звена, будут иметь возможность в изменяемости и трансформации, т. е. будут вариативными. Данного рода вариативность позволяет музыканту-исполнителю менять некоторые моменты своей «устоявшейся» интерпретации произведения, т. е. не меняя яркости и образности игры, музыкант обогащает ее некоторыми новыми исполнительскими эффектами.

В третьих случаях информация в памяти человека сохраняется в неких эпизодических формах. Происходит хранение отдельных эпизодов, фрагментов « цельной» информации с фиксацией побочных действий, ситуаций, в которых она была воспринята (фиксируется время, место, условия приема информации). Такие случаи обычно не предполагают наличие последнего, результативного звена ассоциативной цепи в эпизодической информации. Здесь, как правило, хранятся константы и варианты промежуточных звеньев ассоциаций, причем, если информация не ярка или не нова для сознания человека, то константные звенья ассоциации будут создаваться побочными действами, ситуациями, а не самой информацией. Общая ассоциативная цепь в таких случаях может быть нарушена и даже трансформирована (например, вторичное прослушивание малознакомого произведение в неблагоприятной обстановке может вызвать у слушателя трансформацию ранее созданного образа, настроения и звучания произведения, т. е. трансформацию ранее созданного и зафиксированного в памяти ассоциативного ряда). Если же данная информация достаточно актуальна и ярка для человека, то побочная ситуация может играть роль дополнительного стимула для хранения информации (созданной ассоциации) в памяти. Человеческая память также хранит генетическую и автобиографическую информацию. Генетическая память на художественно-творческом уровне проявляется в виде правильного распознавания человеком интонационного смысла, общего чувственно-эмоционального настроения произведения, неосознанного проявления национальных особенностей местности, где человек родился. Особенно заметно действие генетической памяти у детей до 5 лет.
В некоторых случаях запоминание и хранение информации происходит в сопровождении сильного эмоционального воздействия или благодаря нему. Центральным звеном или основными константными звеньями могут выступать различные чувства и эмоции. Эмоциональное сопровождение может либо разрушить, трансформировать ранее созданную ассоциативную цепь и создать предпосылки для возникновения новой ассоциативной цепи, либо упрочить ее в памяти и сознании человека. О. К. Тихомиров экспериментально показал, что в ходе выполнения творческого задания для достижения эффективного результата необходима активация аффективной оперативной памяти.

Такой процесс памяти как воспроизведение осуществляется посредством извлечения образа из долговременной памяти и перевода его в оперативную. Воспроизведение может осуществляться в произвольной и непроизвольной формах. Произвольное воспроизведение предполагает актуализацию определённых ассоциативных соединений, связанных с постановкой перед индивидом репродуктивной задачи в соответствии с конкретной целью. В данном случае человек осознанно «выбирает» из ассоциативного фонда своей памяти ту или иную информацию (результаты, мысли, образы и т. д.), которая поможет в решении данной задачи.

При непроизвольной форме задача воспроизведения решается без предварительно поставленной цели под влиянием побочных действий, ситуации, чувств, возникающих в текущий момент. Здесь активизируется наиболее яркие, прочные, константные либо недавно созданные ассоциативные цепочки, выбираемые сознанием и психикой человека помимо его воли. Воспроизведение информации может быть точное либо неточное. «Ошибки» в воспроизведении связаны с явлениями констаминации и конфабуляции. Контаминация выявляет склонность человека привносить в воспроизводимую информацию элементы, связанные с прошлым опытом, ожиданиями, установками. Происходит выявление долгосрочной памятью нескольких ассоциативных соединений, константные и вариантные звенья которых оказываются зафиксированными в сознании (через память) сильнее, глубже или контрастнее, чем ассоциативные звенья воспроизводимой информации. Например, исполнитель на первоначальном этапе разучивания наизусть музыкального произведения может привносить в текст или исполнение некоторые элементы, гармонии, мелодики, педализации и т. д. уже выученного произведения. Конфабуляция предполагает добавление деталей или заполнение пробелов памяти домыслами. Она может быть как преднамеренной, манипулятивной, так и бессознательной. В данном случае к воспроизводимой ассоциации присоединяются некоторые звенья других ассоциаций. Эти звенья могут быть как в виде фрагментарных соединений, так и в виде законченной цепочки, системы сознания, однако их добавление к воспроизводимой ассоциации в большинстве случаев связано с непрочностью, некоторой «тусклостью» (либо с изначальной ошибочностью, несоответствием) некоторых звеньев воспроизводимой ассоциации. Преднамеренная конфабуляция вызывается памятью «осознанно», когда некоторые звенья воспроизводимой цепи забыты либо утеряны. В таких случаях память заменяет утерянные звенья предположительно аналогичными для того, чтобы воспроизводимая ассоциативная цепочка не распалась и смогла актуализировать нужный результат (например, исполнитель на сцене, забывая некоторый фрагмент или элемент исполнения, осознанно старается « подобрать» аналогичные мелодические соединения, гармонию и т. д. и незаметно вывести свое исполнение до следующего фрагмента). Бессознательная конфабуляция используется памятью неосознанно, т. е. независимо от волевых усилий человека, а иногда и независимо от целеполагания воспроизведения. В данном случае может произойти добавление несхожих, далеких по значению деталей (звеньев других ассоциаций) к воспроизводимой информации и блокировка всей ассоциации в результате несвязности отдельных ее звеньев. Таким образом, воспроизведение может включать в себя не только то, что действительно было воспринято и сохранено в памяти, но и нечто привносимое человеком взамен несохранившегося в памяти; воспроизводится точно только то, что с точностью запомнилось. Эксперименты Л. В. Благонадежной показывают, что объём запоминаемого материала для человека не безразличен. В механизме памяти действует эффект «одноактного охвата внимания». Этот одноактный охват простирается только на небольшой объем информации. Для восприятия дальнейшего требуется возобновление активности памяти, т. е. сохранение, утверждение возможно только путем активного закрепления. То, что превосходит возможность однократного восприятия, не может быть удержано непосредственно, несмотря на отчетливое восприятие и на длительность, не превосходящую возможности удерживания первичного образа. Это говорит о том, что ассоциативная цепочка не сразу создаётся в сознании человека и лишь ее создание (при помощи активного закрепления: повтора, анализа, сравнения и т. д.) может удержать воспринятый материал.

Забывание - это процесс постепенного снижения возможности воспроизводить информацию об объекте, хранящуюся в долговременной памяти. Существует три уровня забывания. Высокий - когда человек не может самостоятельно восстановить образ, мысль либо всю информацию об объекте по памяти, но относительно просто создаёт это после повторного опыта. В данном случае нужно некое внешнее действие, приводящее созданную и хранящуюся в памяти ассоциативную цепочку к актуализации. Повторное восприятие, действие, чувство дает толчок первому, последнему, либо одному из константных звеньев ассоциативного ряда и вызывает всю ассоциацию в целом. Так слушатель, повторно прослушав всё произведение (или довольно большой фрагмент произведения), восстанавливает в памяти и в восприятии музыкальный образ, внутреннее слуховое представление, свои мысли о произведении. Средний уровень забывания характеризуется тем, что полное самостоятельное воспроизведение затруднено, но легко осуществляется при представлении каких-либо признаков информации (образа, слова, эмоции, движения). Здесь ассоциативная цепь возобновляются при воспроизведении эпизодного элемента забытого. Исполнителю достаточно взглянуть в ноты, чтобы вспомнить всё произведение целиком, достаточно пальцами проиграть (задействовать двигательную ассоциацию) несколько первоначальных аккордов или пассажей, чтобы сыграть по память всё произведение или его фрагмент. Низкий уровень забывания определяется способностью человека восстанавливать информацию без ошибок. Такое забывание аналогично процессу припоминания, когда происходит преднамеренное поэтапное воспроизведение информации в соответствии с поставленной целью. В данном случае все ассоциативные ряды восстанавливаются благодаря волевым усилиям самой памяти, не прибегая к повторным внешним воздействиям, «внешним сигналам». Существуют некоторые факторы, влияющие на процесс забывания. Это, прежде всего, временной фактор, затем разность в характере и последовательности текущих занятий, некоторые эмоциональные состояния человека, а также некоторые мотивационные процессы. Защитные механизмы психики вытесняют из памяти события, нарушающие психическое равновесие человека. Чаще всего нежелательное забывание основывается на явлении взаимного негативного влияния одной информации на другую при её последовательном поступлении в память (явление интерференции). Если одна из созданных ассоциативных цепочек ярче, сильнее, состоит из большого количества констант, то ее звенья стирают, затмевают или вклиниваются в звенья другой ассоциативной цепи. В результате этого вторая ассоциативная цепочка деформируется либо аннулируется, а первая трансформируется, что приводит к процессам забывания и ошибочного восприятия. Если же оба созданных ассоциативных ряда равнозначны по силе запоминания, то при негативном совмещении константные и вариантные звенья этих рядов дестабилизируют, разрушают друг друга. Дестабилизированные ассоциации в памяти не сохраняются и быстро стираются. Однако, существует и такое явление в памяти, как позитивный перенос информации, когда предыдущая информация способствует запоминанию новой. Этот принцип активно усваивается в процессах обучения и воспитания.

Таким образом, память является информационным фондом человеческой жизнедеятельности, процессом способности человека организовать, классифицировать, воспроизвести и многократно повторно использовать весь прошлый опыт (события, образы, идеи, чувства, навыки, умения, мысли, результаты деятельности и т. д.). Благодаря действию различных областей памяти осуществляется связь поколений, обработка и переработка многочисленной информации, приобретение новых знаний и умений.

 

Внимание!

Внимание! Все материалы, размещенные на сайте, выпущены в печатной форме и защищены законодательством об авторском праве Республики Беларусь. Полнотекстовое использование (перепечатка) материалов сайта допускается только с согласия издателя (ЧУП "Паркус плюс"), цитирование в научных целях допускается без согласия, но при обязательном указании автора статьи и источника цитирования.


Проверить аттестат

На правах рекламы

Резерв авто скупка скутеров rflombard.ru.