Главная Публикации «Личность-слово-социум» – 2006 ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ В СОЦИУМЕ ПРОБЛЕМА ЦЕННОСТЕЙ В ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ

Минова М. Е.
Академия последипломного образования

ПРОБЛЕМА ЦЕННОСТЕЙ В ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ

Ценности детско-юношеских общественных объединений формируются и реализуются в процессе деятельности, общения и отношений лидеров и участников, взрослых и детей. Детско-юношеское общественное объединение, являясь одним из институтов неформального образования и воспитания подрастающего поколения, находится под влиянием социокультурных ценностей общества. В то же время, обладая достаточной автономией, любое общественное объединение создает коллективную систему ценностей, которая влияет на ценностные установки и предпочтения участников. Детско-юношеское объединение является промежуточным звеном, опосредующим процесс трансформации социокультурных ценностей в личностные.

Ценности детского общественного объединения представляют собой сложную многоуровневую систему, в которой есть ценности первостепенного значения - ценности-цели и второстепенные - ценности-средства. В иерархию ценностей детского объединения входят идеалы - совершенные образы (образцы должного, разумного, общечеловеческого), определяющие деятельность; принципы - руководящие идеи, основные правила деятельности; цели - предвосхищения результата, механизмы интеграции членов объединения; отношения - проявления внутренних связей и свойств системы; нормы - внутренне принимаемые обязательства, правила поведения в коллективе; значения - определения смысла, значимости, благодаря которым происходит оценивание [2, 73].

Система гуманистических ценностей отражает существующий на всем протяжении исторического развития аксиологический аспект человеческой деятельности, включающий в себя утилитарные (польза), познавательные (истина), управленческие (порядок), нравственные (добро), эстетические (красота), потребительские (удовольствие), творческие (созидание нового), ценностно-ориентационные (смысл) составляющие. Система гуманистических ценностей является основой процесса формирования и функционирования большинства детско-юношеских общественных объединений, так как главной целью их деятельности является содействие развитию целостной личности, самореализации и социализации каждого участника.
Личностные ценности являются генетически производными от ценностей социальных групп и общностей разного масштаба. Присвоение индивидом социальных ценностей опосредуется его социальной идентичностью и ценностями референтных для него малых групп, которые могут быть как катализатором, так и барьером к усвоению ценностей больших социальных групп, в том числе общечеловеческих ценностей. Личностные ценности выступают как внутренние носители социальной регуляции, укорененные в структуре личности [4]. Личностные ценности участников находятся в непосредственной взаимосвязи и взаимозависимости с коллективными ценностями детско-юношеских объединений.

Определенный интерес для формирования коллективной системы ценностей общественного объединения представляет выделение наиболее значимых ценностей и их содержательное наполнение. Так, рассматривая ценности в качестве основы целостного учебно-воспитательного процесса, В. А. Караковский в качестве основополагающих выделяет следующие: Земля (общий дом человечества), Отечество (единственная, уникальная для каждого человека Родина, данная ему судьбой), Семья (естественная среда развития ребенка, закладывающая основы личности), Труд (основа человеческого бытия), Знания (результат разнообразного, прежде всего творческого труда), Культура (великое богатство, накопленное человечеством в духовной и материальной жизни), Мир (покой и согласие между людьми, главное условие существования Земли и человечества), Человек (абсолютная ценность, цель, средство и результат воспитания) [3].

В системе ценностей детско-юношеского общественного объединения высшими ценностями являются идеалы, которые воплощаются в миссии -высшей цели и соответствующей ей концепции развития. В результате исследования ценностей детско-юношеских объединений, функционирующих на базе школ г Минска, были установлены наиболее значимые для участников идеалы: Правда (94%), Добро (88%), Счастье (78%), Красота (58%).
Признание и реализация идеалов происходит постепенно. Основной целью реализации идеалов в условиях детско-юношеских объединений является придание личностного смысла идеалу, т. е. осознаваемой значимости для каждого участника добра, красоты, правды, счастья. На основании исследования интересов, мнений и мотиваций участников в детско-юношеском объединении устанавливаются законы и нормы, права и обязанности, принципы и ориентиры, определяющие отношения к идеалам как высшим ценностям. Для того, чтобы признание идеалов организации каждым ее участником действительно состоялось, целесообразно осуществлять систематическую поэтапную деятельность.

На I этапе проводится исследование ценностей и ценностных ориен-таций участников, изучается уровень знаний о добре, красоте, правде, счастье, осуществляется социологический опрос общественного мнения. На основании анализа результатов исследования создается представление о состоянии дел, возникают идеи о возможностях дальнейшей деятельности по реализации идеалов в условиях детско-юношеского объединения.
На II этапе проводится общее собрание членов объединения или несколько собраний, на которых осуществляется формулировка миссии, целей, стратегическое планирование деятельности по реализации идеалов с учетом результатов исследования.
На III этапе осуществляется разработка программы и устава детско-юношеского объединения, основанных на гуманистических ценностях и идеалах. Проводятся отчетно-выборные сборы объединения, создаются клубы и творческие рабочие группы по различным направлениям деятельности, распределяются обязанности и поручения среди участников клубов и групп.
На IV этапе проводятся обучающие семинары, круглые столы, тематические сборы по нравственному, демократическому, правовому, эстетическому просвещению, по вопросам динамики группы и создания коллектива.

На V этапе планируется, организуется и проводится социально-значимая, коллективная творческая деятельность.
На VI этапе подводятся итоги, осуществляется рефлексия, анализируются достижения и проблемы. Если деятельность эффективна, тогда осуществляется проектирование и планирование дальнейшей работы детско-юношеского объединения. Если цели деятельности не были достигнуты, тогда анализируются проблемы и противоречия, которые уменьшают эффективность. В этом случае необходимо пересмотреть концепцию развития, программу деятельности или создать новую программу.

В воспитательном пространстве детско-юношеских общественных объединений могут быть реализованы следующие цели: развитие и саморазвитие детей и подростков с учетом индивидуально-психологических и возрастных особенностей и интересов; раскрытие творческого потенциала, обеспечение каждому участнику в жизнедеятельности объединения позиции субъекта познания, деятельности, общения, права; социальная адаптация, включающая опыт межличностного взаимодействия, различные социальные инициативы, развитие общей культуры через разнообразные по познавательной проблематике программы, дающие выбор форм и средств организации свободного времени; социализация детей и подростков во взаимодействии с социумом на основе признания таких гуманистических ценностей как Добро, Красота, Правда, Счастье.

Коллектив участников объединения представляет собой общность, объединенную едиными ценностными ориентациями. Группа преобразуется в совокупный субъект, отличающийся способностью быть единым организмом и выступать в социальном пространстве как некое автономное лицо, обладающее способностью ставить цель, осознавать мотивы, планировать и организовать деятельность и оценивать общий результат этой деятельности. В результате согласования интересов, мнений и мотиваций участников происходит коллективное формирование законов и норм, заповедей и традиций, прав и обязанностей, определяющих отношения к гуманистическим ценностям.

Законы определяют отношения участников к себе и друг к другу, окружающим людям и природе, обществу и государству, отношения к деятельности и общению в коллективе, основанные на признании гуманистических ценностей как основы процесса функционирования детско-юношеского объединения. Мы придерживаемся точки зрения В. Т. Кабуша, что для признания и реализации гуманистических идеалов в коллективе наиболее важными являются законы слова, дружбы, заботы и чести [1, 70-71]. Еще одним важным законом для объединения является закон долга, который определяет социальную направленность деятельности.
Закон слова - это правило, обязывающее члена организации проявлять милосердие и сочувствие к другим, находить слова для утешения и поддержки в трудную минуту. Закон слова предполагает направленность личности на дружелюбие, доброжелательность, открытость в общении с другими людьми. Он предусматривает оптимизм и чувство юмора, не допускает стремления обидеть другого насмешками или упреками, злорадства и язвительности. Закон основан на верности обещаниям, на соответствии слов и поступков.

Закон долга подразумевает активную жизненную позицию члена объединения. Нравственный долг каждого участника быть верным идеалам объединения, проявлять добрую волю и доброжелательность по отношению к людям, обществу, Родине, природе.
Закон дружбы - это правило, основанное на доверии, симпатии и общности интересов участников детско-юношеского объединения. Закон дружбы обязывает каждого члена коллектива заботиться о благополучии и успехе друга, товарища, помогать ему словом и делом.
Закон заботы - это основной закон добра. Он воплощает стремление творить добро, помогать всем, кто нуждается в помощи. Забота о других требует и заботы о себе: о своих мыслях и чувствах, о доброй воле и чистоте намерений, о своих нравственных качествах и поступках.
Законы предполагают существование нравственных норм: бескорыстия и добровольности, сочувствия и сопереживания, поиска и творчества как основ нравственного поведения и милосердия. В результате анкетирования установлено, что участники детско-юношеских объединений считают нормами добровольность (88%), творчество (83%), сочувствие (53%), поиск (52%).

Заповеди наполняют содержание законов конкретным смыслом, являются ориентирами для деятельности, общения и отношений. Например:
относись к ним так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе;
помоги себе сам стать хорошим человеком;
заботься обо всех и каждом;
защищай слабого;
приходи на помощь товарищам, не дожидаясь, пока тебя попросят;
стремись жить с пользой для людей и для себя;
не жалей добрых слов, они к тебе вернутся;
предъявляй к другому реальные требования, будь снисходителен;
старайся вести себя так, чтобы людям рядом с тобой было хорошо. Традиции детско-юношеского объединения - это обычаи, ритуалы,
символы, формы деятельности и общения, отличающиеся особой устойчивостью. Основой для становления традиций являются принятые в организации законы, правила и заповеди [1, 71]. Примерами традиций являются волонтерские традиции шефства над инвалидами, пожилыми людьми, благотворительные акции для нуждающихся в материальной помощи людей, помощь детским домам и интернатам, экологические акции и помощь зоопаркам, паркам, ботаническим садам, акции по благоустройству территории районов и городов, уход за памятниками истории и культуры.

Яркое и незабываемое эмоциональное воздействие на членов детско-юношеского объединения оказывают ритуалы и символы. В каждом объединении возникают свои ритуалы и торжественные праздники, линейки, сборы, на которых возможно акцентировать внимание участников на нравственные идеалы и ценности. Важнейшими являются торжественные ритуалы вступления в ряды детско-юношеского объединения, когда участник дает обещание выполнять законы, следовать уставу организации. Возможно проведение волонтерских вечеров, дней размышлений, фестивалей добрых дел.

Образное значение символики, ее привлекательность для детей и подростков могут содействовать нравственному самосовершенствованию участников и сплочению коллектива детско-юношеского объединения. Необходимо разработать систему символов и атрибутов, отражающих ценности объединения, символы групп и клубов, отличительные знаки для участников, отражающие их ступени роста или нравственные достижения.
Реализация идеалов осуществляется в правах и обязанностях членов объединения. На основании анкет участников детско-юношеских объединений можно сделать вывод, что каждый член объединения имеет права, основанные на ценностях равенства (86%), справедливости (82%), братства (66%) и свободы (65%). Соблюдение этих прав приводит к добрым и гуманным отношениям в коллективе. Обязанности, по мнению участников, предусматривают реализацию идеалов в добрых делах (92%), в добрых мыслях и чувствах (75%), в добрых словах (74%) и в нравственных примерах (68%).

Таким образом, необходимо содействовать становлению в общественном объединении коллектива - группы, отличающейся способностью быть единым организмом, обладающим способностью ставить цель, осознавать мотивы, планировать, организовывать деятельность и оценивать общий результат этой деятельности с позиции нравственных ценностей. Коллектив представляет собой общность, объединенную едиными ценностными ориентациями. Ценность задает данной группе благоприятный психологический климат, а миссия или общая цель высокого социального (нравственного) плана служит основой единения и формирующихся в ходе совместной, а далее коллективной деятельности, отношений, ответственной зависимости между членами группы.

Наиболее успешной и эффективной является деятельность такого детско-юношеского объединения, которое является коллективом друзей и единомышленников, обладает собственной системой ценностей и демократическим стилем взаимоотношений участников.

  1. Литература:

    Кабуш В. Т. Моральные ценности детского объединения. Праблемы выха-вання. 2003. №6. - С. 73-83.
  2. Кабуш В. Т. Человек: Программно-методические рекомендации по воспитанию учащихся. Белорусский фонд социальной поддержки детей и подростков «Мы - детям»; Академия последипломного образования. - 4-е изд., испр. - Мн., 2000. - 83 с.
  3. Караковский В. А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности - основа целостного учебно-воспитательного процесса. - М.: МП «Новая школа», -
    1993. - 80 с.
  4. Кирьякова А. В. Теория ориентации личности в мире ценностей. Оренбург,
    1996. - 187 с.

 

Внимание!

Внимание! Все материалы, размещенные на сайте, выпущены в печатной форме и защищены законодательством об авторском праве Республики Беларусь. Полнотекстовое использование (перепечатка) материалов сайта допускается только с согласия издателя (ЧУП "Паркус плюс"), цитирование в научных целях допускается без согласия, но при обязательном указании автора статьи и источника цитирования.


Проверить аттестат

На правах рекламы