Главная Публикации «Личность-слово-социум» – 2006 ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ В СОЦИУМЕ РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РЕФЛЕКСИИ В МЛАДШЕМ ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Шмуракова М. Е.
Витебский филиал
Международного института трудовых и социальных отношений

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РЕФЛЕКСИИ В МЛАДШЕМ ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Для современного этапа развития школы характерен переход к концепции учебного сотрудничества, при котором центральной фигурой учебного процесса является обучаемый, и при котором общение обучаемого и обучающего выходит на качественно новый уровень. Для организации такого общения, педагог должен знать глубинные закономерности, лежащие в основе формирования личности ученика, коммуникации, формирования и развития межличностных отношений в учебной группе. Недостаточное знание закономерностей именно в этих областях наносит наибольший ущерб процессу воспитания, резко снижая способность педагога позитивно сотрудничать с учеником. Особенно значимыми эти знания для педагога и воспитателя становятся при работе с учениками младшего подросткового возраста [8], [9].

Проблема осознания межличностных отношений в классе становится особенно значимой для младших подростков. В этом возрастном периоде адекватное осознание межличностных отношений обусловливает развитие способности адекватно реагировать и конструктивно разрешать фрус-трационные ситуации, определяет правильную интерпретацию межличностного опыта, помогает оптимально выстраивать свои отношения с окружающими [10], [11]. При этом происходит перестройка субъектом содержаний своего сознания, своей деятельности, своих отношений и своего поведения как целостного отношения к окружающему миру. Осознавая свое поведение, свои отношения к окружающим и отношение окружающих к себе, человек приобретает способность строить эти отношения и свое поведение в группе произвольно.
Развитие рефлексивных навыков, направленных на осознание межличностных отношений в классе в настоящее время, - далеко не всегда регламентируемый и организованный процесс. Ученик сам по себе самостоятельно не может научиться осознавать и точно оценивать свои отношения с окружающими. Для того, чтобы ученик умел адекватно осознавать свои отношения с одноклассниками, необходима система целенаправленной работы по его обучению рефлексивным навыкам.

Носителями и « передатчиками» рефлексивных навыков для ученика являются семья, учителя, одноклассники и т. д. При этом на всех возрастных этапах ведущими отношениями для детей и подростков являются отношения с миром взрослых [6], [8]. Именно в этих отношениях ребенок присваивает общественно-исторический опыт, усваивает общественно значимые нормы и функции, знакомится с содержанием социальных ролей, то есть формируется как общественный субъект Эти отношения могут быть доминирующими на определенных возрастных этапах, а могут и не быть ими, уступая в интенсивности отношениям со сверстниками. Однако последние не могут выступать в качестве ведущих, они носят вторичный характер и имеют две основные функции: функцию ретрансляции и функцию самооценки. В младшем подростковом возрасте так же, как и на предыдущих этапах, сохраняется ведущая роль отношений с миром взрослых [6], [8]. Следовательно, наиболее чувствительной областью в плане передачи рефлексивных навыков для младших подростков будут взаимоотношения с взрослыми.
Для формирования и развития у ученика младшего подросткового возраста социально-психологической рефлексии недостаточно только деятельности самого ученика. Ученик, ориентируясь на мнение значимых взрослых, формирует свою оценку социально-психологической ситуации. Однако для того, чтобы эта оценка была точной, необходима и деятельность учителя, направленная на анализ структуры межличностных отношений в классе [1], [2], [3], [5].

Учитель «запускает» рефлексивный процесс, создавая систему условий, при которой ученик сталкивается с проблемой несогласованности между существующими у него представлениями о своих коммуникативных способностях и успешностью действий в группе сверстников. При этом санкция на рефлексию может быть явной, исходящей от учителя, либо скрытой, исходящей из условий взаимодействия. Независимо от того, явной или скрытой является санкция, одним из значимых условий адекватности осознания своего положения в группе сверстников в младшем подростковом возрасте является однообразие оценок этого положения значимыми другими, позволяющее поляризовать мнения относительно ситуации взаимодействия: «моя оценка» - «оценка окружающих». При расхождении этих полюсов, возникает необходимость координировать свою позицию и свои собственные отношения со сверстниками.
Необходимость координации собственных действий в группе сверстников инициирует познавательный анализ окружающих условий и ситуации коммуникации (вначале это анализ деятельности и отношений окружающих, затем анализ собственной деятельности и собственных отношений). Успешность познавательного анализа ситуации коммуникации зависит от умственного развития ученика, от его умения соотносить свои действия и с действиями окружающих, и с особенностями ситуации, способности объективно воспринимать и обобщать многочисленные оценки его личности и его отношений окружающими.

Познавательный анализ собственной деятельности и отношений, в отличие от анализа деятельности и отношений окружающих, в значительной степени подвержен действию защитных механизмов. Пока поступающая извне информация поддерживает уже сложившиеся у ученика представления о себе, своем положении и своих отношениях, он живет в согласии с самим собой и не нуждается в осознании и координации своих взаимоотношений с окружающими. Если наметилось расхождение, возникает внутреннее напряжение, которое побуждает либо изменить свои собственные (идеальные), либо реальные представления, либо не принимать информацию, приводящую к дисбалансу представлений. У ученика может возникнуть чувство тревоги или даже страха. Эти чувства иногда переживаются настолько тяжело, что включаются защитные механизмы. Стремление уйти от травмирующих ситуаций может создавать тенденцию уклонения, «бегства» от данной информации, порождающую неадекватность осознания собственных отношений. Любое бегство провоцирует серьезные изменения во взаимоотношениях, порождает проблемы общения. Возникает порочный круг
С одной стороны, адекватное осознание своего положения в группе сверстников является условием для понижения степени влияния подсознательных механизмов, создающих тенденцию уклонения. С другой стороны, только ученик, обладающий такими качествами, как стрессоустойчи-вость, способность контролировать свое поведение и сохранять высокое качество деятельности в любых условиях, свобода от состояния фрустрации, способен противостоять действию защитных механизмов.

Проведенный с помощью мыслительных средств анализ, позволяет ученику взаимоувязывать в некоей конструкции свою позицию и свои отношения с позициями и отношениями окружающих, с условиями ситуации.
На основе данной конструкции происходит попытка выстраивания новых взаимоотношениий, выбор наиболее эффективных стратегий взаимодействия.

Обучать рефлексивным навыкам ученика необходимо, но этого явно недостаточно. Необходима система целенаправленной работы по обучению рефлексивным навыкам всех участников педагогического процесса. И начинать необходимо с подготовки педагогических кадров [4]. От того насколько профессиональны педагоги, какими способами достигают свои цели, в какой мере владеют рефлексивными навыками, зависит сама возможность их адекватной практической реализации. Если у педагога не развита социально-психологическая рефлексия, он не сможет адекватно и быстро оценивать не только собственные взаимоотношения (не только с учениками, но и с коллегами, руководством), но и взаимоотношения учеников между собой.
При обучении школьников следует учитывать, что средства учебной деятельности будут более оптимальными, чем средства традиционного обучения. Работа по обучению школьника рефлексивным навыкам в межличностной сфере, на наш взгляд, будет выполнять ряд важнейших функций, таких как познавательная, ценностно-смысловая, конструктивная, психотерапевтическая.

Познавательная функция связана с тем, что прежде чем учить ученика осознавать межличностные отношения, учителю необходимо дать основные представления о фактах, понятиях, законах, нормах в сфере поведения, общения, отношений (сначала с точки зрения житейского опыта, а затем постепенно и с точки зрения научного познания). Обучение рефлексивным навыкам согласуется с потребностями, целями и ценностями младших подростков, которые стремятся использовать свой интеллектуальный потенциал, новые рефлексивные способности, накопленные в области научного сознания, в новых сферах - прежде всего в области гуманитарного знания, в сферах религиозного, нравственного и правового сознания. Подтверждением этого является высокий интерес учеников к проводимому нами исследованию, его результатам. Сделанные в процессе исследования наблюдения согласуются с данными, полученными Г. А. Цукерман, согласно которым у 10 - 13-летних школьников на фоне резкого спада учебной мотивации в классических школьных дисциплинах выявляется высокая мотивация к занятиям психологией [9]. На основе полученных знаний необходимо формировать у учеников различные стороны психологической компетентности: компетентность в общении, интеллектуальную компетентность и т. д. Ученики должны не только знать, понимать, как вести себя, общаться в той или иной ситуации, но и реально и эффективно использовать свои знания в решении проблем. Познавательная функция, связана с потребностью младшего подростка понимать окружающих и, в свою очередь, быть понятым ими. Познавая себя в постоянном общении с другими людьми, ученики начинают активно выделять и усваивать нормы и эталоны взаимоотношений.

Ценностно-смысловая функция взаимосвязана с функцией познавательной. Осознание, осмысление своих отношений с окружающими, своего положения в системе межличностных отношений в группе сверстников требует особых ценностно-смысловых установок по отношению к своему опыту взаимодействия с окружающими. Рефлексия позволяет осознанно относится к ценностно-смысловым основаниям своей деятельности, развивать и формировать их, то есть превращать в предмет практического преобразования. В ходе осознания происходит активное качественное преобразование учеником своего внутреннего мира, приводящее к новому видению смыслов. Осознание ценностно-смысловых оснований своих взаимоотношений с окружающими является мотивационным фактором, порождающим процессы преобразования и приводящим к тому, что ученик становится способным целенаправленно строить свои отношения с окружающими, ставить цели по реализации своей деятельности, как в условиях кооперации, так и конкуренции и формировать средства их достижения. Организация социально-психологической рефлексии позволяет достичь преобразований в ценностно-смысловой сфере, что в свою очередь может влиять на повышение компетентности в общении и коммуникативной компетентности.

Конструктивная функция проявляется в том, что, осознавая свои отношения с окружающими, ученик получает возможность не только понять причины сложившейся ситуации, мотивы деятельности людей и т. д., но и управлять ими произвольно с тем, чтобы добиться оптимального состояния. Конструктивная функция будет проявляться в том, что обучение рефлексивным навыкам способствует не только осознанию учеником себя в системе межличностных отношений в группе сверстников, но и в более широком плане - осознанию себя в обществе, видение себя в других людях, готовность к ответственному действию в окружающем мире. В связи с этим, педагог должен уметь развивать у ученика способность самостоятельно принимать решения; умение действовать в ситуации выбора; умение контролировать себя и свои действия. Конструктивная функция тесно связана с познавательной и ценностно-смысловой функциями. Знание норм, законов поведения, общения, отношений людей в совокупности с пониманием ценностно-смысловых оснований своих взаимоотношений с окружающими, порождает адекватность поведения принятым нормативам, умение дать элементарный психологический анализ своего поведения, а так же поведения другого человека в той или иной ситуации (умение глубоко осознавать ситуацию, понять причины ее возникновения, мотивы деятельности людей и т. д.).

Психотерапевтическая функция связана с тем, что, с одной стороны, неадекватное осознание своего положения в классе вызывает у ученика аффективность, нескромность, повышенные претензии к сверстникам, что провоцирует психологическую изоляцию в группе, которая, в свою очередь, способствует возникновению у ученика стойких аффективных переживаний, искажающих развитие личности и формирование личностных качеств. С другой стороны, неудовлетворительное положение в системе личных отношений способно вызвать внутренний конфликт и, как следствие, компенсаторные реакции, создавая необходимые условия для неадекватного поведения ученика в группе. Адекватное осознание и переживание того, что происходит с учеником, через понимание причин происходящего и возможность планирования своих будущих действий в социальной среде, позволяет снимать утомление, негативные эмоциональные состояния и их проявления, особенно, связанные со школой.
В связи с этими функциями, работа по обучению школьника рефлексивным навыкам существенно отличается от используемых в настоящее время в обучении форм и методов работы. Только разносторонне развитый человек, обладающий высоким уровнем самосознания, способностью к саморазвитию и владеющий в полной мере рефлексивными навыками, способен к воспитанию гармоничной личности, способен к формированию у другого рефлексивных навыков и умений. В связи с этим приобретает особую актуальность проблема подготовки и переподготовки педагогических кадров.

Литература:

  1. Давыдов В. В., Слободчиков В. И., Цукерман Г. А. Младший школьник как субъект учебной деятельности Вопросы психологии. — 1992. — №3-4.
  2. Захарова А. В., Боцманова М. Э. Особенности рефлексии как психического новообразования учебной деятельности Формирование учебной деятельности школьников: Сб. ст. — М.: Педагогика, 1982.
  3. Карпов А. В., Скитяева И. М. Психология рефлексии. — М.: Институт психологии РАН, 2002.
  4. Клюева Н. В. Социально-психологическое обеспечение деятельности педагога (ценностно-рефлексивный подход): Автореферат дис... докт. психол. наук: 19. 00. 05. — Ярославль, 2000..
  5. Коломинский Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности): Учебное пособие. — Минск, ТетраСистем, 2000.
  6. Мухина В. С. Возрастная психология. — М.:Academia, 1998.
  7. Слободчиков В. И., Цукерман Г. А. Генезис рефлексивного сознания в младшем школьном возрасте Вопросы психологии. -1985. — №3.
  8. Фельдштейн Д. И. Психология развития личности в онтогенезе. — М.: Педагогика, 1989.
    Цукерман Г. А. Десяти-двенадцатилетние школьники: «ничья земля» в возрастной психологии Вопросы психологии. — 1998. — №3.
  9. Шмуракова М. Е. К вопросу об исследовании социально-психологической
    рефлексии Деятельность практических психологов на современном эта-
    пе: Сб. науч. ст. — Минск: БГПУим. М. Танка, 2000.
  10. Шмуракова М. Е. К вопросу о формировании социально-психологической
    рефлексии в младшем подростковом возрасте Теоретические и приклад-
    ные проблемы психологии педагогического межличностного взаимодей-
    ствия: Материалы международ. Науч. -практич. конф., Минск, 19-20 апреля
    2002г. — Минск: БГПУ, 2002. — Ч. 2.
 

Внимание!

Внимание! Все материалы, размещенные на сайте, выпущены в печатной форме и защищены законодательством об авторском праве Республики Беларусь. Полнотекстовое использование (перепечатка) материалов сайта допускается только с согласия издателя (ЧУП "Паркус плюс"), цитирование в научных целях допускается без согласия, но при обязательном указании автора статьи и источника цитирования.


Проверить аттестат

На правах рекламы