Главная Публикации «Личность-слово-социум» – 2006 ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ В СОЦИУМЕ РОЛЬ ПРОЦЕССА ЭСТЕТИЗАЦИИ В ФОРМИРОВАНИИ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ

Карпенко Н. А.
Белорусский государственный университет

РОЛЬ ПРОЦЕССА ЭСТЕТИЗАЦИИ В ФОРМИРОВАНИИ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ

Кризисные явления экономического, политического, социального характера, которые пронизывают все сферы человеческой жизни, привели современного человека к утрате привычных нравственных, религиозных и познавательных ориентиров, к кризису духовной культуры личности. Духовный кризис, т. е. девальвация подлинных ценностей духовной культуры, может надолго парализовать способность человека к позитивному действию, ставит под сомнение возможность человека адекватно сформулировать свое отношение к Добру и Злу, подрывает истинно-ценностное основание духовности как явления возвышенного, благородного, созидательного.

Духовная культура личности представляет собой меру ее индивидуального - творческого, социального, интеллектуального, нравственного, эстетического и физического - совершенствования. И формируется в процессе освоения человеком всего богатства окружающей действительности, в результате включения его в общественные отношения, в ходе активной преобразовательной деятельности и общения с другими людьми в самых разных сферах жизнедеятельности.

Изменение отношения человека к действительности порождает стремление создать иную реальность, где индивид мог бы реализовать себя как свободную личность, сформировать ценностные ориентиры, идеалы. Одним из процессов современной культуры, воздействующим на формирование и развитие личности является процесс эстетизации, под влиянием которого происходит формирование новых духовных ценностей и нового образа человека, создается образ самой культуры.
Процесс эстетизации - это расширение сферы эстетического и перенесение его на другие сферы человеческого бытия: науку, производство, быт, религию, искусство. Эстетическое представляется как совокупность непосредственно воспринимаемых, чувственно данных выразительных форм любой сферы действительности. Именно чувственно-ценностная природа эстетического позволяет личности осуществлять оценку действительности, прежде всего с позиции прекрасного.

Радикальные изменения в сфере чувственности современного человека влекут за собой перемену его поведения в окружающем мире, и характеризуются смещением акцента с результата на процесс, с возрастанием роли индивидуального события. В современной культуре процесс эстетизации можно зафиксировать на следующих уровнях жизнедеятельности человека:
В обыденной жизни - включающей в себя организацию эстетизиро-ванной среды обитания современного человека;
В организации массового неутилитарного досуга, включающего организацию массовых зрелищ, шоу;
В новой электронной реальности - создание и организация виртуальной реальности в киберпространствах электронной сети;
В профессиональном художественном творчестве, т. к. язык искусства наиболее адекватно и плодотворно влияет на создание новой реальности, являясь базисом для формирования ценностных ориентиров личности в обществе, его идеалов прекрасного.
Для того, чтобы раскрыть роль феномена эстетизации в формировании духовной культуры личности, необходимо рассмотреть процессы, протекающие в выше обозначенных уровнях.
Известно, что повседневность, наряду с другими факторами, оказывает одно из определяющих и формирующих воздействий на личность. Эстетизация повседневности - это «процесс стирания различий между искусством и повседневной жизнью в силу: 1) обращения художниками предметов повседневности в художественные объекты и 2) обращения людьми своей повседневной жизни в некоторый эстетический проект при стремлении к определенному стилю в одежде, внешнем виде и домашней обстановке» [1, с. 369]. В искусстве тенденция превращения предметов повседневной жизни в объекты «искусства» появилась в рамках поп-арта. Любой произвольно взятый фрагмент повседневности (эпизод из жизни обычного человека или предмет утилитарного назначения - стул, унитаз, обломки машины и т. д.) изымается из потока обыденной жизни и переносится практически в нетронутом виде в художественное пространство (музей, выставочный зал, экспозиционная площадка).

Украшение и стилизация действительности начинает окружать нас повсюду, распространяясь на индивидуумов (их поведение, тело), жизненное пространство и общественные процессы. Не обошла эстетизация сферы экономики, производства и экологии. Современная экономика базируется не столько на производстве и продаже товаров и услуг, сколько на создании и продаже жизненного стиля посредством рекламы. В экологии наблюдается большое стремление приукрасить окружающую природу до гиперэстетичекого уровня. Актуальным становится создание экологических деревень, где используется красота природы для развития туристического бизнеса.

В организации массовых зрелищ, шоу, презентаций реализовалась тенденция стирания граней между исполнителем и аудиторией. В таких шоу реципиент становится неотъемлемой частью так называемого арт-пространства. Все обыгрывается как эффектное, шокирующее зрелище, которое притягивает и увлекает зрителя. Так происходит, например, в жанре хэппенинга. Организуя импровизационные сцены с включением в них предметов реальной действительности, вовлекая в них случайных прохожих и зрителей, организаторы хэппенингов пытались вырвать их на время события акции из обыденного контекста, заставляя участвовать в неутилитарной игре иного измерения. Главной задачей хэппененга становится внедрение искусства в жизнь и слияние с жизнью. Любые фрагменты жизни человека (катастрофы, мучения и т. д.) могут быть подняты до уровня искусства.

Виртуальный электронный мир, созданный усилиями самого человека с помощью научных и технологических достижений, позволяет компенсировать человеку все то, что ему не удается реализовать в обыденной жизни. Именно в виртуальной реальности человек по собственному желанию может стать творцом себя самого, своей жизни, среды обитания, сексуальных фантазий. Здесь каждый может найти художественно-игровое пространство, соответствующее его индивидуальным потребностям, духовно-интеллектуальному уровню.
Существенному расширению границ эстетического способствовало появление в ХХ веке ряда новых видов искусства, основанных на достижениях новейшей техники. Искусство перестает быть единственной сферой выражения эстетических идей и устремлений. В результате этого, многие достижения элитарного искусства становятся компонентами экспериментов в рекламно-зрелищно-массовом продукте, фотографии, видеоклипах, дизайне, художественном проектировании и т. д. Процесс популяризации художественных образцов характерный для искусства ХХ века привел к их стандартизации, массовизации, потере своей ценности. Активное эксплуатирование идеалов прекрасного и перенесение их на различные сферы человеческого бытия продиктовано стремлением гармонизировать всё и вся. Однако при этом стирается, ветшает само понятие прекрасного, поскольку красота подменяется красивостью, банальными, пошлыми и рафинированными формами.

Еще одной характерной чертой феномена эстетизации является замещение понятий. То, что было неэстетическим, начинает приобретать эстетический характер, это приводит не только к размыванию границ между добром и злом, прекрасным и безобразным, но и к актуализации и популяризации негативных феноменов безобразного и злого. «... В современном мире, как отмечал Бычков В., <эта> гармонизация нередко осуществляется через объективную или процессуальную дисгармонию - как бы «от противного»« [2, с. 468].
Груды мусора в поп-арте, бесчисленное множество экспрессивно-натуралистических сцен и образов насилия, жестокости, садизма и мазохизма в фильмах ужаса и боевиках становится лейтмотивом произведения. «... Мрачные стороны действительности в качестве антитезы обману, совершаемому чувственным фасадом культуры, манят к себе также силой чувственного обаяния. Больше наслаждения приносит диссонанс, нежели созвучие» [3, с. 62].
Безобразное нацелено на разрушение или полное отсутствие бытия, и представляется как конечная фаза небытия данного объекта, эстетическим выражением которого оно и является. «. В безобразном закон формы капитулирует, проявив все свое бессилие» [3, с. 72]. Следовательно, безобразное представляет собой деформированную форму вследствие разрушения идеи этой формы.

Парадокс понимания безобразного в искусстве состоит в том, что действительно безобразный предмет может быть исполнен художником прекрасно. Причина кроется, как отмечал Аристотель, прежде всего, в потребности человека в знании, в мастерстве художника, а также в способности искусства к очищению, к катарсису; «... на то, что смотреть неприятно, изображения того мы рассматриваем с удовольствием, как, например, изображения отвратительных животных и трупов» [4, т. 4, 1448 Ь]. Таким образом, эстетическое переживание безобразного двойственно: наслаждение художественным произведением сопровождается чувством отвращения к самому предмету. Если безобразное в искусстве лишено этого уровня, оно превращается в один из существенных признаков натурализма, или эстети-зируется.

В искусстве ХХ века процесс эстетизации наделяет феномен безобразного шокирующими, чарующими, привлекательными характеристиками. «Отрицание может перейти в наслаждение, а не в утверждение позитивного» [3, с. 63]. Эстетизация безобразного - это целенаправленное наделение привлекательностью безобразного, в результате чего негативный феномен становится источником эстетического наслаждения, содержанием и принципом художественного творчества.
Стремление к безобразному в искусстве характеризуется использованием художественных средств для создания художественного образа, репрезентирующего уродливое, больное, умирающее во всех сферах человеческого бытия. Попытка художника воссоздать поэтическими средствами окружающую действительность, экспресессивно-реальные сцены жестокости и насилия, приводит к перенасыщению произведений искусства негативными феноменами. В результате чего притупляются чувства нравственного негодования, сострадания чужому горю. Все обыгрывается как эффектное, шокирующее зрелище, которое притягивает и увлекает зрителя. Экспрессивный натурализм является основной чертой эстетизации безобразного в искусстве. Через избыточную натуралистичность максимально выражается привлекательность безобразного.

Данная тенденция объединяет сферу эстетического со сферой этического, т. к. безобразная форма репрезентирует моральное зло.
Таким образом, феномен эстетизации, участвуя в формировании новых духовных ценностей, нового образа человека, занимает одно из ведущих позиций в культуре Хх века. Повседневное существование человека, его профессиональная деятельность, поведение, тело, жизненное пространство подвергается эстетизации в высшей степени. Основной направленностью человеческого существования становится стремление к удовольствию и развлечениям.
Необходимо отметить, что процесс эстетизации является ответом на рационализацию современного мира, где индивид пытается компенсировать утерю волшебства мира. Однако усиление тенденции эстетизации приводит к крайности. Происходит разрушение качества прекрасного. Само прекрасное стандартизируется; стираются границы между массовым и элитарным, что приводит к лишению произведения искусства уникальности, к формированию и утверждению усредненного вкуса личности.

Границы между понятиями добро и зло, прекрасное и безобразное начинают размываться. Происходит актуализация и популяризация негативных феноменов безобразного и злого, что приводит к проблеме противопоставления этического и эстетического. Искусство, оторванное от этического начала способно найти красоту в явлениях антигуманных - безжалостности, насилии, жестокости, варварстве, войне. Принятие жизни как эстетического феномена ведет к имморализму личности, в конечном счете -к оправданию зла.
В искусстве ХХ века эстетизация феномена безобразного приводит к целенаправленному наделению привлекательностью безобразного, в результате чего негативный феномен становится источником эстетического наслаждения, содержанием и принципом художественного творчества.

Таким образом, процесс эстетизации имеет неоднозначные последствия, как в формировании духовной культуры личности, так и в формировании всей современной культуры.

Литература:

  1. Аберкромби Н., Хилл С., Тернер Б. Социологический словарь. — Казань, 1997.
    — 406с.
  2. Бычков В. В. Эстетика: Учебн. для студ. и аспирантов гуманитар. дисциплин. — М., 2002. — 556 с.
  3. Адорно Т. В. Эстетическая теория. — М., 2001. — 522 с.
  4. Аристотель. Поэтика. Аристотель. Соч.: в 4т., М., 1983. Т. 4. — 830с.

 

Внимание!

Внимание! Все материалы, размещенные на сайте, выпущены в печатной форме и защищены законодательством об авторском праве Республики Беларусь. Полнотекстовое использование (перепечатка) материалов сайта допускается только с согласия издателя (ЧУП "Паркус плюс"), цитирование в научных целях допускается без согласия, но при обязательном указании автора статьи и источника цитирования.


Проверить аттестат

На правах рекламы