Главная Публикации «Личность-слово-социум» – 2006 ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ В СОЦИУМЕ МЕДИАСРЕДСТВА В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ОЦЕНКИ

Концевой М. П.
Брестский государственный университет имени А. С. Пушкина

МЕДИАСРЕДСТВА В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ОЦЕНКИ

Мир изменился и продолжает меняться. Темпы и глубина перемен велики. Велики настолько, что затруднительна даже сама их адекватная оценка. Тем более непросто оценить характер, направление и перспективы перемен для Человека и Человечности в нем. Ситуация для воспитания очень сложная и это провоцирует либо уход от проблемы, либо радикальные предложения по ее разрешению, которые, в силу своей радикальной же неадекватности, нередко являются всего лишь еще одним способом ухода от проблемы. Современные вызовы требуют от воспитателя, в какой бы форме не реализовывалась его деятельность, прежде всего спокойствия ответственной смелости, основанной на педагогическом оптимизме дающим уверенность в том, что процессы отрицания в развитии Человека являются необходимыми моментами этого развития в направлении все более полного выявления его сущности. Основан такой оптимизм на историческом опыте, в котором, если не закрывать глаза на обратную сторону титанизма эпохи Возрождения или гуманитарные ужасы периода становления современного западного общества, находится немало параллелей с современной социокультурной ситуацией.

Для адекватной оценки значения медиасредств в воспитании человека необходимо, на наш взгляд, обратится к пониманию лежащего в их основе феномена техники. Наиболее плодотворными представляются следующие аспекты такого понимания: техника как «неорганическое тело человека» [1, с. 92] и техника как «язык, на котором говорят люди, которым они пользуются, способ их самовыражения» [2, с. 19]. В любом случае развитие техники означает (разумеется, опосредованно) развитие Человека. Развитие непростое, небезболезненное, не лишенное утрат, обманутых надежд и разочарований. Развитие не упрощающее жизнь, но многократно усложняющее ее, порождающее новые ответственности и налагающее новые обязанности. Но это необходимое развитие в своих наиболее существенных чертах, в том числе и в отношении закономерных кризисных моментов.
Из двух существенных черт феномена техники (инструмент преобразования одной вещественно-энергетической предметности в другую и средство коммуникации) сегодня акценты явно смещаются именно в сторону коммуникации. Эпоха техники как производительной силы сменяется эпохой техники как коммуникативной среды [2, с. 25].

Здесь суть техники интерпретируется, как средство взаимодействия людей, позволяющее раскрывать вовсе не существовавшие вчера структуры общения, раздвигающее пространство коммуникативных актов, оснащающее человека новыми возможностями постижения, оценки и принятия мира, общества и самого себя. Но такое возможно только в том случае, если инструментально-технологическое измерение техники станет основой для развертывания социокультурного измерения. Сегодня мы являемся свидетелями этого процесса констатируя его в терминах киберпрос-транства, киберкультуры, сетевого искусства, сетературы, сетевых сообществ, электронных образовательных сред и т. д.

Медиасредства сегодня являются не только и не столько значимыми элементами в пространстве педагогических практик, которые можно игнорировать, но желательно учитывать и использовать в решении традиционных образовательных задач, учитывая, например, расширение возможностей восприятия мультимедийной информации; они являются необходимым инструментарием для решения новых задач, аналогов которым раньше просто не было. Проблемное поле таких задач охватывает особенности игрового и доверительного общения в компьютерных сетях, нетикет, вопросы межкультурных интернет-коммуникаций, проблемы информационной избыточности, сетевой эскапизм и т. д.

Более того, указанных класс новых задач не является чем-то экзотическим, особенным, отдельно стоящим на периферии современного воспитательного пространства. Наоборот, он пронизывает все это пространство, наполняет его той средой, инфраструктура которой только и позволяет перспективно решить какие бы то ни было образовательные проблемы. Речь идет, конечно, прежде всего об образовании современного человека в современном социуме, и прежде всего о его воспитании. Отрадно, что среди задач медиаобразования учителя отдают безусловный приоритет задачам воспитания [3, с. 4-7].

Однако современная медиасреда оказывает воздействие и в том случае, когда нет непосредственного контакта с медиасредствами. Например, компьютерная графика становится ведущим фактором современного эстетического воспитания, даже тогда, когда сам ребенок не имеет непосредственных контактов с инструментарием и технологиями создания и обработки изображений на компьютере. Практически наверняка его книги сверстаны на компьютерной издательской системе, иллюстрации были отсканированы и обработаны в графическом редакторе, а шрифты неуловимо (шрифтовая графика - самое невидимое из визуальных искусств, но такое важное для воспитания), но вместе с тем существенно отличаются от шрифтов, которые использовались в книгах прежде, ведь они тоже имеют компьютерную природу. Многофункциональность детского конструктора -это результат кропотливого компьютерного дизайна. Точно так же, как привлекательность и простота работы с ним - результат компьютерного стайлинга. В полной мере все сказанное относится и к реальным архитектурным решениям современных зданий и автомобилям. Мультипликационный сериал обязан своему созданию новым возможностям программ трехмерной компьютерной анимации и компьютерному видеомонтажу. Компьютерная графика является той основой, из которой возникает дизайн промышленных изделий, интерьеров и даже природного окружения человека. Мир, в котором начинают жизнь сегодняшние дети, в немалой степени является воплощением графических образов некогда мерцавших на экранах компьютера. Вне зависимости от того, насколько этот факт осознается и понимается, значение его для эстетического воспитания трудно переоценить, ведь любое эстетическое отношение не существует без эстетического объекта и эстетический объект есть условие формирования эстетического отношения.

Без компьютерной графики мир был бы иным, чем он есть сейчас. А сейчас он для рожденного в нем ребенка - единственно возможный, самый живой, понятный и родной (чтобы не думали о нем сотворившие его взрослые, как бы ни оценивали, в какие бы схемы ни пытались вписать). Можно смело утверждать, что сегодня компьютерная графика является значимым фактором современной эстетической среды (организации материально-предметного и духовного окружения человека). В этом и заключается первостепенное значение компьютерной графики для эстетического воспитания ребенка. Ребенку все равно неизбежно приходится усваивать результаты такого творчества. Однако это усвоение может проходить либо под грамотным руководством воспитателей (родителей, учителей), либо самопроизвольно, спонтанно, методом проб и ошибок самого ребенка под хаотичным и беспорядочным влиянием не согласованных между собой элементов социального окружения. В том же случае, когда знакомство с компьютерной графикой выходит на уровень практической деятельности ребенка (игровой и образовательной), организованное воспитательное воздействие становится особенно актуальным.

То же самое можно отнести практически к любой сфере воспитания с учетом того, что его результат должен соответствовать реалиям того близкого, но вовсе не очевидного будущего, которое рождается в стремительно меняющемся настоящем.
Отдельной, наиболее осязаемой и дискутируемой, проблемной областью для воспитания является медийный контент, то информационное содержание, которое присутствует в Интернете, рождается в сетевых коммуникациях, заполняет фабулы компьютерных игр, низвергается в наши дома с телеэкранов. Признавая наличие и глобальность соответствующих рисков, опасностей и угроз и понимая конкретность каждого педагогически оптимального решения их в том или ином частном случае, хотелось бы, в этой связи, обратить внимания на два момента.

Во-первых, действительно широчайшее антигуманное и манипулятив-ное использование медиасредств (с разными основаниями, проявлениями, степенью осознанности и целесообразности) косвенно свидетельствует о их высоком потенциале суггестивного воздействия на человека, который, к сожалению, до сих пор наиболее продуктивно разрабатывается вовсе не на поле гуманистического воспитания, и не в его интересах.
Во-вторых, медиасреда (как системная целостность медиасредств спонтанно формирующаяся из их суммативного единства) в контексте современных социально-политических реалий характеризуется принципиальной открытостью своего контента, что принципиально важно для проектирования и реализации воспитательных практик. Время внешних (административных, дисциплинарных, технических, программных) запретов проходит, уступая место новому времени, времени внутренних (моральных, ценностных, смысловых, сознательных) ограничений в организации своей жизни, деятельности, общения.

Медиасреда предоставляет одним невиданную доселе возможность поддаться своим слабостям, а для других - спекулировать на слабостях людей. Дети же особенно восприимчивы в этом плане, а значит, и особенно уязвимы. Важной педагогической задачей является подготовка ребенка к тому, что не всякая информация, не всякое знание во благо, и воспитание в нем иммунитета против информационной агрессии и информационного иждивенчества. В формуле информационной безопасности ребенка, а эта безопасность становится все более существенным фактором здоровья человека, самая важная часть - это его ценностные ориентации, его личностные смыслы, его готовность и его прилежность в следовании элементарным нормам самосохранения. Нет альтернативы их изучению и освоению, так как нет альтернативы широкому использованию медиас-редств. Формирование ценностных ориентаций быть может является самым трудным и долгим путем к высоким целям гуманистического воспитания. Однако другого пути по-видимому не существует
То, что движение по пути формирования ценностных ориентаций возможно, в некоторой степени подтверждается конкретным опытом реализации аксиологического подхода к формированию информационной культуры студентов гуманитарных специальностей УО « Брестский государственный университет имени А. С. Пушкина» на основе использования электронной образовательной среды «ЭОС» интегрирующей в себя целый ряд информационных технологий (чат, электронная почта, форумы, блоги, WWW, списки рассылки и др.) и специально разработанного методического инструментария (рецензия высказывания, аксиологические проекты, обязательные отзывы на лабораторные работы, рефлексивные тренинги и др.).

Методологическая проблема, обнаруженная данным опытом, заключается в принципиальной имплицитности, неявности конкретных целей воспитания в условиях аксиологической неопределенности. Абстрактные цели формулируются просто, но при их конкретизации возникают непреодолимые сложности в связи с невозможностью навязывать воспитанникам свою систему ценностей, не будучи уверенным в ее жизненной перспективности, ее адекватности тому состоянию человека, которое в настоящее время находится в стадии становления (не столько в онтогенетическом, сколько в социальном, гуманитарном, сущностном аспектах). Можно быть уверенным в истинности своих ценностей, но необходимо быть уверенным в их непреходящей истинности. Кризисная современность чревата непредсказуемым будущем. Что будет в нем востребовано от настоящего человека? Что сущее окажется должным? Как безошибочно выделить это сущее для конкретики сетевых коммуникативных практик, эстетических и эмоциональных оценок, информационной активности в сфере бизнеса?
В такой ситуации становятся наиболее востребованными мысли Л. Н. Толстого изложенные им в статье «Воспитание и образование»: «Воспитатель старается окружить своего питомца непроницаемой стеной от влияния мира и только сквозь свою научную школьно-воспитательную воронку пропускает то, что считает полезным.. Влияние жизни не признается...-Воспитание как умышленное формирование людей по известным образцам - не плодотворно, не законно и не возможно» [4, с. 31-35].

Речь идет том, чтобы отказаться от жесткого ограничения свободы личности во имя каких бы то ни было педагогических представлений, схем, моделей, концепций. Но не отказываться от воспитания вообще, выстраивая его как целесообразную систему условий для проявления свободы личности воспитанника, такую систему отношений и взаимодействий с ним, в которой сама эта личностная свобода будет направляться в русло определенных педагогических идеалов.
Таким образом, воспитание понимается как процесс взаимодействия свободы воспитателя и свободы воспитанника основанный на взаимном стремлении понять и принять друг друга в личностном плане и признании своего функционального неравноправия (формально и по существу). Понятно, что такое воспитание предполагает, что воспитатель является свободной личностью, ответственной личностью, личностью готовой и способной к не игровому, а подлинному общению со всеми его личностными рисками.

Отсюда вытекает еще одна проблема. Проблема полноценности сетевого общения, как в игровой, так и в доверительной его формах. Относительная новизна, неразвитость самих сетевых коммуникаций (в технико-технологическом, психолингвистическом, семантическом и др. аспектах) и уровня их изучения не позволяет делать здесь окончательных выводов. Поэтому так важно в процессе интеграции воспитания с медиасредствами уделять особое внимание непосредственному межличностному общению и, в частности, социальной перцепции.
Психологической наукой доказано, что способность людей воспринимать друг друга исторически развивается и присваивается каждой личностью в социально обусловленных формах как общекультурная модель организации индивидуального опыта [5, с. 84].
Результаты историко-психологических исследований свидетельствуют, что каждое существенное художественное открытие - это одновременно и проявление нового перцептивного опыта. Сегодня на основе компьютерных медийных технологий происходит фактически становление новой сенсорной (в том числе и социально-перцептивной) культуры, которая не может не учитываться в процессе воспитания.

Данный вывод тем более будет справедлив для осуществления воспитания в медиасреде, реализуемой на основе компьютерных телекоммуникаций. Здесь вырисовывается новая педагогическая задача, а именно развитие способностей воспитанников к тому, чтобы видеть и понимать друг друга, как важнейших элементов такой непреходящей ценности, какой является непосредственное межличностное общение.
Процессы информатизации закономерны и предполагают дальнейшее раскрытие и реализацию человеческого потенциала. Стремительность и глубина изменений современного общества несут в себе значительные риски для Человека и требуют высокой ответственности в области образования.

Медиасредства становятся необходимым компонентом современных воспитательных систем и процессов, помогая разрешить одни проблемы и порождая другие.
Развитие медиасредств актуализирует аксиологические подходы к образованию и воспитанию. Становление адекватных вызовам современности ценностных приоритетов личности возможно в условиях ее свободной самореализации.
Свободно и сознательно реализовывать себя в качестве воспитателя или воспитанника в медиасреде возможно только выйдя за ее пределы, в практику непосредственного межличностного общения.

Литература:

  1. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. в 50 т. М. — Т. 42. (Цит. по Ильенков Э. В. Диалектическая логика М.: Политиздат, 1986. — 320с. — С. 187.
  2. Воронин А. А. Периодизация истории и проблема определения техники//Вопросы философии. - 2001. - № 8. — С. 17-28.
  3. ФедоровА. В. Отношение учителей к проблеме медиаобразования школьников. Электронный ресурс: http://www. auditorium. ru/v/index. php?a=vconf&c=getForm&r=thesisDesc&CounterThesls=1&ld_thesls=4262.
  4. Толстой Л. Н. Собр. соч. в 22-х т. — М., 1983. — Т. XVI. — С. 31-35.
  5. Белявский И. Г. Проблемы социальной перцепции в исторической психоло-гии Психология межличностного познания. - М.: Педагогика, 1991. — 324с.

 

Внимание!

Внимание! Все материалы, размещенные на сайте, выпущены в печатной форме и защищены законодательством об авторском праве Республики Беларусь. Полнотекстовое использование (перепечатка) материалов сайта допускается только с согласия издателя (ЧУП "Паркус плюс"), цитирование в научных целях допускается без согласия, но при обязательном указании автора статьи и источника цитирования.


Проверить аттестат

На правах рекламы