Волкова Н. В.
Научный руководитель - A. M. Колышко.
Гродненский государственный университет им. Янки Купалы

СТЫД И ЛИЧНОСТЬ

Стыд является неотъемлемой частью жизни современного человека. Он тесно связан с его общим самочувствием, пробуждает его к осуществлению тех или иных поступков, бегству от профессиональной деятельности, а порой и жизни. Стыд занимает центральное место в эмоциональном опыте высоко социализированного человека. Отсюда, весьма ценным является изучение стыда как самостоятельного психологического феномена, который иногда в психологии определяют как «спрятанную эмоцию» [1].

В обыденном сознании стыд чаще всего связывается с понятием « позор», которое указывает на дурные помыслы человека, его порочную внутреннюю сущность. Данное представление уходит своими корнями в христианство. Из текстов Ветхого Завета следует, что, вкусив плод с древа познания, люди получили уникальную возможность «познать добро и зло», т. е. самосознание. В результате они приобрели способность различать «я», «ты», субъект и объект, получили свободу воли, действия, но потеряли инстинктивную уверенность. Появились тревога и страх наказания. Одним из проявлений тревоги стал стыд, «стыд собственной наготы». «С психологической точки зрения, здесь говориться о возникновении и дифференциации между сознанием, централизованным на эго, и осознанием чего-то большего внутри нас ...» [2].
В психологии чувство стыда обычно связывается с процессом самооценивания. Вместе с тем, вопрос о естественном или социальном происхождении стыда до сих пор остается открытым. В отличие от К. Изарда, который определял стыд как врожденный аффект [3], некоторые современные исследователи указывают на непосредственную связь чувства стыда с социальным бытием человека.

Механизмы формирование стыда и его место в жизни личности наиболее раскрыты в рамках психоаналитической традиции. По мнению Д. Штерна, формирование чувства стыда человека непосредственно связано с его самостью, которая определяется через способ переживания человеком себя как целостной личности. Сформированная в раннем онтогенезе низкая самооценка личности, негативное отношение к себе, влияет на эмоциональное состояние человека в целом, выраженность его особого, невротического чувства стыда. Формирование стыда осуществляется в возрасте от семи до пятнадцати месяцев на третьей ступеней организации самости - «субъектной самости». Именно в этом возрасте ребенок открывает, что различные аспекты своего опыта можно разделить с другими. Его связь с матерью начинает ослабевать и появляется потребность выразить себя, быть услышанным и понятым. На этом этапе развития личности происходит формирование ее самооценки, которая укореняется в бессознательном и в дальнейшем изменяется лишь в определенных пределах. Патологией считается всецелая зависимость самооценки от оценок других людей. Когда действия ребенка встречают неодобрение со стороны родителей, невротические реакции стыда складываются на уровне переживания личностью самое себя. В итоге ребенок стремится завоевать любовь родителей хорошими поступками и даже осуществлять давление на окружающих, желая убедиться в том, что его не лишили заслуженного внимания. Сформированные в детстве установки к себе, невротическое чувства стыда в последующем пронизывают все поступки личности [1].

Э. Эриксон указывает на тесную связь между происхождением стыда и развитием психики на анальном этапе развития личности (1 - 3 года). Решающим аспектом развития этой фазы является полярность «автономия - стыд, сомнение». Задача родителей - направлять ребенка к автономии, защищать его от ненужного стыда. Если излишне контролировать ребенка, препятствуя развитию его самоконтроля, то рано разовьется страх стыда за свои действия. У взрослого это может преобразоваться в фантазии стыда и неуверенность. В норме самоконтроль, от которого не страдает самооценка, ведет к ощущению свободы воли и чувству собственного достоинства. Утрата самоконтроля - склонность к сомнению и стыду. По Эриксону стыд - это гнев, обращенный на самого себя. Отсюда и его предложение рассматривать стыд как психологическую защиту личности - реактивное образование эксбиционистских влечений (инверсия желаний). Он отходит от юнгианской традиции понимания стыда наготы как архетипа и приходит к пониманию, что стыд - это прижизненное образование, продиктованное обществом и социальными нормами [2, 4].

Понимание стыда как переживание собственных недостатков является ключевым в теории самости психоаналитиков Когута и Кернберга. По их мнению, избегание стыда, как и перекладывание вины, отражает наличие у личности доминанты бессознательного совершенства, в свете которого все предпринимаемые ею действия ничтожны. Страх стыда приводит к чрезмерной застенчивости или зажатости. Такие люди находятся в порочном круге: страх собственной ранимости и постыдной уязвимости порождает робость, а осознание собственной нерешительности, застенчивости порождает стыд. Они часто испытывают депрессии из страха ошибиться и быть осмеянными, сами же ошибки провоцируют чувство стыда и глубокие душевные переживания. В основе таких чувств лежат детские переживания, сформированные на фоне чрезмерно высоких требовании родителей [1, 3].
Марио Якоби, один из самых известных исследователей стыда, выделяет следующие его функции: служение интересам индивидуализма (усиление межличностных различий; осуществление собственной индивидуальной идентичности; разграничение ощущении между собой и другими), служение интересам конформизма (побуждает к социальной адаптации; сохраняет социальные нормы; побуждает избегание и подавление межличностных конфликтов) [1].

На уровне обыденного сознания понятия «стыд» и «вина» часто используются как синонимы. Вместе с тем, между этими реальностями принципиальные различия существуют уже на этимологическом уровне. Понятие «вина» в толковом словаре определяется как «начало, источник, причина» [5]. . В современной психоаналитической литературе основное отличие между понятиями стыда и вины, заключается в том, что стыд ведет за собой потерю самоуважения, а признание вины - это призыв к прощению и помилованию. Возможно, поэтому чувство стыда так часто заменяется чувством вины. Вина более приемлемое понятие для человека, она не лишает его надежды на реабилитацию и дает возможность уменьшить степень своей вины.

Чувство стыда является исключительно личностным образованием, которое формируется в детском возрасте (до двух лет), а важнейшим его источником является оценки родителей, прежде всего, матери. Чувство стыда тесно связано с самостью личности, с ее ядерным образованием -самосознанием. Особой формой чувства стыда является невротические переживания, которые обусловливают деструктивные формы поведения личности в общении с другими людьми. Главными функциями стыда являются: осуществление собственной индивидуальной идентичности и выстраивание конформистского отношения личности с социумом.


Литература:

  1. Якоби М. «Стыд и истоки самоуважения» — М.:ИАП, 2001 — 256с.
  2. Юнг Г. К. «Исследование феноменологии самости»—М.:»Рефл-бук», 1997—330с.
  3. Изард К. «Эмоции человека» — М.:МГУ, 1980 — 290с.
  4. Мадди Сальваторе Р. « Теории личности: сравнительный анализ» Пер. с англ. — СПб.: «Речь», 2002 — 539с.
  5. Даль В. «Толковый словарь живого великорусского языка» — М., 1958.

 

Внимание!

Внимание! Все материалы, размещенные на сайте, выпущены в печатной форме и защищены законодательством об авторском праве Республики Беларусь. Полнотекстовое использование (перепечатка) материалов сайта допускается только с согласия издателя (ЧУП "Паркус плюс"), цитирование в научных целях допускается без согласия, но при обязательном указании автора статьи и источника цитирования.


Проверить аттестат

На правах рекламы