Главная Публикации «Личность-слово-социум» – 2006 ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ В СОЦИУМЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕНАТАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В ВУЗАХ И ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ.

Ковалевская А. А.
Барановичский государственный университет

ПРОБЛЕМЫ ПРЕНАТАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В ВУЗАХ И ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ.

Предположение о существовании процесса обучения до рождения и его влиянии на дальнейшую жизнь человека высказывались еще в XVIII в. Старинная притча о молодых родителях, пришедших к мудрецу с ребенком пяти дней от роду, гласит о том, что на вопрос: «Когда начинать воспитывать ребенка?», они получили ответ: «Вы опоздали ровно на девять месяцев и пять дней». Более ста лет назад ученые морфологи обратили внимание на тот факт, что в мозгу новорожденного имеется определенный процент атрофированных нейронов, что позволило выдвинуть гипотезу об атрофированности их вследствие невостребованности за период внутриутробного развития плода. Существовала также научная информация о том, что число нервных клеток головного мозга в значительной степени определяет уровень интеллектуального развития и психической зрелости ребенка. Центральная нервная система в пренатальный период находится в зачаточном состоянии и не покрыта миелиновой (защитной) оболочкой, при отсутствии которой, не может функционировать настолько эффективно, чтобы поддерживать память.

Пренатальное (внутриутробное) направление науки начало свое развитие в 80-х годах XX в. Пренатальной физиологии как эмпирико-аналити-ческой науке принадлежит признание объективности эмбриональной психики (Verny), взаимосвязи эмоций беременных и постнатального развития младенца (Rottmann), теории первичных адаптивных систем нейрогормо-нальных механизмов, преобразующих материнские эмоции, переживания в обучающие и травмирующие факторы воздействия на плод (Odent), передачи ребенку химических веществ (катехоламинов) биохимическим путем, запоминание их организмом, проявление в виде телесных ощущений, предчувствий, настроения, эмоций и поведения в последующей жизни (Ле1к). В гуманитарных исследованиях возникала модель, согласно которой, обнаружение во внутреннем мире пациента переживаний, верифицированы^ и относящихся к пренатальному опыту, психотерапия «встраивает» в виде различных направлений психоанализа (K. Lewin [9]), трансперсональной (S. Grof [3]), экзистенциальной психологии (M. Heidegger [9]) и др. Внутриутробный ребенок в гуманитарных науках является человеческим существом, обладающим автономной субъективностью, способной к спонтанному самовыражению при отсутствии средств коммуникации («услышан» и «понят» матерью). Практика, основанная на данной модели, стремится к установлению коммуникации между внутриутробным младенцем и матерью, которую замещает психотерапевтическая группа и/или психотерапевт, помогая перевести в слова телесные и визуальные переживания (модель «Неограниченной коммуникации»).

Результаты экспериментов позволяют выдвинуть гипотезу о существовании у плода пренатальной памяти, а в периодизации психического развития выделить дородовый период в качестве самостоятельного первого периода, обнаруживающего три признака психического развития: социальную ситуацию развития (внешнее звуковое воздействие), ведущую деятельность (избирательная активность) и психическое новообразование (сенсомотор-ное оживление). В связи с этим в Европе и в США возникли идеи о целесообразности воспитательного процесса в дородовый период жизни человека с целью сохранения и развития наибольшего количества нейронов головного мозга. Данные факты способствовали появлению новой отрасли психологии, педагогики и медицины - дородовому воспитанию.
Пренатальная практика как осознанная деятельность по обеспечению оптимальных условий развития внутриутробного ребенка основывается на спонтанном мировоззрении, автономно возникающих обобщениях, фактологии эмпирико-аналитических наук, феноменологии беременности, полученной средствами гуманитарных наук. На основе исследований ученых созданы социальные программы заботы о материнстве и детстве с опорой на контроль субъективных влияний будущей матери на беременность, коррекцию и компенсацию негативных социальных и психологических факторов. Становление и развитие системы взаимодействия матери с ребенком связано с анализом его особенностей как видотипичного - специфически человеческого феномена, реализуемого в условиях открытого, не запрограммированного на уровне генетического обеспечения и содержания.

Следовательно, выдвигается проблема, с одной стороны, установления коммуникации беременной женщины и плода в пренатальный период для воздействия на уровень интеллектуального развития будущего ребенка, проявленного в последующей жизни в виде телесных ощущений, предчувствий, настроения, эмоций и поведения, с другой, - это формирование позитивного эмоционального состояния беременной женщины и успешной адаптации ее к родам.

Проблема (отражение противоречия между знанием и «знанием незнания») возникает в результате фиксации реально существующего или прогнозируемого противоречия, от разрешения которого зависит прогресс научного познания и практики. А. М. Новиков [5, 41-45] указывает, что постановка проблемы предполагает такие этапы как формулирование, оценка, обоснование и структурирование. При формулировании проблемы важное место имеет постановка ясно выраженных или не высказанных, четко определенных или подразумевающихся вопросов, т. к. не каждый из них является проблемой, а лишь уточненным или вообще неразрешимым аспектом, требующим выявления оснований. Оценка проблемы предполагает определение необходимых для ее решения условий, в число которых в зависимости от ее характера и возможностей науки входит определение методов исследования, источников информации, состава научных работников, организационных форм, источников финансирования, видов научного обсуждения программ и методик образования, промежуточных и конечных результатов, перечня научно-методического обеспечения и оборудования. Обоснование проблемы диктует выявление содержательных, аксиологических и генетических связей данной проблемы с другими, ранее решенными, а также необходимость поиска аргументов в пользу важности ее решения, научной или практической ценности ожидаемых результатов. Структурирование проблемы (расщепление или стратификация) - это поиск дополнительных вопросов или подвопросов для достижения поставленной цели.

Актуальность проблемы пренатально-ориентированного музыкального воспитания будущих детей подтверждается многочисленными исследованиями зарубежных (А. Бертин [1], С. Гроф [3], М. Оден [6] и др.) и российских (А. И. Брусиловский [2], М. Л. Лазарев [4], Е. А. Ряплова [8], Н. А. Чичерина [10] и др.) ученых, констатирующих избирательную активность плода с дальнейшим проявлением после рождения уже сформированных поведенческих навыков, более значимых по сравнению с позднее приобретенными. Проблема носит междисциплинарный характер (педагогика, психология, психофизиология, медицина, культурология, история, социология, музыкознание, кибернетика, теория информации, семиотика, общая теория систем и др.).
Л. Б. Переверзев [7] характеризует общую цель музыкального воспитания как формирование и развитие музыкальности. По его мнению, понятие музыкальности предполагает наличие: а) навыков восприятия и воспроизведения звукового материала; б) мотивационных моментов, ценностных ориентации и ожиданий. Социально-культурный план музыкальности включает общество (люди, вещи и идеи). Человек осуществляет коммуникацию в соответствии с некой коллективной моделью мира, базируясь на общепринятых идеалах, ценностных эталонах и нормах поведения, к числу которых принадлежит и музыка при следующих условиях: а) кодирование, т. е. перевод информации на «язык» музыкальных звуков («законы художественного отражения»); б) декодирование, т. е. обратный перевод с языка этих звуков на язык переживания ребенка внутренних представлений об отображенной в них действительности («законы музыкального восприятия»); в) наличие общей основы, обеспечивающей согласованность и правильность «перевода» информации.

Психофизиологические основы таких механизмов являются биологически унаследованными, а программы «вводятся» в процессе стихийного или сознательного обучения.
Следовательно, проблема развития музыкальности будущего ребенка - это формирование и ввод в его кодирующие и декодирующие механизмы более сложных программ музыкального воспитания.

Методы исследования данной проблемы базируются на опыте прошлых поколений. Аристотель утверждал, что с помощью музыки можно определенным образом влиять на формирование человеческого характера. 2000 лет назад в Китае практиковали дородовое воздействие на ребенка многочасовым пением. В Японии беременных женщин помещали в специальные общины, расположенные в красивой местности, где осуществлялось эстетическое и музыкальное образование будущей матери и ребенка. В древние времена на Востоке существовало поверье, что к свадьбе каждая девушка должна соткать себе ковер, а за время беременности будущая мама - соткать душу ребенка из музыкальных нитей своего голоса. До настоящего времени в странах Северной Европы беременные женщины исполняют дома народные и религиозные песни.

В настоящее время существует множество разных методик дородового развития ребенка средствами общения беременной женщины с миром искусства в связи с тем, что: а) способности женщины создают условия для интеллектуального и творческого потенциала будущего ребенка; б) общение с малышом средствами песни, рисунка или поделки способствует выражению любви к малышу еще до рождения; в) занятия помогают осознать происходящие перемены, принять новые внутренние переживания, избавиться от негативных эмоций; г) творческая атмосфера преображает не только внутренний мир женщины, но и наполняет ее жизнь новыми яркими впечатлениями, расширяет кругозор, дарит плодотворное общение с интересными людьми.
Исследователи предлагают развивать музыкальность беременных женщин и плода средствами различных видов музыкальной деятельности: а) пение - гудение и гудение через сомкнутые губы (С. Абрамова); вокальные упражнения и хоры а cappella из будущих мам (М. Оден); исполнение колыбельных песен (Н. А. Чичерина); б) музыкальное восприятие - тиканье часов, удары метронома, прослушивание эгротропной (возбуждающей) и трофотропной (расслабляющей) музыки (Г. -Г. Декер-Фойгт) и др. ; в) игра на музыкальных инструментах - утром: высокие (колокольчики, погремушки), днем: барабаны, тамтамы, вечером: низкие струны гитары, фортепиано, музыкальная ванна с неваляшкой (М. Л. Лазарев) и др. ; г) музыкально-ритмические движения - плавание (М. Оден), ритмическая гимнастика «Координация» (М. Л. Лазарев) и др.
Для музыкального оздоровления будущего ребенка М. Л. Лазаревым разработан метод «Сонатал» (лат. sonus - звук, natal - рожденный), направленный на раннее психоэмоциональное созревание плода , а также обучение беременных женщин навыкам общения с ребенком до рождения, стимуляцию их двигательной активности, снятие жизненных стрессов, улучшение самочувствия средствами музыки и подготовки к родам. В Центре «Благовест-Н» средствами медико-психологической программы «Совершенный малыш» (Н. А. Чичерина) осуществляется пренатальное воспитание музыкальной и немедикаметозной терапией (цветовая, рефлексотерапия, гипокситерапия и др.).

При воздействии на организм ребенка психолого-эстетическими (ассоциации, эмоции, образы), физиологическими (тренировка отдельных функций организма) и вибрационными (воздействие на клетки плода с целью активизации в них различных биохимических процессов) факторами учеными выявлены: 1) элементарные формы эмоциональных реакций плода и их связь с двигательными и дыхательными реакциями («рефлекс улыбки», сосательный рефлекс и др.); 2) способы естественного воздействия на развитие плода посредством вокально-речевой деятельности мамы, прослушивания музыкальных (звуковых) программ и др. ; 3) возможность разработки программы обучения будущих матерей навыкам формирования здоровья ребенка; 4) эффективность пения: а) успокоение ребенка и матери; б) настройка биологических часов и развитие музыкального слуха ребенка; в) борьба с внутриутробной гипоксией (рождение незрелого плода); г) подготовка женщины к родам (дыхание, психоэмоциональное состояние); д) релаксация, обезболивающий эффект.

Проблемой осуществления пренатально-ориентированного музыкального воспитания выступает недостаточное обеспечение соответствующим оборудованием. Интервьюирование медицинского персонала позволило сделать вывод о недостаточном наличии в женских консультациях магнитофонов, плееров, микрофонов, аудиокассет с записями соответствующей беременности музыки, музыкальных инструментов (гитара, детские музыкальные инструменты: дудочки, колокольчики, бубны, треугольники, шарманки, пустые спичечные коробки и т. д.), фортепиано (по возможности), метрономов, аудиофонов (две воронки для сыпучих веществ, соединенные между собой резиновой трубкой) и др. Особую сложность приобретает обеспечение музыкальными ребрами Ange, созданными дизайнером Д. Уайльдом (комплект «ребер» с электронными сенсорами, позволяющими производить разные звуки (дыхание, гонг, поток воды, барабанная дробь, гобой) для использования тела в качестве интерфейса. На создание Ange автора вдохновила гравюра XVIII в. Ange Anarom/сЖака Фабьена Готье д'Аготи. Инструментом, воспроизводящим звуки человеческого голоса является Lamaze 4 («lamaze» - техника дыхания для беременных женщин), который напоминает живот беременной женщины, надавливая на кнопки которого предоставляется возможность игры как на аккордеоне.

Следовательно, проблема научно-методического обеспечения пре-натально-ориентированного музыкального воспитания беременных женщин Республики Беларусь может быть решена средствами различных исследовательских программ и инструментария. Однако для приобретения чувства комфортности беременных женщин желательно включать в программы произведения белорусских композиторов, национальные фольклорные и колыбельные песни.
Исследователи предлагают осуществлять музыкальные занятия по программам для беременных женщин акушером-гинекологом совместно с музыкальным работником на базе медицинских учреждений. Однако наблюдения показывают, что молодые семьи, ожидающие ребенка, являются распространенным явлением в вузах. Создание условий для развития музыкальности будущих детей во внутриутробном периоде у беременных женщин-студенток вуза выступает актуальной проблемой: а) сохранение здоровья молодых беременных женщин-студенток в период обучения; б) стимулирование познавательного, эмоционального и психомоторного внутриутробного развития будущего ребенка; в) физическая и психологическая подготовка обучающихся к родам средствами музыкального искусства. Педагогический коллектив может выступить реализатором пренаталь-но-ориентированного музыкального воспитания, как в вузах, так и в дошкольных учреждениях.

Аксиологическим обоснованием проблемы может является: а) сохранение психоэмоционального здоровья женщины и ее будущего ребенка; б) создание музыкально-эстетической среды, способствующей интеллектуальному развитию белорусской нации; в) оптимизация психофизиологического созревания плода, его адаптации к внутриутробным условиям и условиям жизни после рождения; г) общение матери и ребенка с помощью музыки; д) положительное влияние на лактационную функцию после рождения ребенка.
Базируясь на вышеперечисленных исследованиях ученых, нами осуществляется проектирование музыкально-эстетической среды для сохранения здоровья беременных студенток Барановичского государственного университета. Предметно-пространственный компонент среды основан на следующих принципах (по В. А. Ясвину [11]): гетерогенность и сложность (создание различных музыкальных « микросред»), связность (многофункциональное использование элементов среды, включенных в структуры музыкально-образовательного процесса), гибкость и управляемость (проявление творческой, преобразующей активности субъектов), символизм (дополнительные обстоятельства познавательного, эстетического, этического развития благодаря условным знакам или предметам), индивидуали-зированность (эстетическое развитие в персонализированном пространстве) и аутентичность (автономность, самостоятельность деятельности студенток в соответствии с возрастными, половыми и индивидуальными особенностями на основе национальных традиций и фольклора). Вероятностный будущий проект представлен в следующем описании.

«Здание находится в сосновом бору. Оно построено из французского стекла с окнами от пола до потолка и куполообразной крышей для постоянного проникновения света и создания благоприятной атмосферы для молодых женщин. Сооружение включает кабинеты различной медицинской направленности и бассейн для выполнения музыкально-ритмических движений. Просторный музыкальный центр оборудован в соответствии с требованиями современного дизайна (пастельно-желтые тона, мягкая мебель, обилие подушек, подлокотников различной величины и конфигурации для отдыха, комфортного восприятия музыки и др.). Обязательный компонент здания - балкон с зимним садом и цветочной оранжереей. Комнатные растения (хлорофитум, пеларгония, фиалки, каланхое) насыщают воздух кислородом, а цветомузыкальные фонтаны в виде скрипичного ключа, различных музыкальных инструментов - влагой. Каждой женщине предоставлена возможность выбора музыкальных произведений с учетом предпочтений, а также сроков беременности и самочувствия. Восприятие видеозаписей (произведения классического, народного, фольклорного, современного эстрадного направлений, рок-музыка и джаз) может осуществляться через наушники, музыкальный центр, компьютер. Для воспитания будущего гражданина Республики Беларусь предпочтение отдается белорусскому национальному музыкальному наследию».

При проектировании социального компонента музыкально-эстетической среды студентки и будущего ребенка мы основывались на таких принципах как взаимопонимание и удовлетворенность отношениями (акустическая стимуляция плода: сердцебиение, голос матери, активное слушание музыки, движения в танцевальном ритме, игра на музыкальных инструментах и др.), позитивное настроение (рисование под музыку, управляемое дыхание при хоровом пении и др.), авторитетность руководителей (обучение студенток по программам формирования здорового ребенка), участие в самоуправлении образовательным процессом (утренние активизирующие произведения («Адажио» из балета «Маленький принц» Е. А. Глебова), дневная релаксация («Снежная королева» Э. Б. Зарицкого), вечерние белорусские колыбельные песни), сплоченность и сознательность (внешнее звуковое воздействие, избирательная активность и сенсомотор-ное оживление), продуктивность взаимодействий в обучающем процессе («игра ребенка в толчки» и мягкое поглаживание родителей; специальный пояс с вмонтированными записями и узнавание мелодий; движения мамы и кинестетическая чувствительность плода, движения в такт музыке; благоприятные условия для развития, положительного влияния на центральную нервную систему и активизация процессов памяти, формирование вкусовых предпочтений ребенка).

Следовательно, проблемное поле включает сопоставление содержания теоретических исследований данной проблемы, выявление расхождений в ее различных интерпретациях и прогнозирование музыкально-эстетической среды для пренатально-ориентированного музыкального воспитания в вузах и детских дошкольных учреждениях.

Литература:

  1. Бертин А. Воспитание в утробе матери или рассказ об упущенных возможностях. — СПб.: МНПО «Жизнь», 1992. — 32с.
  2. Брусиловский А. И. Жизнь до рождения. — М.: Знание, 1991. — 224 с.
  3. Гроф С. За пределами мозга/Пер. с англ. — 2-е изд. — М.: Изд-во Трансперсонального института, 1993. — 504 с.
  4. Лазарев М. Л., Гурова О. А., Явтушенко Г. В., Новикова В. Г., Алексеева О. В. Вариабельность сердечного ритма у беременных женщин во время занятий по методу «Сонатал» Материалы IV Междунар. конф. «Современные технологии восстановительной медицины (диагностика, оздоровление, реабилитация)». — Сочи, 2001. — С. 214 —215.
  5. >Новиков А. М. Докторская диссертация? Пособ для докторантов и соискателей ученой степени доктора наук. — М: Эгвес, 1999. —120 с.

    Оден М. Возрожденные роды/Пер. с франц. — М.: ЦРК«АКВА», 1994. —136 с.
  6. Переверзев Л. Б. Проблема развития музыкальности: механизмы, значения и ценности. — [Электрон. ресурс]. — 2003. — Режим доступа: http: //www. int. -edu. ru/bpl.
    Ряплова Е. А. Пренатальные психологи о внутриутробной жизни. — [Электрон. ресурс]. — 2006. — Режим доступа: ladabirth. ur. ru/infor3. html.
  7. Холл К., Линдсей Г. Теории личности Пер. с англ. И. Б. Гоиншпун. — М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999. — 592 с.
  8. Чичерина Н. А. Воспитание до рождения: книга о пренатальном воспитании детей и будущих родителей. — М.: Academia, 2002. — 110 с.
  9. Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. — М.: Смысл, 2001. — 365 с.
  10. 12. De Casper A. J., Spence M. Prenatal material speech influences newborns
    perception of speech sounds Infant Behavior and development, 1986. — № 9. — P.
    133—150.

  11. 13. Illich I. Limits to medicine. Medical nemesis: The expropriation of health.
    Harmondsworth: Penguin Books, 1977. — P. 273, 296.

 

Внимание!

Внимание! Все материалы, размещенные на сайте, выпущены в печатной форме и защищены законодательством об авторском праве Республики Беларусь. Полнотекстовое использование (перепечатка) материалов сайта допускается только с согласия издателя (ЧУП "Паркус плюс"), цитирование в научных целях допускается без согласия, но при обязательном указании автора статьи и источника цитирования.


Проверить аттестат

На правах рекламы