Главная Публикации «Личность-слово-социум» – 2006 ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ В СОЦИУМЕ ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

Чавро Т. В.
Могилевский государственный университет им. А. Кулешова

ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

Новые подходы в системе образования связаны с проблемами творческого развития личности, формированием системы духовно-нравственных ценностей. Это обуславливает повышение значимости предметов художественно-эстетического цикла и ставит в свою очередь новые требования к музыкальному образованию, которое не может полноценно осуществляться без такого важного компонента, как национальная культура. На наш взгляд, ее следует рассматривать не только как самобытную художественную систему, но и как специфическое средство для развития творческих способностей, креативности личности.
Исходя из вышеизложенного, очевидно, что концептуальные основы современного музыкального образования должны включать:

Модернизацию учебно-воспитательного процесса, т. е. логическое сочетание всех современных теорий и обобщение опыта педагогов-новаторов для оптимизации учебного процесса по музыкально-творческому воспитанию личности.
Гуманизацию содержания музыкального образования и педагогического процесса, создание творческого микроклимата, психологической защищенности, базы для самовыражения и самоутверждения личности. Культура межличностного общения, сотрудничество, сотворчество и утверждение достоинства каждой личности. Культура интеллектуального диалога и развитие эмпатии в процессе сотрудничества.

Индивидуализацию: предоставление минимума теоретических базовых знаний и обеспечение максимума практического опыта и индивидуальных технологий для саморазвития и самосовершенствования.
Вариантность учебных планов и программ, разнообразие подходов к развитию творческой индивидуальности личности, позволяющих прогнозировать и учитывать интеллектуальную и эмоциональную сферу ребенка с возможностью импровизационности педагогического творчества, т. е. предоставление возможности педагогу выбирать на основе опыта и знаний, уровня творческой развитости коллектива наиболее оптимальные методы, творчески интерпретировать излагаемый учебный материал.
Креативность: переориентация личности с развития репродуктивного мышления на формирование дивергентного мышления, опора на восприимчивость и открытость к инновационным процессам, «переход к принципу развития личности на основе творчества как метода обучения и воспитания»^, 181].

Учет традиций и национальной культуры в музыкальном образовании: освоение пласта народной музыки - фольклора, погружение в стихию ее рождения и естественного бытования.
Приобщение детей к музыкально-поэтическому языку народа является чрезвычайно важной и ответственной задачей, стоящей перед обществом в целом. В процессе музыкального развития необходимо как можно раньше знакомить ребят с народной песней, вводить их в мир добра и справедливости, прививать любовь к народным интонациям, активно приобщать к национальной культуре. Трудно определить, на каком этапе эстетического развития личности вырабатывается эстетически-ценностное отношение к традиционной народной культуре, однако очевидно, что приобщение к фольклору необходимо начинать с детских лет, т. к. в этом возрасте активно протекает процесс становления личности, формируется мировоззрение, развиваются чувства и сознание ребенка. Фольклор определенным образом может способствовать этому развитию. Приобщение детей к фольклору и народным традициям является также важным компонентом в решении задач музыкального развития учащихся.

Фольклор - это синкретичное искусство, в котором художественные процессы сочетаются с другими формами общественного сознания (народными обрядами, обычаями, традициями, религиозными верованиями и т. д.) и отражают действительность и закономерности ее развития. Фольклор определяется многозначностью функций, среди которых социальная, воспитательная, познавательная, этическая, эстетическая, информативная, коммуникативная и др.

Фольклористы Н. Г. Гилевич, В. А. Захарова, А. С. Лис, З. Я. Можейко и другие в своих работах осветили проблемы развития белорусской народной песни, разработали научную классификацию песенных жанров, исследовали пути их дальнейшего развития [2; 3; 4; 5; 6; 7; 8]. По мнению данных исследователей, фольклор является не только искусством, но и элементом всей народной культуры, человеческих знаний, приобретений в процессе исторического развития, т. к. эстетическое восприятие человеком действительности было невозможным без связи с повседневностью, без всего того, что считалось в народном сознании здоровым морально, что было необходимо ему для контактов с окружающим миром. Например, во многих белорусских песнях календарного цикла («Жавароначк, прыляц i -це», «Ой, рана, рана куры запел i», « Купаллё», «Ой, у садзе кал i на» и др.) эстетическое восприятие человеком пробуждающейся природы, его отношения к окружающей действительности определяются надеждами на урожай, благополучие и семейное счастье.

Песня, созданная народом, заключает в себе обширную информацию как о жизни народа в целом, с его историей, так и отдельно взятого человека с его миром душевных переживаний, с его, совершенно отличающейся от современной жизни, психологией, которая формировалась в других социальных условиях. Народная песня своими истоками уходит в далекое прошлое, в глубину дохристианских, языческих веков. Песни календарно-земледельческого круга являются своего рода ядром традиционного песенного фольклора, представляя наиболее древний историко-стилевой пласт. К песням более позднего периода относятся позаобрядовые. Каждая песня, дошедшая до нас, прошла свой, иногда огромный во временном измерении путь, претерпевая изменения мелодические, ритмические, текстовые, проходя своеобразную шлифовку в сторону усложнения или же упрощения ее исполнительских особенностей. Некоторые песни имеют несколько вариантов на один и тот же текст, иногда совершенно различные по своей мелодической структуре. Это было неизбежно и характерно для ее устной передачи. Не всегда сохранялась и функциональная принадлежность песни. П. Г. Богатырев подчеркивал, что «структура функций народной песни, также как структура иных социальных факторов, не остается неизменной, она постоянно трансформируется...»^, 211]. Например, такие песни, как «Вол бушуе», «Купал Ыка», «Кума мая, кумачка», «Сау-ка ды Грышка ладз m i дуду» и др., которые в прошлом были связаны с ка-лендарно- обрядовым или семейно-обрядовым циклом, воспринимаются сейчас как лирические или юмористические произведения, выполняя эстетическую, историко-познавательную и воспитательную функции.
В песенном фольклоре содержатся неисчерпаемые воспитательные возможности. С помощью простых и доступных выразительных средств в нем отображаются высокие нравственные и эстетические идеалы человека.

Анализ народно-песенного материала показал, что для нее характерно (с нравственно-эстетической стороны):
отображение позитивного отношения человека к лучшим качествам личности - доброте, отзывчивости, трудолюбию, справедливости и негативного отношения к отрицательным качествам - злу, несправедливости, лени;
отображение отношения человека к явлениям природы и его взаимодействия с природной средой. Данное отношение проявляется через воспевание красоты природы, сравнение человека с природой и воспевание его трудовой деятельности.

Характерной особенностью белорусской народной песни является сказочность, которая достигается с помощью определенных художественных приемов. Можно отметить такие из них, как наличие разговорной человеческой речи и человеческих действий у животных их взаимные действия и общение («Запражыце свыгх коней», «С iука-варонка», «Чорны баран» и др.).
Отношение человека к явлениям действительности, отображенного в белорусской народной песне, проявляется через эпитеты: «вясна-крас-на», «красна дзеука», «зямля-матухна» и др. Эпитеты используются с той целью, чтобы подчеркнуть, наиболее образно выразить какое-либо явление действительности, показать к нему определенное отношение.

Многие белорусские народные песни имеют шуточное содержание. Шутка - это один из своеобразных способов отношения человека к действительности. Содержание народных песен различное. В одних случаях народным автором ставилась задача создать игровую шуточную песню («Гэй, у лесе пры дал i не», «Сядз i ць камар на дубочку»), в других - создать песню, в которой шутка сочеталась бы с элементом грусти («Захацела ба-буленька», «Камар лазню тап i у»), в-третьих - песню, где с помощью шутки высмеиваются отрицательные черты человеческого характера («Як пас-тав i у верабейка на сметн i чку хату», «Чаму ж мне не пець»).
Одну из групп составляют белорусские народные песни танцевального характера, которые несут в себе яркий эмоциональный заряд и занимают важное место в жизни человека. Одни песни исполнялись в хороводе
(«А па возеру», «Пасею я руту», «Медун iца»), другие - в пляске («Юрачка», «Лявон ха», «Бульба»).

Другая группа народных песен - игровые песни. Они являются ярким примером изобретательности и творческого воображения человека. Содержание игровых песен отображает взаимоотношения между людьми, человеком и природой в игровой, сказочной, шуточной форме («Бычок», «Антон маладзеньк », «Зайграй жа мне дударочку»).
Из анализа белорусской народной песни можно заключить, что, во-первых, в ней отражены различные стороны действительности: природы, жизнедеятельности человека, показано нравственно-эстетическое отношение человека к явлениям действительности, отображен нравственно-эстетический опыт его поведения.

Во-вторых, музыкальный и эстетический язык белорусской народной песни прост по форме и содержанию (что важно для детей данного возраста), однако с его помощью выражаются высокие нравственно-эстетические идеалы человека.
В-третьих, белорусская народная песня доступна для младших школьников с точки зрения усвоения ее содержания и выразительных средств, этому способствуют содержащиеся в песне элементы игры, шутки, сказки.

В-четвертых, в белорусской народной песне заложены большие возможности для развития у детей способности усваивать интонационные, гармонические, ладовые, ритмические ее особенности, навыков инструментального исполнения, музыкально-ритмических движений, инструментальной и вокальной импровизации (элементарное музицирование). Однако без специальной организации развивающей среды, необходимых педагогических условий нельзя достигнуть значительных результатов. Именно в этом вопросе огромную помощь может оказать метод фольклорного творчества, в котором содержится богатый идейно-художественный потенциал для нравственного, творческого и эстетического воспитания детей.

Значительное место в возрождении традиционной культуры, в том числе песенного наследия, отводится сегодня учителю музыки, для подготовки которого необходимо направить учебно-воспитательный процесс на то, чтобы каждый студент хорошо овладел белорусским языком, знал и любил свое наследие. Не секрет, что пока еще большинство студентов музыкальных специальностей плохо знают фольклорную песню, инструментальную народную музыку, традиционный танец, народный театр, не представляют себе практическую работу руководителя фольклорного коллектива, аккомпаниатора, не умеют подбирать на слух народную песню, записать нотами фольклорное произведение с голоса, т. к. на традиционное искусство долгое время не обращалось достаточного внимания, считали фольклор искусством «низшего сорта».
В настоящее время в музыкально-педагогической практике дошкольных и школьных учреждений происходит активная работа в этом направлении. Музыкальные руководители, учителя музыки пытаются строить свою работу на фольклорном материале, предлагая оригинальные методики по ознакомлению детей с народным искусством, разрабатывают новые приемы обучения народному творчеству. Работа педагогов ориентирована в основном на ознакомление детей с традициями, обрядами, народными танцами, подвижными играми. Однако не уделяется должного внимания ознакомлению с народной песней.

Белорусская народная песня, как один из видов национального искусства, на наш взгляд, требует более пристального изучения в плане возможностей ее влияния на эстетическую сторону развития личности и творческих проявлений детей. Необходимо использовать в практике разнообразные песни в жанровом отношении: исторические, лирические, календарные, хороводные, танцевальные, игровые. Это могут быть песни, в которых повествуется о народных героях, об исторических фактах; прославляется народный ум, героизм, тонко и поэтично олицетворяется народная смекалка, юмор. При подборе произведений главное значение играет музыка. В работе должны быть не только развлекательные и танцевальные жанры (что часто наблюдается), но и произведения распевного характера. Веселые, быстрые песни не дают полного представления о богатстве фольклора, т. к. народное мастерство наиболее полно раскрывается в протяжных песнях.

Система музыкальных занятий, на наш взгляд, должна основываться на следующих принципах:
1. Включение детей в самобытную художественную систему народной
культуры.
Взаимосвязь трех компонентов народного искусства (поэтического слова, музыки, движения) в процессе музыкальной деятельности.
Обогащение представлений детей о народной песне и создание условий для отражения полученных знаний и умений в самостоятельной музыкальной деятельности - элементарном музицировании.
Организация планомерного воспитательно-образовательного процесса в приобщении детей к основам национальной культуры.

5. Широкое применение в работе метода фольклорного творчества.
Возрождение песенной традиции невозможно без создания целостной музыкально-образовательной системы. Необходимо начинать изучение народного наследия во всех образовательных звеньях - в детском саду, в школе, в средних специальных и высших учебных заведениях. Приобщение к традиционному искусству, особенно с первых жизненных шагов, будет способствовать не только возрождению фольклора, но и освоению родного языка. Важным шагом должно стать издание учебников, пособий, сборников записей народных песен, методических разработок и другой литературы, которая бы включала разные жанры фольклора с учетом возрастных, эстетических, интеллектуальных, психологических особенностей личности ребенка. Музыкальным развитием младших школьников наряду с учителем музыки может и должен заниматься и учитель начальных классов. В реализации этой задачи важно обратить внимание на подготовку будущих учителей. Так, приобщение студентов музыкальных специальностей нашего университета к народно-песенному творчеству проходит через различные формы:

во-первых, на практических занятиях по предметам музыкального цикла (методика музыкального воспитания, музыкальный инструмент, дирижирование и др.) они изучают возможности песенного фольклора, совершенствуют исполнительские навыки в таких видах музыкальной деятельности, как хоровое пение, игра на народных музыкальных инструментах, ритмика и т. д. ;
во-вторых, на факультете дополнительных профессий студенты, занимающиеся в фольклорном ансамбле, знакомятся с песенными традициями края, манерой исполнения народной песни, приобретая навыки пения в народной манере.
Как показывает наш опыт, будущие учителя имеют все возможности не только познакомиться с музыкальным фольклором, но и сами могут приобщиться к песенным традициям родного края. Более того, внедрение подлинно народного искусства оказывает на них положительное влияние в плане формирования их интересов и вкусов, творческой активности, эстетических идеалов и мировоззрения.

Таким образом, сегодня важно не упустить последние возможности - сберечь свое национальное наследие. Народная песня - это бесконечная человеческая мудрость, которую мы просто обязаны считать частью образования и воспитания. Белорусское народно-песенное творчество должно занять одно из ведущих мест в современном музыкальном образовании и явиться основой построения национальной системы художественного образования.

Литература:

  1. Богатырев П. Г. Народная песня с точки зрения ее функций Вопросы литературы и фольклора. — Воронеж, 1973.
  2. Гусев В. Е. Эстетика фольклора. — Л., 1967.
  3. Плев'ч Н. С. Наша родная песня. — Мн., 1968.
  4. Елатов В. И. Мелодические основы белорусской народной музыки. — Мн., 1970.
  5. Можейко З. Я. Календарно-песенная культура Белоруссии. — Мн., 1985.
  6. МухаринскаяЛ. С. Белорусская народная песня: Ист. развития. — Мн., 1977.
  7. Цитович Г. И. О белорусском песенном фольклоре: Избр. очерки. — Мн., 1976.
  8. Шырма Р. Р. Песня—душа народа. — Мн., 1976.
  9. Яконюк В. Л. Высшее музыкальное образование в условиях системных преобразований общества Методологические, организационные новации и проблемы муз. образования и воспитания в современных условиях. Тезисы международной научно-практической конференции. — Брест: БрГУ, 2000.

 

Внимание!

Внимание! Все материалы, размещенные на сайте, выпущены в печатной форме и защищены законодательством об авторском праве Республики Беларусь. Полнотекстовое использование (перепечатка) материалов сайта допускается только с согласия издателя (ЧУП "Паркус плюс"), цитирование в научных целях допускается без согласия, но при обязательном указании автора статьи и источника цитирования.


Проверить аттестат

На правах рекламы