Главная Публикации «Личность-слово-социум» – 2006 ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ В СОЦИУМЕ СПЕЦИФИКА СЕЛЬСКОЙ СРЕДЫ В ВОСПИТАНИИ И ОБУЧЕНИИ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

Курцова С. А.
Барановичский государственный университет

СПЕЦИФИКА СЕЛЬСКОЙ СРЕДЫ В ВОСПИТАНИИ И ОБУЧЕНИИ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

Историография научных исследований - социально-педагогических, исторических, культурологических, социологических, касающихся социальной роли сельской среды, различных воспитательных аспектов деятельности сельской общины, сельской семьи, сельской школы, народной культуры, педагогики, агрономии, медицины, подтверждает, что проблема педагогических возможностей сельской среды является предметом исследования философов, социологов, историков, этнографов, культурологов, педагогов, фольклористов.
Разработке общетеоретических положений роли социальной среды в формировании личности посвящены философские исследования Л. П. Буевой, Г. И. Драчевой, И. С. Кона, Б. Д. Парыгина, Г. Л. Смирнова, Ю. В. Сычева, В. Г. Спикина, А. К. Уледова, А. Г. Харчева, О. П. Целиковой, В. Я. Ядова и др.

Психолого-педагогические основы развития личности даны в трудах Б. Г. Ананьева, Л. И. Божович, Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, А. Г. Ковалева, Г. С. Гостюка, Н. Д. Левитова, А. Н. Леонтьева, А. В. Петровского, В. С. Мухиной, С. Л. Рубинштейна, В. А. Яковлева и др.

Педагогические основы воспитания социально активной личности в условиях социальной среды раскрыты в разработке А. М. Арсеньева, Н. И. Болдырева, Н. Е. Гончарова, А. Ю. Гордина, Р Г Гуровой, Б. Т. Лихачева, Н. И. Марьенко, Ю. П. Сокольникова, В. Л. Сухомлинского, И. В. Тимошенко, Г Н. Филонова.

Сельская среда - сложнейший комплекс, сочетающих различные факторы: экономические, социальные, конфессиональные, национальные, имущественные, возрастные [1, 35]. Социально-педагогическая среда села - это и социально-психологический климат среды обитания индивида, и социокультурные, социально-экономические, природные, климатические, экологические, социально-бытовые условия его жизни.
Личностное развитие младшего школьника, проживающего в сельской местности, во многом определяется социально-экономическими, культурными, природными условиями жизни среды.
Процесс социального формирования личности школьника протекает в условиях довольно замкнутой социальной общности людей, изолированной от внешнего мира, на фоне ограниченного доступа к культурным и образовательным услугам.

Пространственная ограниченность сельской среды обуславливает узость и однообразие поведенческих, нравственных и культурных образцов, под влиянием которых растет и развивается личность. В. И. Семенов дает такую характеристику современным учащимся малочисленной школы: «Речь детей бедна, невыразительна. Они не могут излагать свои мысли последовательно и связано. У них плохо сформированы пространственные представления. У детей очень неустойчивое внимание. Они рассеяны, не умеют сосредоточиться при объяснении нового, быстро утомляются, не умеют преодолевать трудности. « [2, 49]
Образцы речевого поведения в сельской среде часто оказываются неадекватными тем идеалам речевых навыков, на которые должна равняться формирующаяся личность. Следовательно, учащиеся младшего школьного возраста медленно овладевают речевыми навыками родного языка. Недостаточный темп речевого развития, бедность словаря обусловлены бедностью речевых стимулов среды, слабостью литературных влияний, отсутствием читательских интересов, своеобразием говора той или иной местности.

Сельская среда, жизнь среди природы формируют у сельского школьника особое восприятие окружающего мира. Учащиеся в условиях сельской школы более склонны к чувствительному восприятию окружающего, поэтому в процессе учебных занятий и в системе дополнительного образования большее внимание следует уделять их духовному развитию, формированию эмоциональной сферы. Через общение с природой, искусством, приобщение к литературному творчеству, народной музыкальной культуре необходимо развивать эту сторону внутреннего мира учащихся сельской школы.
Таким образом, сельская школа, с одной стороны, ощущает на себе все изменения, трудности, возникающие в жизни села, местном хозяйстве, а с другой - сама способна оказывать существенное влияние на решении социальных проблем села, оперативно реагировать на происходящие вокруг события. Развитие школы неразрывно связано с ее социальным окружением, использованием воспитательного потенциала сельского социума, при этом школа может успешно выполнять роль носителя, генератора и трансформатора самых лучших, прогрессивных идей, традиций, обрядов.

Литература:

  1. Бойбородова Л. В. Воспитание в сельской школе. - М: «Просвещение», 1987.
  2. Гурьянова М. П. Сельская школа. Социальная педагогика. — Мн: «Вышэйшая школа», 1993. 257с.
 

Внимание!

Внимание! Все материалы, размещенные на сайте, выпущены в печатной форме и защищены законодательством об авторском праве Республики Беларусь. Полнотекстовое использование (перепечатка) материалов сайта допускается только с согласия издателя (ЧУП "Паркус плюс"), цитирование в научных целях допускается без согласия, но при обязательном указании автора статьи и источника цитирования.


Проверить аттестат

На правах рекламы

Смотрите камень для бани жадеит купить у нас на сайте.