Парфенцова Е. В.
Академия управления при Президенте Республики Беларусь

НЕВЕРБАЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ В ДЕЛОВОМ ОБЩЕНИИ

В процессе ежедневного общения мы воспринимаем не только словесную информацию, но и смотрим в глаза друг другу, слышим тембр голоса, интонацию, видим мимику и жесты. Все это в научной терминологии называется невербальной коммуникацией и представляет собой наиболее древнюю форму общения. В настоящее время невербальные элементы достаточно хорошо изучены и для достижения нужного эффекта с успехом могут контролироваться.
Невербальное общение начинается еще до того, как вы произнесли первую фразу. К тому моменту, когда ваш партнер встает и направляется к вам, чтобы обменяться рукопожатием, у него уже формируется мнение о вас. Быстрое, крепкое, уверенное и дружеское «во всю кисть» рукопожатие, открытый взгляд помогают задать встрече хороший настрой.

В ходе разговора с партнером, мы видим его позы, мимику, жесты, которые могут и без слов сказать, что действительно думает и чувствует собеседник. Так, если, сидя, он подался вперед, то тем самым «сигнализирует», что хочет говорить сам. И, наоборот, отклонившись назад, проявляет готовность слушать собеседника. Выставленный вперед подбородок свидетельствует о волевом напоре, желании жестко отслеживать свои интересы. Если же у партнера подбородок приподнят, а голову при этом он держит прямо, значит, занял « позицию силы».
Во время разговора обратите внимание, куда направлены носки обуви собеседника. Если они повернуты в вашу сторону, это свидетельствует о том, что партнер заинтересован темой разговора, а если «смотрят» в сторону, то, вероятно, ему неинтересна беседа, он с нетерпением ожидает ее окончания и ищет возможность поскорее уйти.

«Лицом к лицу» - наиболее часто практикуемая, хотя и не единственная возможность расположения руководителя и подчиненного по отношению друг к другу. Такая позиция является своего рода приглашением к диалогу, свидетельством готовности к контакту. Этим с успехом могут пользоваться руководители, располагая кресла под некоторым углом и изменяя дистанцию, регулируя тем самым степень открытости и даже отношения к собеседнику.
Визуальный контакт является важным средством взаимной регуляции процесса беседы. Обычно он легко поддерживается при обсуждении приятной темы, однако собеседники обычно избегают его, когда речь заходит о запутанных или неприятных вопросах. Если говорящий то смотрит в глаза, то отводит взгляд в сторону, это обычно значит, что он еще не закончил говорить, а по завершении высказывания, как правило, прямо смотрит в глаза, как бы предлагая продолжить разговор.

Кивки головой - очень хороший способ показать собеседнику, что вы его слушаете, следуете за ним, шаг за шагом понимая сказанное. Отсутствие кивков свидетельствует о непонимании и необходимости пояснений. Однако этот жест, как никакой другой, требует чувства меры, так как чрезмерные кивки скорее раздражают и сбивают с толку, чем способствуют диалогу.
С кем бы вы ни говорили - с одним человеком или с широкой аудиторией - всегда смотрите собеседнику прямо в глаза. Выражение лица должно быть дружелюбным, стойте спокойно, не переминайтесь с ноги на ногу. Двигайтесь решительно, это производит впечатление уверенного в себе человека. Жестикулировать следует широкими движениями и лучше обеими руками, причем держать их надо выше пояса. Активная жестикуляция часто отражает положительные эмоции и воспринимается как проявление заинтересованности и дружелюбия. Старайтесь не скрещивать руки на груди, сжимать их перед собой или закладывать за спину.
Специалисты-психологи традиционно выделяют открытую и закрытую позы. Первая свидетельствует об открытости человека и его восприимчивости к тому, что скажет собеседник. Закрытая же поза, яркими признаками которой считаются скрещенные ноги или руки, спрятанные за спиной ладони, свидетельствует о меньшем интересе к беседе. Аналогом закрытой позы может быть и выставление «барьера» между собеседниками в виде разных предметов, например сумочки или папки. Этим человек как бы дает понять, что не очень доверяет вам и вынужден защищаться.

Существуют жесты, владение языком которых позволяет безошибочно «читать» собеседника и при случае самому с пользой для дела применять средства невербальной коммуникации. Назовем основные из них.
Жесты нетерпения: постукивание предметами или пальцами, ерзание на стуле, помахивание ногой, разглядывание часов, взгляд «мимо» собеседника. Если человек сидит на краешке стула, всем телом как бы устремлен вперед, руками уперся в колени - он спешит или ему настолько надоел разговор, что он хочет поскорее его закончить.
Жесты эмоционального дискомфорта: собирание несуществующих ворсинок, почесывание шеи, снятие и надевание кольца. Они говорят о том, что партнер испытывает внутреннее напряжение, нуждается в поддержке и совершенно не готов принимать какие бы то ни было решения.

Жесты лжи: человек бессознательно касается рукой лица, как бы «прикрывает» ладонью угол рта или потирает нос. Однако не следует путать с жестом «скуки», когда человек опирается подбородком или щекой на руку или обе (ладони или сложенные в кулаки). Не показывайте собеседнику, что вы сомневаетесь в его словах, не пытайтесь поймать его на лжи или доказать факт лицемерия. Наоборот, повторите сказанные им слова с преамбулой - «если я вас правильно понял, то...« Это даст возможность оставить собеседнику путь для отступления, чтобы он мог исправить положение».

Жесты превосходства: направленный на собеседника указательный палец, высоко поднятый подбородок, фигура в форме «руки в боки». В этом случае многие совершают ошибку: либо начинают подыгрывать такому «важному» человеку, сутулясь, подобострастно кивая и соглашаясь с каждым его словом, либо повторяют его движения - расправляют плечи, поднимают подбородок, другими словами, занимают позицию соперничества. Оба варианта проигрышны. Эффективнее всего, встретив напыщенного человека, подчеркнуть его значимость, сохраняя при этом свое лицо. Например, заявить: «Мне рекомендовали вас как опытного, знающего специалиста» или «А как бы вы поступили на моем месте»? Задавая подобный вопрос, разумеется, надо обязательно внимательно выслушать ответ, каким бы парадоксальным он ни казался. Обычно при этом напряжение и напыщенность « спадают» с партнера.
Выражение лица является важнейшим источником информации о человеке, особенно о его чувствах. Именно мимические реакции собеседника свидетельствуют о его эмоциональном отклике, лицевая экспрессия дает непосредственную информацию не только об испытываемых человеком чувствах, но и о его способности сохранять над ними контроль. Легче всего распознаются положительные эмоции - счастье, любовь и удивление. Трудно воспринимаются, как правило, отрицательные эмоции - печаль, гнев и отвращение.

Наиболее заметным проявлением мимики служит улыбка, которая является хорошим позитивным стимулом. Натянутая улыбка в неприятной ситуации выдает чувства извинения и беспокойства. Улыбка, сопровождаемая приподнятыми бровями, выражает готовность подчиняться, а улыбка с опущенными бровями говорит о превосходстве.
Сдвинутые брови сами по себе обычно передают неодобрение, однако если ваш собеседник лишь изредка их сдвигает, то тем самым сообщает, что не вполне следует за содержанием вашей речи. Сжатые челюсти свидетельствуют о твердости и уверенности, а также об агрессивном настрое. Страх, восторг или удивление могут заставить слушателя открыть рот, как будто этим чувствам не хватает места внутри.

Как только у окружающих сформируется о вас первое мнение, они начнут замечать за вами то, что подтверждает их первое впечатление, и игнорировать то, что ему не соответствует. Это значит, что если вы произвели хорошее впечатление, люди сосредоточат внимание на тех фактах, которые поддерживают это благоприятное мнение. Однако если вы им не понравились, вам придется приложить большие усилия, чтобы разрушить отрицательный имидж. Невербальная информация может иметь гораздо большее воздействие, нежели произнесенные слова. Сложность заключается в том, что невербальные проявления чаще всего спонтанны, их труднее контролировать. Тем не менее, научиться понимать такой язык можно. Стремитесь внимательно наблюдать за людьми, анализировать их поведение, и общение всегда будет вам в радость.

Литература:

  1. Лабунская В. А. Невербальное поведение. - Ростов-на-Дону: изд. Ростовского ун-та, 1986. -135с.
  2. Пиз Аллан. Язык телодвижений: как читать мысли других людей по их жестам. -М.:Ай-Кью, 1995. -257с.
  3. РюклеХорст. Ваше тайное оружие в общении: мимика, жест, движение. М.:Интерэксперт:Инфра, 1996. -227с.

 

Внимание!

Внимание! Все материалы, размещенные на сайте, выпущены в печатной форме и защищены законодательством об авторском праве Республики Беларусь. Полнотекстовое использование (перепечатка) материалов сайта допускается только с согласия издателя (ЧУП "Паркус плюс"), цитирование в научных целях допускается без согласия, но при обязательном указании автора статьи и источника цитирования.


Проверить аттестат

На правах рекламы

Банк кредит под Залог недвижимость kommersant-kredit.ru