Главная Публикации «Личность-слово-социум» – 2006 АСПЕКТЫ ПРОЯВЛЕНИЯ НЕВЕРБАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ В СОВ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОБРАЗНОГО ЯЗЫКА В ПРОЕКТИРОВАНИИ КОСТЮМА

Редникина Т. Г.
Институт современных знаний им. А. М. Широкова

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОБРАЗНОГО ЯЗЫКА В ПРОЕКТИРОВАНИИ КОСТЮМА

В культуре, рассматриваемой как информационный процесс, выделяют три основных этапа, характерных для любого канала информации:
творчество как создание определенной информации;
распространение информации;
потребление информации.

Все многочисленные знаки и знаковые системы, которые существуют в человеческом обществе, составляют культуру того или иного времени, того или иного социума. В каждом знаке заключен какой-либо смысл, который был выражен и зафиксирован в этом знаке предыдущими поколениями. Культура формирует человека, предопределяет основные структуры знаковых систем и адекватную интерпретацию этих систем человеком [11]. Межкультурный обмен может происходить как в искусстве, политике, так и в межличностном общении людей в быту, семье, неформальных контактах. Процесс общения можно рассматривать как обмен символами, с помощью которых происходит передача нужной информации.
Искусство костюма обладает специфическим художественным языком - системой знаков в виде форм, линий, цветов и т. д. и, следовательно, - информативностью. Распространение и потребление информации может осуществляться через информативные свойства костюма. В истории развития культуры костюм исследуется как система знаков, содержащих определенную информацию о стиле, моде, эстетических и научных концепциях, уровне материального бытия общества [8]. В современном модном костюме отражается культура разных исторических эпох, ему свойственны необычайное богатство тем и стилевое многообразие. В системе знаков костюма воспроизводится не только объективный мир, но и восприятие мира. Как часть визуальной культуры - костюм воспроизводит и демонстрирует самые разнообразные стили живописи, графики, киноискусства, этнографии, древние памятники культуры и последние достижения техники костюм может содержать информацию об исторических событиях и современных сюжетах.

Специфичность языка костюма обусловлена бифункциональностью одежды, ее утилитарно-технологической целесообразностью и эстетическими свойствами. Манера одеваться, выбор элементов костюма не только отражает утилитарные значения (тепло, удобно), но и передает информацию об индивидуальных особенностях личности и т. д. В костюме даже на самых ранних стадиях развития общества отражались процессы, происходящие в природе, обществе, культуре через ассоциативные представления об определенных явлениях или предметах. Костюм может сообщить о социальном статусе человека (дорогой костюм или рабочая роба), о событиях в жизни человека (свадьба, похороны), о профессии владельца (форменная одежда). Одежда может выделить человека, сфокусировав на нем внимание, а может помочь затеряться в толпе. В современном обществе костюм превращается в информационный канал передачи культурных ценностей из одной социальной группы в другую. Финансовые возможности среднего класса сегодня позволяют ему покупать модную одежду, которую прежде носил только высший класс.

Информируя о владельце или принадлежности к определенной социальной среде, костюм несет знаково-информативную функцию и может выступать как:
знак классовой дифференциации, как пример можно привести эксклюзивные изделия, дорогие ансамбли от знаменитых дизайнеров для представителей бомонда;
знак престижности как выражение богатства посредством демонстрации дорогих аксессуаров - часов, мобильных телефонов, драгоценных украшений;
знак респектабельности проявляется в добротности костюма, безукоризненной белизне воротничков и манжет;
знак принадлежности к определенной идеологической группе, например, красные косынки женщин-тружениц послереволюционной России;
знак вкуса человека: тяготение к китчу, эпатажу в костюме с одной стороны, и к строгости и элегантности - с другой;
знак этических принципов, контрастным примером являются строгая одежда офисных служащих и мини-юбки модниц;
знак полового различия;
знак культурной принадлежности в устрашающих татуировках и одежде воина африканского племени и костюме банковского служащего [5].

Необходимо отметить, что в настоящее время развитие науки, технологий, разнообразных средств оформления внешности в сфере индустрии моды достигло такого уровня, что национальная, половая, социальная идентификация человека утратила однозначность и приобрела вариативные формы. В искусстве костюма приобретают популярность и распространяются стиль «унисекс», андрогинность образа, имитационность костюма - копии костюмов известных дизайнеров.
Средствами информации в костюме являются различные источники: степень закрытости тела, плотность или жесткость материалов, тесность одежды. Информация может передаваться посредством пластики, пропорциональных особенностей, пространственного расположения элементов, цвета, фактуры, благодаря чему костюм может вызывать определенный эмоциональный « отклик» в зависимости от его формы апеллирующей к социальному или биологическому опыту людей [8]. Форма раскрывает семантическое содержание, сущность костюма, его функции, выявляет образные характеристики человека.

Художественные образы могут пониматься как символы окружающего мира и мира эстетических ценностей. Формирование художественного образа осуществляется поэтапно от постановки задачи, идеи, через воплощение замысла в материале и общение с потребителем. Модный образ дизайнеры одежды создают, изменяя силуэтные линии костюма, пропорции, цвет, декор, фактуру, используя новые необычные материалы для построения модных конструктивных форм. Можно сказать, что поиск модного образа идет одновременно двумя путями, один из них - это поиск композиции и формы костюма. Второй путь образного творчества - это необычная интерпретация и сочетание модных стилей. Эти пути взаимосвязаны, так как каждое стилистическое направление имеет свои силуэтные, пропорциональные, колористические и другие (формальные) характеристики. А в свою очередь формальные характеристики стиля имеют художественную и эстетическую выразительность. Например, одежда спортивного стиля функциональна, комфортна, не мешает свободе движения, выполняется из натуральных тканей и материалов. Романтический стиль отличается декоративностью форм и деталей, сложным кроем, нарядностью отделки, цветовым разнообразием, женственными формами и пропорциями.

Художественный образ в костюме формируют признаки материальные: форма, силуэт и линии костюма, пропорции, ритмическая организация элементов костюма, декор, цветовая гамма, аксессуары, макияж, прическа; и нематериальные: выражение лица, взгляд, пластика движений и жестов, постоянный эпатаж или нарочитая скромность, манера говорить и т. д. Впечатление, производимое человеком, формируется под воздействием культурных установок, утверждающих тот или иной тип красоты. Точно найденные сочетания обобщенного и уникального составляют основу образности костюма.

Воспринимая форму элементов костюма, его силуэт, человеческий глаз как бы расшифровывает информацию о костюме. Силуэт костюма может передавать информацию через геометрическую форму. Отдельные исследования [5] показывают, что к силуэтам, определяющим высокий статус человека, относятся силуэты, приближающиеся к вытянутому прямоугольнику с четко выраженным плечевым поясом, низкий статус человека символизируют силуэты, приближающиеся в своей геометрической форме к кругу. Разнообразные геометрические формы силуэта, конструктивные, конструктивно-декоративные и декоративные линии несут различное эмоционально-смысловое содержание.

Цвет выступает как носитель информации, воспринимаемой мгновенно и на большом расстоянии. В настоящее время цветовое кодирование широко применяется в производственном интерьере, на транспорте, в рекламе, в дизайне одежды. Символика и семантика цвета опираются на объективные особенности интеллекта, психологии человека, и дополняется религиозными, эстетическими воззрениями, где выбор цветов предопределен широкими символическими представлениями о назначении каждого цвета [10].
Психологическое, эмоциональное воздействие цвета на человека имеет две причины: физиологическую - возбуждающее или успокаивающее действие и ассоциативную - это чувства человека связанные с данным цветом [7]. Например, стимулирующие теплые цвета - красный, оранжевый, оказывают возбуждающее и раздражающее действие. Дезинтегрирующие холодные цвета - синий, зеленый, приглушают раздражение. Угнетают - фиолетовый, темно-серый, черный. Ассоциативное воздействие оказывают цвета, информирующие о свойствах объекта, вызывающие позитивные или негативные эмоции, воспоминания, образы, психические состояния [7].

Цвет элементов одежды всегда вызывал определенные эмоции у человека и играл большую роль в передаче образно-эмоциональной информации. Имея представление о «теплых» и «холодных», «легких» и «тяжелых», «активных» и «пассивных» цветах человек переносит на цвет качество объектов, которым свойственен данный цвет или оттенок. К примеру, нежность и мягкость характера можно передать при помощи розового цвета. Красный цвет - синоним красивого, выражает энергию, активность, напряжение, страсть. Конец ХХ века ознаменован прорывом в моду красного цвета как возросшей интенсивности человеческих отношений. Черный выбирают те, кто противопоставляет себя обществу - нигилисты и анархисты в Х1Х веке, битники, панки, рокеры в ХХ веке. Белый цвет - в большинстве стран обозначает чистоту, невинность, счастье. Он используется в праздничной одежде, означая счастье и веселье. Цвет в костюме может определять социальную, национальную принадлежность, эстетическую предрасположенность. Цвет выступает как один из символов и атрибутов моды.
Костюм обладает рядом социальных символических функций, выражаемых через «костюмные коды», имеющие определенное содержание, обусловленное классовой или субкультурной психологией, и понятное только определенной общественной группе людей [8]. Выразительной символикой обладают костюмы футбольных болельщиков, фанатичных поклонников поп-звезд, представителей молодежных субкультур. Функция символа нести прямую или косвенную информацию о предмете. В основе большинства символов лежат архетипические представления человека об окружающем пространстве. Каждый народ создает и мифологизирует собственные национально-государственные символы, характеризующиеся многозначностью образа и смысла [2]. Визуальные символы - это носители некоего свернутого смысла. Артефакты массовой культуры, такие как голливудские киногерои, рок-звезды, символы популярных торговых марок и т. д., формируют общественное сознание. Стереотипы образа и поведения М. Монро, Дж. Кеннеди, Гр. Келли, Ч. Чаплина - являются частями большого числа визуальных символов ХХ века [2]. Отличие символа от других знаков заключается в том, что символ выражает чувственный образ предмета, обобщенный смысл, и его форма не имеет непосредственной связи с обозначаемым содержанием [6].

Образ как облик человека, как определенный характер существует на уровне стереотипов, идеалов, мифов, сложившихся в контексте конкретной или общечеловеческой культуры. В каждой национальной культуре есть свои образы, представляющие квинтэссенцию исторического опыта, представлений о человеке. Стереотипные образы - английский денди, американский ковбой, латинский любовник, испанский тореадор и т. д. Каждый образ - это гармония абстрактного и конкретного, идеального и реального, действительного и вымышленного, совокупность социальных, национальных, экономических, функциональных признаков костюма [1].

В лексике моды существуют понятия характеризующие степень самовыражения личности в костюме - «dress-code», «look», «индивидуальный стиль» [3]. Dress-code - это традиция, диктующая сочетание элементов костюма и аксессуаров, выступающая как знак статуса например, студенческая мантия и шапочка в европейских университетах; как знак религиозной принадлежности - платки мусульманских женщин; как знак профессии - военная форма и спецодежда.
Термин «look», предполагает большую степень свободы. Часто обозначает готовый ансамбль, активно тиражируемый индустрией моды и не связанный с определенным местом и временем. Понятие «look сезона» часто используется журналистами в значении «стиль сезона», в обзорах модных тенденций, например, baby-doll (стиль девочки-куклы), country-look (кантри стиль), стиль милитари и т. д. Look может выражает в костюме общественные идеи и настроения. Еще во времена второй мировой войны был разработан функциональный utility look с целью экономии ткани, в 1948 году Европа и Америка приняли романтический силуэт с тонкой талией, прилегающим лифом и новым вариантом кринолина, получившим название «new look» Кристиана Диора. В look допускает сознательный и добровольный выбор потребителем стереотипного знакового ансамбля, составленного дизайнером профессионалом.

Индивидуальный стиль в костюме предоставляет наибольшую свободу самовыражения, предполагает самостоятельный творческий подбор всех элементов ансамбля, создание собственных правил, пренебрежение условностями, вплоть до эпатажа. Удачно найденный индивидуальный стиль поддается кодификации, может копироваться, становиться стереотипом. Энди Уорхол популяризовал стиль Фреда Хьюза, который первым стал носить джинсы с костюмным пиджаком. В настоящее время подобный look в костюме означает, что человек не чужд институтам власти (знак - классический пиджак), но одновременно сохраняет за собой свободу (знак - джинсы). Один и тот же костюм может прочитываться по-разному, в зависимости от контекста. Dress-code может превращаться в индивидуальный стиль, который тиражируясь становится ансамблем look. Белые блузки, клетчатые юбки на студентках колледжа - dress-code, а в качестве вызывающего костюма поп-звезды - индивидуальный стиль, при копировании поклонниками - look. Как знак легче расшифровывается dress-code, труднее поддается интерпретации информация, выраженная через индивидуальный стиль. Таким образом, костюм является сложной системой знаков и символов, несущей различную информацию и вызывающей образные ассоциации.

Дизайнеры посредством творческой деятельности дают возможность не только удовлетворить потребность человека в новой модной одежде, но и стать вместе с ней частью истории и современности, культуры и искусства. художественно-образные характеристики модного костюма имеют эстетическую ценность, отражают творческое отношение к действительности дизайнера и потребителя, объединяют в гармонии внешний облик и духовный мир человека. Художественный образ - это синтез костюма и тела, вся информация о человеке и неотъемлемый элемент стиля.

Литература:

  1. Балдано И. Ц. МодаХХвека: энциклопедия. — М.: «ОЛМА-ПРЕСС», 2002. — 400
    с.: ил.
  2. Борисов Б. Л. Технологии рекламы и PR: Учебное пособие /Б. Л. Борисов. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. — 624 с.: ил.
  3. Ванштейн О. Лексика моды. Индустрия моды. № 7, с. 87-90.
  4. Дизайн: очерки теории системного проектирования/Н. П. Валькова, Ю. А. Грабовенко, Е. Н. Лазарев, В. И. Михайленко; Под ред. М, с. Кагана. — Ленинград: Изд. (ЛГУ) Ленинградского университета, 1983. — 184 с.
  5. Килошенко М. И. Психология моды: теоретический и прикладной аспекты. — СПб.: Речь, 2001. — 192с.
  6. Краткий словарь по философии/Под общ. ред. И. В. Блауберга, И. К. Панти-на. — 4-е изд. — М.: Политиздат, 1982. 431 с, с. 304.
  7. Миронова Л. Н. Цветоведение. — Мн.: Выш. шк., 1984. —286 с., ил., цв. вкл.
    Основы теории проектирования костюма: Учеб. Для вузов /Под ред. Т. В. Козловой. — М.: Легпромбытиздат, 1988. — 352 с.: ил.
  8. Селезнев И. Ф. Дизайн. Проблемы материально-художественной культуры. Минск, «Вышейш. школа», 1978. 272 с. ; 70 полос. ил, с. 138.
  9. Серов В. Н. Цвет культуры: психология, культурология, физиология. — СПб.: Речь, 2004. — 672 с.
    Шабаркина И. В. Костюм как невербальная социокультурная система: Дис. канд. социол. наук: 22. 00. 04 Москва, 2004. — 142 с.
 

Внимание!

Внимание! Все материалы, размещенные на сайте, выпущены в печатной форме и защищены законодательством об авторском праве Республики Беларусь. Полнотекстовое использование (перепечатка) материалов сайта допускается только с согласия издателя (ЧУП "Паркус плюс"), цитирование в научных целях допускается без согласия, но при обязательном указании автора статьи и источника цитирования.


Проверить аттестат

На правах рекламы