Копытина Т. Н., Русинова Т. И.
Гродненский государственный университет имени Янки Купалы

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА ЗАНЯТИЯХ В ВУЗЕ

Преподаватель-студент: как правильно сегодня построить этот диалог? Нетрудно заметить, что культура диалога в различных сферах низка. А его отсутствие в педагогическом процессе снижает эффективность условий, направленных на формирование личности.
В процессе формирования специалистов нового поколения нужно знать, что диалог существует на личностном уровне, а значит, он возможен лишь в том случае, когда личность открыта для другой личности. Для этого границы личности должны быть подвижны и проницаемы.
Этим объясняется поиск новых подходов в подготовке специалистов нового поколения. Инновации ( от англ. innovation- нововведение, новация)- это изменения внутри системы. Если мы хотим получить результаты обучения и воспитания заданного уровня и качества, то должны позаботиться о соответствующей педагогической системе, функционирование которой обеспечит нужную направленность и интенсивность педагогического процесса. Следовательно, более высокая продуктивность учебно-воспитательного процесса всегда результат совершенствования педагогической системы.

Одним из элементов, повышающим эффективность подготовки специалистов в новых условиях, является учебная игра. Игра- это уникальный механизм аккумуляции и передачи коллективного опыта. Она привлекает тем, что это деятельность, главным мотивом которой является не ее результат, а сам процесс.

Учебная игра предусматривает конвергенцию игровой деятельности и обучения, поэтому ее можно оценивать с разных позиций: как специфический тип регуляции поведения личности (психологический аспект) и как сложную систему деятельности, которая возникает во время взаимосвязи игры и обучения (системный подход). В то же время это педагогический процесс, в ходе которого студенты приобретают знания, умения, навыки, у них развиваются профессиональные умения и качества, необходимые для выполнения будущих функций. Поэтому игра выполняет учебную, коммуникативную, развлекательную, релаксационную и психотехническую функции.

Игра является многомерным и сложным явлением, рассматриваемым в исследованиях психологов, педагогов, биологов, этнографов, антропологов и даже экономистов. Игра не является научным понятием в строгом смысле слова. Дать научное понятие игры пытались многие ученые, но все они пришли к выводу, что точного определения человеческой игры нет.
Теория игр развивается с 60-х годов XX в. На сегодня единой типологии игр не существует. Анализ показывает, что наиболее распространенное деление игр сводит их к:
пространственно-временной организации (исторические, прогностические);
эмоционально - переживаемым (традиции, комедии, умеренные, азартные);
по содержанию (деловые, ролевые, игры- самораскрытия);
4) по уровню усвоения деятельности (игры-тренинги, творческие и т. д.).
В последнее время выделяют два основных направления разработки
игровой деятельности: психотехническое, цель которого- выполнение упражнений, развивающих технические качества, и социально- психологическое, направленное на развитие навыков выполнения социальных ролей.

Под «игровыми технологиями» понимается достаточно обширная группа методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных игр. В отличие от игр вообще « педагогическая игра» обладает существенным признаком: четко поставленной целью и соответствующим педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном или косвенном виде и могут характеризоваться учебно-познавательной направленностью.
Игровые технологии используются для достижения комплексных педагогических задач: усвоения нового и закрепления старого материала, формирования общеучебных умений, развития творческих способностей и т. п. Как правило, в качестве развивающих игровых технологий педагоги обращаются к такому типу игр как «деловые игры». В учебном процессе применяются различные их модификации: имитационные, операциональные, ролевые деловые игры. Для эффективной организации педагогического взаимодействия тактика педагога может строиться в соответствии с определенными этапами деловой игры: подготовки, введения в игру, проведения и анализа хода игры. Чтобы игры были эффективными, они должны быть стимулирующими. Отсутствие стимула заметно снижает эффективность, а значит и результативность игры.

Нужно подчеркнуть, что наиболее эффективными во время изучения нового материала являются имитационные игры, которые имитируют реальную действительность. Они учат анализировать, планировать, прогнозировать ситуацию.
Но самый сложный вид игр - это ролевые. Они требуют тщательной и долгой (по времени) подготовки. Для них характерно наличие ролевых партнеров, стимулирование коллективного общения, создание условий для раскрытия творческих способностей и т. д. Практика показывает, что недостаточно подготовленная игра приносит больше вреда, чем пользы. Поэтому все, о чем шла речь выше, обязательно нужно знать и учитывать, когда мы хотим оживить и сделать более результативным диалог: «преподаватель-студент». Мы должны запомнить одну аксиому: в этом диалоге мы партнеры, а не ведущий и ведомый.
Итоги игры выступают в двойном плане - в качестве как игрового, так и учебно-познавательного результата. Важнейшая роль в данной технологии принадлежит заключительному ретроспективному обсуждению, в котором учащиеся совместно анализируют ход и результаты игры, ход учебно-игрового взаимодействия.

Таким образом, в игровых формах реализуется главный фактор обучения - познавательная активность, а также сопутствующий - общение, диалог Они повышают творческий потенциал студентов, совершенствуют навыки самоконтроля и самооценки, расширяют мировоззрение, а это-путь к более глубокому пониманию и усвоению учебного материала и дальнейшего успеха в формировании специалистов нового поколения.

Литература:

  1. Селевеко Г. К. Современные образовательные технологии. — М.:Нар. образование, 1999. -256с
  2. Яковлев В. Г., Ратников В. П. Подвижные игры. - М.: Просвещение, 1977.
  3. Пугачев В. П. Тесты, деловые игры, тренинг в управлении персоналом: Учебник для студентов вузов. - М.:Аспект Пресс, 2001. -285с.

 

Внимание!

Внимание! Все материалы, размещенные на сайте, выпущены в печатной форме и защищены законодательством об авторском праве Республики Беларусь. Полнотекстовое использование (перепечатка) материалов сайта допускается только с согласия издателя (ЧУП "Паркус плюс"), цитирование в научных целях допускается без согласия, но при обязательном указании автора статьи и источника цитирования.


Проверить аттестат

На правах рекламы