Главная Публикации «Личность-слово-социум» – 2006 ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ В ПРОЦЕССЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Безручко О. А.
Барановичский государственный университет

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ В ПРОЦЕССЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

На рубеже XX - XXI веков объективные потребности современного общества обусловили создание и развитие во многих странах мира дистанционного образования. Вопросы развития дистанционного образования педагогическое сообщество обсуждает не первый год. Педагоги и психологи сегодня работают над формированием системы отечественного дистанционного образования, претендующего на передовую роль в мире. Ее основу должны составить научно-обоснованные средства обучения, качественные дидактические продукты, последние достижения информационных технологий [1].

С 1938 года существует Международный совет по заочному образованию - одна из старейших международных образовательных организаций, которая с 1982 года известна как Международный совет по дистанционному образованию (lCDE)[3].
Организационная сторона модели дистанционного обучения может быть сведена к ряду норм: создание различных вариантов обучения в уровнях предлагаемых знаний и навыков; согласование с обучаемыми содержания, объема и динамики обучения; реализация методов проблемного обучения и наиболее удобных для обучаемых норм, сочетание индивидуальных и групповых форм занятий и др. [2].

Опыт дистанционного обучения позволяет сегодня систематизировать знания о наиболее оптимальных формах, методах и средствах. Организационные формы дистанционного обучения отражают способы взаимосвязи и взаимодействия обучающего и педагога. Они выбираются в зависимости от поставленных целей, задач образования и воспитания. В качестве ведущего принципа была выбрана степень использования информационных и коммуникативных технологий. Основными видами организационных форм дистанционного обучения являются: традиционная, с фрагментарным использованием информационных и коммуникативных технологий, электронная и комбинированная.
В процессе традиционной формы дистанционного обучения взаимодействие педагога и обучающихся осуществляется с помощью средств связи (телефон, телеграф, почта) в соответствии с планом, разработанным преподавателем.

В процессе реализации дистанционного обучения можно выделить четыре группы методов: аудиальные, визуальные, чувственно-кинестетические, смешанные. В качестве средств используются: электронные учебники (гипертекст по модулю), видео- и аудиолекции, мобильные настенные учебные материалы, обучающие компьютерные программы в виде супертьюторов, которые применяются как в семинарском варианте, так и в виртуальной библиотеке для самостоятельного обучения.
В современном дистанционном образовании широко используются наиболее технологичные средства дистанционного обучения такие как: электронная почта, телеконференции, электронные доски объявлений, электронные библиотеки, голосовая почта, видеокассеты, электронные учебники, лазерные диски, трансляция занятий по телевидению, с обратной связью по телефону, телеконференции.

Рассмотрим дидактические характеристики такого средства дистанционного общения как электронная почта. Она является одним из наиболее удобных и оперативных способов общения людей друг с другом. Электронная почта, по мнению А. А. Андреева и И. В. Солдаткина, может быть использована: а) для невербального общения участников педагогического процесса; б) педагогам при подготовке занятий, для консультаций с коллегами, поиском материала в сети Интернет; в) обучающимися в системе дистанционного обучения для получения необходимой содержательной учебной информации, для консультации с педагогам, при обмене информацией друг с другом; г) при проведении занятий: по классической «вербальной» схеме; по схеме семинар - взаимообучение, семинар - дискуссия.

Традиционно одной из базовых форм проведения занятий в системе высшего образования является лекция и практическое занятие. Принято считать, что основная доля учебного материала должна усваиваться на занятии. Вместе с этим немаловажное значение в процессе обучения имеет и самостоятельная, вдумчивая работа. С целью усиления этого компонента учебного процесса в вузах Республики активно внедряется так называемая контролируемая самостоятельная работа (КСР) своеобразная заочно-дистанционная форма проведения занятия. Управляемая или контролируемая самостоятельная работа иногда дополняется отдельными элементами дистанционного обучения [1]. При этом преследуется цель оптимизации учебного процесса и повышения его эффективности.

Для успешного достижения поставленных целей необходимо решить комплекс проблем, связанных с организацией и планированием КСР, ее информационным обеспечением, а также технологиями контроля и оценки знаний в ходе ее проведения. При должном информационном обеспечении и обязательном последующем контроле усвоения материала эквивалентность такой замены не вызывает сомнения и не ведет к снижению качества обучения. Скорее, напротив, вдумчивое и спокойное выполнение заданий может давать лучший результат нежели усвоение того же материала на слух, под запись в аудитории.
Контролируемую самостоятельную работу можно рассматривать в качестве прототипа технологий дистанционного обучения будущего. Внедрение данной формы проведения занятий в практику резко стимулировало бы разработку электронных и печатных версий разнообразных учебных матералов, что не могло не сказаться позитивно на качестве и методической обеспеченности учебного процесса.

>Сказанное позволяет сделать вывод о позитивном влиянии на учебный процесс даже отдельных элементов дистанционного обучения в форме КСР.
Разумное поэтапное внедрение КСР и элементов дистанционного обучения представляет собой богатый резерв повышения эффективности и качества учебного процесса. Оно возможно лишь при широком квалифицированном использовании современных компьютерных информационных технологий. Но технологии сами по себе еще не гарантируют успех. Его определяют, прежде всего, уровень подготовки учебного материала и степень разработанности тестового обеспечения. Ни о какой самостоятельной работе не может быть речи, когда студент не обеспечен учебной информацией. Учебная информация может быть роздана студентам как в печатном, так и в электронном виде. Вряд ли можно признать эффективным способом проведения КСР выполнение задания эквивалентного по своей сути известной сказочной формуле - «Пойди туда, не зная куда, найди то, не зная что». При отсутствии должного информационного обеспечения ведения КСР учебный процесс оборачивается простым списыванием учебной нагрузки с преподавателя и снижением объема и качества знаний по предмету у студентов.

Кроме того, наличие базы электронных материалов делает возможным не только работу студентов вне аудитории, но и проведение аудиторных занятий в отсутствие преподавателя. В этом случае материал занятия может быть « прочитан» или, точнее сказать, озвучен одной из специальных компьютерных программ, которые на компьютерном сленге именуются «говорилками»[1].
Таким образом, специфика образовательного процесса в условиях дистанционного обучения такова, что:

1. Педагог выступает в роли педагога-менеджера и режиссера процесса обучения готового предложить студентам для самостоятельного изучения минимально необходимый комплект дидактического обеспечения, а не только передает содержательную учебную информацию.
Учебная информация используется как средство организации активной самостоятельной учебно-познавательной деятельности, а не как цель обучения.
Студент выступает в качестве субъекта учебной деятельности наряду с педагогом, а его личностное развитие выступает как одна из главных образовательных целей [2].

Литература:

  1. Колесников А. В. Контролируемая самостоятельная работа/Дистанционное обучение—образовательная среда XXI века: Материалы IV Международной научно-практической конференции 10-12 ноября 2004г. — Мн.: БГУИР, 2004. — С. 66 — 69
  2. Андреев А. А., Солдаткин В. И. Дистанционное обучение: сущность, технология, организация. — М.: Изд-во МЭСИ, 1999. — 132 с.
  3. Инновации в образовании (информационно-методический бюллетень)/Сост. И. В. Вакульчик, Я. Б. Лепская. — Барановичи, 2005. — 40 с.

 

Внимание!

Внимание! Все материалы, размещенные на сайте, выпущены в печатной форме и защищены законодательством об авторском праве Республики Беларусь. Полнотекстовое использование (перепечатка) материалов сайта допускается только с согласия издателя (ЧУП "Паркус плюс"), цитирование в научных целях допускается без согласия, но при обязательном указании автора статьи и источника цитирования.


Проверить аттестат

На правах рекламы