Беляцкая А. Л., Реут Н. В.
Белорусский государственный экономический университет

РОЛЬ УНИВЕРСИТЕТОВ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА

Роль университетов, принимающих самое непосредственное участие в формировании личности студента, сохраняющих и развивающих такие базовые ценности белорусского общества, как нравственность, культура, образование, гражданственность, патриотизм, остается очень важной. Это, прежде всего, обусловлено приоритетом целостной человеческой личности в наступившем веке. В содержании университетского образования этот приоритет реализуется в тенденции гуманизации учебного процесса.

Несущей конструкцией всей системы образования и воспитания в высшем учебном заведении является культ гармонично развитого человека - образованного, культурного, здорового физически и нравственно, подлинного гражданина своей страны. Дисциплины социально-гуманитарного цикла должны способствовать формированию у студентов активной социальной позиции, формировать у молодых людей навыки жизни в быстро изменяющемся обществе. Специфика классического университета в том, что образовательный процесс не может замыкаться только на профессиональной подготовке. Он должен быть разносторонним, включать не только знания и навыки, но и развитие индивидуальных свойств личности. Переход к многоуровневой системе подготовки специалистов, глубокое реформирование всего образовательного процесса должно привести к существенному повышению качества профессиональной подготовки специалистов и к значительным изменениям в формировании у студентов таких качеств, как ответственность и социальная активность. Важнейшей задачей высшей школы на современном этапе является улучшение воспитательной работы среди студентов. Соблюдение норм и правил дисциплины и культуры поведения обеспечивает успех во всех сферах деятельности студента. Если он четко выполняет нормы, правила и требования, необходимые для осуществления возложенных на него обязанностей, если он проявляет пунктуальность, аккуратность и добросовестное отношение к учебе, это создает предпосылки для достижения высоких результатов и повышения ее качества, что, безусловно, важно как для университета, так и для самого студента.

«Есть много родов образования и развития, и каждое из них важно само по себе, но всех их выше должно стоять образование нравственное» [1, 328]. С давних времен утвердилось положение о решающей роли нравственного воспитания в развитии личности.
Чтобы осуществить нравственное воспитание, необходимо знать содержание тех отношений, на основе которых происходит формирование соответствующих личностных качеств. Это содержание включает в себя:
отношение к родине, другим странам и народам;
отношение к труду;
отношение к материальным ценностям и природе;
отношение к людям (гуманность, культура общения, товарищество).
Ведущую учебно-воспитательную функцию призван выполнять профессорско-преподавательский состав. Важно передать следующему поколению не только знания, но и жизненный опыт Это требует от преподавателя не только чувства ответственности, но и многого другого, включая постоянное самовоспитание, саморазвитие и самосовершенствование.

Основная задача преподавателя - воспитать гражданина, патриота своей страны. Как известно, патриотизм включает в себя: уважительное отношение к языку своего народа; заботу об интересах родины; гордость за социальные и культурные достижения своей страны; уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям; стремление посвящать свой труд, силы и способности укреплению могущества и расцвету Родины. Патриотическое воспитание является одним из механизмов поддержания целостности политической культуры в обществе. И чем сложнее и многограннее патриотическое воспитание, тем большими адаптационными ресурсами оно обладает. Одной из важнейших функций, которую выполняет патриотическое воспитание студентов, является осуществление политической социализации личности. Она связана с вхождением человека в политику, с усвоением им господствующих в обществе политических идей, ценностей, норм политического поведения. Политическая социализация личности - длительный и к тому же сложный процесс, который начинается с семьи, которая закладывает основы знаний и представлений о политике, государстве. Далее политическая социализация человека продолжается в школе и в других учебных заведениях. В это время происходит быстрое приобретение личностью новых политических знаний благодаря изучению обществоведческих дисциплин. По мнению исследователей, учебные заведения определяют во многом политические, экономические и даже нравственные возможности государств. Поколение, заканчивающее сегодня ВУЗы, включая университеты, через 10-15 лет сменит правящую элиту в сфере экономики, администрации, и социальной сферы. В новых условиях жизни, когда одной из важнейших проблем молодежи является поиск перспектив, высшие учебные заведения, готовящие будущих специалистов, особенно университеты, должны стремиться к идеологической и политической избирательности и решительно пропагандировать гуманистические ценности. Одна из основных целей преподавания заключается в максимальном совершенствовании способности студентов самостоятельно анализировать смысл и динамику событий политической жизни с тем, чтобы в будущем после завершения обучения они могли не только ориентироваться в происходящих процессах, но и воздействовать на принятии политических решений в соответствии со своими ролями в обществе.

Не вызывает сомнений ответственность высшей школы за формирование интеллектуальной и нравственной атмосферы в обществе в целом. Как центры образования, науки и культуры университета призваны содействовать критическому осмыслению происходящего, оказывать всемирную поддержку исследовательской и гражданской активности студентов, что способствует развитию личности, национально-государственным интересам Беларуси.

Литература:

  1. Жадан А. А. Жемчужины мысли. Мн. Беларусь, 1987
  2. Основы идеологии Белорусского государства. Учебное пособие для вузов,
    Мн., 2004
  3. >Гурова Р. Г. Современная молодежь: социальные ценности и нравственные
    ориентиры. №10 «Педагогика», Мн., 2000

 

Внимание!

Внимание! Все материалы, размещенные на сайте, выпущены в печатной форме и защищены законодательством об авторском праве Республики Беларусь. Полнотекстовое использование (перепечатка) материалов сайта допускается только с согласия издателя (ЧУП "Паркус плюс"), цитирование в научных целях допускается без согласия, но при обязательном указании автора статьи и источника цитирования.


Проверить аттестат

На правах рекламы

http://zalpoeta.net