Главная Публикации «Личность-слово-социум» – 2006 ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО: ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ И СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Стрихарь А. В.
институт философии НАН Беларуси

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО: ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ И СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Одним из теоретико-методологических подходов, лежащих в основе осмысления происходящих в современном мире изменений, стала теория «информационного общества» японского социолога Е. Масуды. В информационном обществе посредством внедрения современных компьютерных технологий появляется возможность существования постоянной взаимосвязи между всеми членами общества, человечество в таком коммуникативном процессе может вырабатывать общие цели, решать проблемы совместными усилиями, а сам человек получает дополнительные средства и технологии возможность для реализации своих возможностей. «Возникло «общество с научными рефлексами», порождающее и потребляющее огромное количество информации» [2, 143]. Современный человек ориентируется на создание все новых форм материальной и духовной культуры. Темпы развития техники и наукоемких технологий во всем мире стремительны. Такие изменения в жизни общества вызывают потребность у человека все больше обращаться к рациональному знанию для решения возникающих проблем.

Интенсивное применение научных знаний больше, чем когда-либо начинает влиять на положение самого человека в мире, формирование его как личности, меняет сам характер человеческой деятельности. Человек должен отвечать всем строгим запросам современного общества, находится в гармонии с современными технологиями и научными открытиями. Изменяется и сама научная деятельность, специфика научных исследований. На первый план начинают выдвигаться междисциплинарные исследования, широко применяться комплексные исследовательские программы, в которых принимают участие специалисты разных направлений. Научные исследования начинают носить все более социальный характер, картины реальности отдельных областей исследования становятся взаимозависимыми, в связи с чем особенно остро ставится вопрос об историчности, эволюционности научного знания. В современной науке все более осознается тот факт, что невозможно построить такую картину мира, которая будет независима от человека, природы, такая картина мира является иллюзией. Научное знание состоит не только из объективных фактов, оно имеет и субъективную составляющую, современная научная картина мира является человекоразмерной.

Современная постнеклассическая наука и цивилизация - это мир разума, который теперь обогащен человеческим опытом, впитал в себя историю человеческой культуры, переходя от одной эпохи к другой. Сегодня уже допускается возможность существование нескольких научных теорий, которые бы позволяли задать более широкий ракурс рассмотрения действительности, поскольку признается тот факт, что каждая научная теория о любом, даже самом малом фрагменте реальности, может содержать истинное объективное знание. Наука на постнеклассическом этапе является целостным пластом, консолидирующим мир.
В эпоху постнеклассической науки построение картины мира связано с изучением человекоразмерных объектов, при изучении которых затрагиваются гуманистические ценности, состояние культуры, мировоззренческие установки. Современность сталкивается именно с такими комплексными задачами, поэтому для исследования свойственно некоторое единство специалистов разных, зачастую, мало связанных отраслей знания. Переход к постнеклассической науке, построению новой картины мира характеризуется тем, что в качестве предмета анализа начинает выступать проблематика социогуманитарного познания, рационализация гуманитарного знания, а так же вопросы, связанные с изменением роли науки в обществе, особенно с переходом общества на постиндустриальный путь развития; вопросы гуманизации, гуманитаризации научного знания, социальной и нравственной ответственности ученого.
Современное общество и человек находятся в неразрывной связи с наукой. Наука во многом обуславливает постиндустриальный тип общества, который имеет свои характерные черты, связанные с высоким уровнем технологий и научного знания. Этические и эстетические компоненты и сама человеческая доминанта стали неотъемлемым ориентиром науки сегодняшнего дня.

«Новый тип науки несет с собой универсальное приложение науки в качестве опосредующей силы всеобщего развития человека. Наука нового типа является основой, на которой действительно объединяются научное познание и практическая деятельность, принципы рациональности и морали, мир объективного знания и мир ценностей» [1, 37]. Достижения современной науки органично включены в процессы диалога культур, наука помогает решить теперь проблемы глобального характера. Возросшие потенциальные возможности науки должны служить благополучию планетарного сообщества.

Однако необходимо отметить, что такой новый тип науки не может возникнуть сразу, для прочного его укоренения должно измениться сознание людей, мировоззренческая составляющая, культурная традиция. Человек в эпоху четвертой глобальной научной революции пытается по-новому самовыразиться, тем более, что новый научный мир дает человеку возможность стать творцом сверхценностей, потому что новая эпоха это создание всего « сверх», современное творчество - попытка возвыситься над всем, что было создано до этого. Современный человек вовлекается не только в процесс материального производства, изменение социальной природы общества и самого человека привело к тому, что именно ученый, образованный специалист начинает представлять особую ценность.

Система образования - один из наиболее важных институтов социализации индивида. Именно система образования, в конечном счете, определяет - какой тип общества будет воспроизводиться. Будучи одним из основных факторов, влияющих на человека, образование необходимо трансформируется при переходе от одного типа общества к другому. Соответственно трансформируется и способ трансляции знания, роль преподавателя, сама специфика передаваемой информации.
Переход от индустриального к постиндустриальному обществу требует качественного переосмысления тех жизненных реалий, которые являлись определяющими в массовом обществе. Новый тип общества - своеобразный поворот от всех наших привычек, исходных посылок. Современный человек устремлен к активности, а развитие информационных технологий ведет к созданию открытого общества. Коммуникативные процессы обуславливают проявление новых качеств человеческой личности, развивающихся в эпоху «третьей волны»: инициативности, коммуникабельности, разностороннего развития.

Важнейшей характеристикой информационной цивилизации является необходимость организации и отбора информации. Одним из основных вопросов, стоящих перед современным обществом должен стать вопрос не просто о получении, но об отборе информации. Неконтролируемая, неорганизованная информация не может стать социальным ресурсом, образовательной базой. Структурированная информация - ценность, разрозненная же создает хаос, информационные деструкции человеческого сознания.

Постановка новых задач ставит проблему создания нетрадиционных технологий образования. Необходимость изменения структуры современного образования вызвана целым рядом причин: нехватка квалифицированных учителей, неумение использовать информационные технологии -компьютерная безграмотность. Современное развитие информационных технологий приводит к тому, что человек пытается постоянно выделить себя из супер технического мира информации. Высокая технологичность социального пространства требует формирования гуманистической системы ценностей.

Компьютеризация современного образования, таким образом, решает одновременно две задачи. С одной стороны, возрастают требования к техническому оснащению, материальной базе образовательного процесса. То есть, повышается значимость самих средств доступа к информации, которая необходима современной личности. Такой общественный запрос влияет на востребованность таких специалистов, как программисты, системные аналитики, инженеры. Именно они становятся двигателями современного технического прогресса, имеют возможность генерировать постиндустриальные инновации.

С другой стороны, дистанцированность современного человека от себе подобных, его своего рода изолированность ведет к тому, что в нем развивается внутреннее требование диалога, необходимость коммуникации. Особенностью современного общества является то, что постоянное внедрение технологических новшеств ведет к тому, что люди постоянно стараются быть вместе, возникает интерес иного типа - тяга к комфорту, душевности, гуманизации всего жизненного пространства, гуманитаризации сферы образования. Иначе говоря, возникает потребность в таких специалистах как учителя, юристы, библиотекари, архитекторы, репортеры, социальные работники и т. п. Попытка перерасти из массового индустриального общества, приводит к разноплановому проявлению индивидуальности личности.

Таким образом, развитие информационных технологий в сфере образования способно решать ряд важных задач. Преобразуется современная образовательная система: возникают курсы при корпорациях по подготовке специалистов, изменяются технологии образования (сочетание самостоятельного образования и работы в аудиториях), растет возможность получать дополнительное образование, изучать компьютерные программы и иностранные языки и т. д.
Современный этап в развитии общества таков, что человеку все быстрее и быстрее приходится переходить от привычного образа жизни к качественно новому. Главные перемены должны произойти в сознании людей, в первую очередь в отношении понимания того, что основой современного общества является развитая личность, у которой существует возможность выбирать. Человек должен понять, что современные знания технологии - это основной потенциал будущих инноваций. Развитость современного общества, техническая оснащенность учебных заведений дает возможность развиваться высококвалифицированной универсальной личности. Одной из задач современного образования должно стать формирование умения поиска и отбора информации, которая в единстве с новейшими технологиями ее обработки выступает стратегическим ресурсом социального прогресса.

Литература.

  1. Осипов Г. В. Научное познание в социальном измерении (к 70-летию со дня рождения академика Вячеслава Семеновича Степина) Вопросы философии, 2005. — № 3.
  2. Фурастье Ж. 40000часов Мир нашего завтра: Антология современной классической прогностики. — М.: Изд-во Эксмо. — 512 с.

 

Внимание!

Внимание! Все материалы, размещенные на сайте, выпущены в печатной форме и защищены законодательством об авторском праве Республики Беларусь. Полнотекстовое использование (перепечатка) материалов сайта допускается только с согласия издателя (ЧУП "Паркус плюс"), цитирование в научных целях допускается без согласия, но при обязательном указании автора статьи и источника цитирования.


Проверить аттестат

На правах рекламы