Главная Публикации «Личность-слово-социум» – 2006 ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛ С ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИМИ НАПРАВЛЕНИЯМИ В ФОРМИРОВАНИИ ДУХОВНОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Козел С. Г.
Брестский государственный университет имени А. С. Пушкина

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛ С ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИМИ НАПРАВЛЕНИЯМИ В ФОРМИРОВАНИИ ДУХОВНОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ

В Национальном документе «Программа воспитания детей и учащейся молодёжи в Республике Беларусь» подчёркивается, что для духовно развитой личности характерны потребность в истине, познании, справедливости, красоте, самоактуализации, благополучии других. Формирование этих качеств - цель воспитания духовной сферы личности учащихся, а значит, и всей организации деятельности школ с художественно-эстетическими направлениями.
Деятельность школ с углублённым изучением предметов художественно-эстетического направления осуществляется на основании примерного положения об общеобразовательных школах с углублённым изучением отдельных учебных предметов, эстетическим и физкультурно-оздоровительным уклонами [1, 81-85], учебных планов учреждений, которые обеспечивают получение общего среднего образования [2]. Учебные планы, разработанные под социально-педагогический проект «Этношкола», соответствуют учебным планам для общеобразовательных школ с фольклорно-театральным направлением.

К основным проблемам данного типа школ и гимназий можно отнести сохраняющееся противоречие между потребностью всестороннего гармоничного развития личности каждого ребёнка и достаточно узким содержанием конкретных школьных учебных программ. Постоянно сохраняется опасность того, что при изучении всего набора учебных предметов не будет сформирована целостная духовно развитая личность. А также учащийся и его родители должны быть уверены, что уровень общеобразовательной подготовки выпускника будет достаточен для поступления в любое учебное заведение.

В Брестской области на сегодняшний день художественно-эстетическим образованием в школах охвачено 6510 учащихся; в целом по республике - более 210 тысяч школьников. В области насчитывается 18 школ с различными направлениями:
музыкально-хоровым - 8 школ;
архитектурно-художественным - 3 школы;
с общеэстетическим - 3 школы;
с хореографическим - 1 школа;
с театрально-эстетическим - 1 школа;
с физкультурно-эстетическим - 2 школы.

Актуальна и особенно значима работа сельских школ с художественно-эстетическими направлениями. В области три такие школы - в Барано-вичском, Лунинецком и Столинском районах. Эти школы являются центром образовательной работы по эстетическому воспитанию как учащихся, так и взрослого населения района.
Большое внимание в школах с эстетическими направлениями уделяется созданию детских художественных коллективов, как наиболее эффективной форме развития духовной культуры личности, а также востребованной в ученической среде форме коллективного творчества. Хоровая и оркестровая исполнительская культура имеет глубокие корни, уходящие в народные истоки и традиции, объединяющие нас с духовным опытом поколений.
Всего в школах с эстетическими направлениями работают 114 художественных коллективов, из них 26 коллективов имеют почетное звание «образцовый», что составляет 35, 6% от всех образцовых коллективов системы образования Брестской области. Заслуга коллективов со званием «образцовый» в том, что они работают творчески, стабильно, активно принимают участие в фестивалях и конкурсах и, что особенно важно для самих ребят, занимают призовые места. Так, в 2005 г дипломами I, II и III степени были награждены коллективы школ с эстетическими направлениями за участие в областном смотре-конкурсе детских оркестровых коллективов и инструментальных ансамблей, в областном туре Республиканского фестиваля хорового искусства «Пою тебе, Беларусь», в фестивале театрального искусства «Театральное Полесье - 2005».

Имея возможность работать с художественно одарёнными детьми, школы с эстетическими направлениями призваны развивать молодые таланты. Как в работе методической сети, так и в практической деятельности большое внимание уделяется реализации республиканской программы «Одарённые дети». В Брестской области при управлении образования постоянно работают творческие группы педагогов по организации конкурсов среди школ с художественно-эстетическими направлениями. За последние 5 лет было проведено 6 конкурсов юных исполнителей: конкурс вокалистов (дважды), теоретическая олимпиада, конкурс юных композиторов, конкурс пианистов «Кантабиле» (дважды). Активное конкурсное движение способствует налаживанию сотрудничества с высшими и средними специальными учебными заведениями (по соответствующему профилю).

В основе профессионального успеха учеников школ с художественно-эстетическими направлениями лежит высокое качество работы педагогов и администрации этих учебных заведений. Инновационные процессы активно охватывают практику школ с эстетическими направлениями. Осваиваются новые технологии проблемного обучения в индивидуальных формах работы, технологии содержательного обобщения и т. д. В СШ № 21 г. Барановичи разработан модуль интегрированных уроков музыки, ИЗО и ритмики. Более 21 авторских программ по освоению художественных промыслов и нетрадиционной художественной техники разработано педагогическим коллективом СШ № 10 г Бреста. Не случайно эти школы стали методическими центрами художественно-эстетического образования Брестской области.
Воспитательная работа в школах с эстетическими направлениями базируется на содержании предметов эстетического цикла, но не ограничивается ими. Используя воспитательный потенциал искусства, его силу духовно-нравственного воздействия на развивающуюся личность, воспитательная система школ с художественно-эстетическими направлениями включает в себя ряд актуальных составляющих (например, программы граж-данско-патриотического воспитания). В силу повышенного художественно-эстетического потенциала этих школ внеклассные и общешкольные мероприятия проходят более ярко, эмоционально и насыщенно; налицо связь урочной и внеурочной воспитательной работы.

Современная организация воспитательной работы предполагает моделирование государственно-правовой структуры через создание школьной системы самоуправления со своим уставом, эмблемой и гимном, в которой концентрированно выражена учебно-воспитательная концепция школы. Эта система символов помогает развить у учащихся чувство долга, единства и чести, гордости за своё учебное заведение, значимости, уважения к учителям, товарищам.
Работа школ с эстетическими направлениями, как культурных центров районов, предполагает организацию концертной деятельности учащихся. Воспитательный потенциал концертных выступлений ребят невозможно недооценить. Это, прежде всего, развитие мотивов художественно-образовательной деятельности, профессиональное самоопределение учащихся, духовно-нравственное воспитание в сотворчестве исполнителя и зрителя.
Учитывая дальнейшее совершенствование работы школ с эстетическими направлениями, ещё раз отметим, что они обладают мощным воспитательным потенциалом, растят будущую элиту страны, являются своеобразным диагностическим и развивающим центром творческой одарённости детей, культурным центром сёл, городов и районов.

Литература:

  1. Сборник нормативных документов Министерства образования Республики Беларусь, дополнения за 1999 г.
  2. Сборник нормативных документов Министерства образования Республики Беларусь, 2005, № 9.
 

Внимание!

Внимание! Все материалы, размещенные на сайте, выпущены в печатной форме и защищены законодательством об авторском праве Республики Беларусь. Полнотекстовое использование (перепечатка) материалов сайта допускается только с согласия издателя (ЧУП "Паркус плюс"), цитирование в научных целях допускается без согласия, но при обязательном указании автора статьи и источника цитирования.


Проверить аттестат

На правах рекламы