Архипова Е. А.
Республиканский институт высшей школы

ТРЕБОВАНИЯ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

В настоящее время в соответствии с приказом Министра образования «Об экспериментальной и инновационной деятельности в учреждениях образования» в 2005/2006 году утверждены экспериментальные проекты и учреждения образования со статусом экспериментальных площадок.
В республике внедряется Концепция инновационной политики на 2003-2007 годы. В данном документе справедливо отмечается, что состояние инновационной деятельности в любом государстве является важнейшим индикатором развития общества и его экономики. Целями инновационной политики являются повышение технологического уровня и конкурентоспособности производства. Однако без соответствующей системы в подготовке кадров вряд ли можно говорить об инновационной деятельности. «Не обладая соответствующими знаниями и опытом, в условиях жесткой конкуренции добиться успеха в инновационном бизнесе крайне сложно, - отмечается в Концепции»[1, 8].

Инновации в образовании являются основой повышения качества образования. Все педагоги понимают, что инновации - это целенаправленное изменение, внесение нового в учебно-воспитательный процесс, повышение его эффективности. Однако большинство преподавателей работают в соответствии с теми профессиональными знаниями, умениями и навыками, которые они приобрели во время учебы в вузе или собственной практики. Разрабатывать же что-то новое, внедряя современные идеи, технологии, осваивать и реализовывать все лучшее и передовое стремятся, к сожалению, совсем немногие педагоги. Для того, чтобы инновационный проект начал функционировать на определенной экспериментальной площадке, научному консультанту необходимо предложить коллективу кафедры не только методологию инновационного проекта, стратегию его реализации, но и организовать работу постоянно действующего семинара, на котором будут обсуждаться как промежуточные, так и конечные результаты экспериментальной работы. Основной тематикой семинаров может быть «Инновационная политика и инновационная практика в образовании», «Содержание инновационной деятельности педагогов», «Нестандартные формы и методы обучения в вузе», «Идеологические вопросы подготовки кадров», «Основные направления развития идеологической и воспитательной работы со студенческой молодежью в вузе» «Повышение познавательной активности студентов в образовательном процессе», «Формирование профессиональной культуры специалиста», «Теоретико-методологические основания становления профессионализма преподавателя вуза», «Активизация самостоятельной работы студентов»и др.

Инновационная деятельность должна включать следующие этапы:
Подготовительный, в течение которого должны быть изучены следующие документы: «Концепция инновационной политики Республики Беларусь на 2003-2007 годы», Приказ Министерства образования «Об экспериментальной и инновационной деятельности в учреждениях образования в 2005/2006 годах, Закон «Об образовании» и др. На этом этапе должны быть проанализированы научные труды по инноватике, а также обобщен передовой педагогический опыт.
Проектировочный, в процессе которого должен быть составлен план-проспект исследования, в котором должны быть четко определены участники инновационного проекта, цель и задачи выдвигаемой проблемы, методы, ожидаемые результаты.
Диагностический, который направлен не только на диагностику профессиональных компетенций преподавателей, но и определение уровня обучаемости и обученности студентов.
Методический - разработка методики и механизмов организации и внедрения новшеств, контроль и коррекция исследовательской работы в учреждении.
Обобщающий и внедренческий, который включает обобщение и анализ полученных результатов, выступление с промежуточными результатами на кафедре, Совете факультета, составление отчетов, подготовка публикаций.

На подготовительном этапе инновационной деятельности большая нагрузка падает на консультанта, который должен познакомить участников экспериментальной площадки с методологией исследования, ознакомить участников с целями образования и воспитания, проинформировать участников проекта с современными авторскими педагогическими технологиями (Ш. А. Амонашвили, В. П. Беспалько, В. В. Давыдов, В. К. Дьяченко, Л. В. Занков, И. П. Иванов, П. Я. Гальперин, В. Ю. Кричевский, Н. В. Кузьмина, Е. Н. Ильин, А. Л. Окунев и др.) с ведущими направлениями в современном образовании: модернизация, стандартизация и качество образования, взаимосвязь модернизации высшего педагогического образования и переподготовки специалистов образования, дифференцированные сроки обучения и ступени высшего образования, переход высшего образования на двухступенчатую систему, проблемы качества высшего образования, учебно-методические комплексы нового поколения в вузовском образовании, организация непрерывного образования и др.

Большинство преподавателей понимают, что происходящие преобразования в обществе обусловили необходимость коренного обновления системы высшего образования, методологии и технологии организации образовательного процесса. Основными направлениями продуктивных психолого-педагогических нововведений являются:
Творчество преподавателей и руководителей вуза, их инновационная деятельность, разработка и внедрение педагогических новшеств.
Усиление гуманитаризации содержания образования
Повышение роли методических служб всех уровней в подготовке педагогических кадров к инновационной деятельности.

Диагностика и аутодиагностика имеющихся достижений.
М. М. Поташник отмечает, что инновационный процесс имеет сложное строение, он многообразен и включает иерархию структур:
деятельностная структура-совокупность компонентов: мотивы - цели -задачи - содержание - формы - методы - результаты;
субъективная структура - деятельность всех субъектов развития директора, его заместителей, учителей, ученых, учащихся, родителей, спонсоров, методистов, преподавателей вузов, консультантов, экспертов, работников органов образования, аттестационной службы и др.;
уровневая структура - инновационная деятельность субъектов на международном, федеральном, региональном, районном (городском) и школьном уровнях;
содержательная структура - рождение, разработка и освоение новшеств в обучении, воспитательной работе, управлении вузом и т. д.;
структура жизненного цикла, выражающаяся в этапности: возникновение (старт) - быстрый рост (в борьбе с оппонентами, рутинерами, консервантами, скептиками) - зрелость, освоение, диффузия (проникновение, распространение) - насыщение (освоенность многими людьми, проникновение во все части учебно-воспитательного и управленческого процессов) - рутинизация - кризис— иррадиация (модернизация новшества);
управленческая структура - взаимодействие четырех видов управленческих действий: планирование - организация - руководство -контроль;
организационная структура инновационного процесса включает следующие этапы: диагностический, прогностический, собственно организационный, практический, обобщающий, внедренческий.

Знакомя преподавателей на курсах повышения квалификации с современными структурными компонентами инновационной деятельности, мы обращаем внимание, что инновационная деятельность включает следующие функциональные компоненты: мотивационный, креативный, технологический, рефлексивный. По данным опроса преподавателей, 25% относят себя к неустойчивому отношению к инновациям. Чаще всего данные преподаватели рассчитывают на собственные силы, собственный опыт в управлении учебно-познавательной деятельностью студентов. Учебная деятельность таких преподавателей строится по заранее отработанной схеме, алгоритму, творческая активность практически не проявляется, повышение квалификации осуществляется по необходимости. 32% преподавателей относят себя к среднему уровню педагогической инноватики. Их отличает более высокий уровень удовлетворенности педагогической деятельностью. Однако творческая активность по-прежнему проявляется в рамках воспроизводящей деятельности с некоторыми элементами поиска новых решений. К эвристическому уровню проявления инновационной деятельности, который характеризуется большей целенаправленностью, устойчивостью, осознанностью путей и способов введения новшеств относят себя 28% преподавателей. Имея большой опыт работы, данные преподаватели продолжают искать и открывать новые способы педагогических решений. Этим преподавателям в большей степени характерны рефлексия, эмпатия, постоянный поиск новинок психолого-педагогической литературы. Данные педагоги всегда открыты новому, извлекают и постоянно внедряют современную информацию в учебно-воспитательный процесс. К креативному уровню инновационной деятельности относят себя, к сожалению, только 15% преподавателей. Данные педагоги отличаются высокой степенью результативности инновационной деятельности, обладают высокой чувствительностью к проблемам, творческой активностью. Положительная эмоциональная направленность деятельности стимулирует переход к устойчиво-преобразующей, активно-созидательной работе. В инновационной деятельности данных преподавателей большое место занимают импровизация, педагогическая интуиция, творческое воображение, постоянный поиск современной литературы.

Таким образом, необходимость инновационности в воспитании и обучении должны осознать как можно больше преподавателей. На советах института должны звучать установки не только к внедрению определенных отечественных и зарубежных новшеств, но и к поиску собственной экспериментальной программы подготовки высоко квалифицированных кадров.

Литература:

  1. Концепция инновационной политики Республики Беларусь на 2003-2007 годы Юраванне у адукацьп. 2005. №3. С3-8.
  2. Об экспериментальной и инновационной деятельности в учреждениях образования в 2005/2006г. Зборнк нарматыуных дакументау Мн стэрства адукацьп Рэспублк Беларусь. 2005. №18, с. 16-18.

 

Внимание!

Внимание! Все материалы, размещенные на сайте, выпущены в печатной форме и защищены законодательством об авторском праве Республики Беларусь. Полнотекстовое использование (перепечатка) материалов сайта допускается только с согласия издателя (ЧУП "Паркус плюс"), цитирование в научных целях допускается без согласия, но при обязательном указании автора статьи и источника цитирования.


Проверить аттестат

На правах рекламы