Главная Публикации «Личность-слово-социум» – 2006 ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ ОТ ПРИРОДООХРАНИТЕЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ К ОБРАЗОВАНИЮ ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

Джух Е. Н.
Гродненский государственный университет имени Янки Купалы

ОТ ПРИРОДООХРАНИТЕЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ К ОБРАЗОВАНИЮ ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

Общепризнанно, что постоянное совершенствование системы образования - это непременное условие поступательного развития современного общества. Человечество объективно заинтересовано в адекватной корректировке содержания и форм образования, переосмыслении идеологии развития в терминах устойчивости, включении проблематики устойчивого развития в учебные курсы и программы учреждений образования.

В последние годы образование в области устойчивого развития решительно входит в образовательную практику на самых различных уровнях и в самых разнообразных формах. Однако развитие образования в области устойчивого развития зачастую происходит стихийно, вследствие чего нередко снижается его потенциально возможный эффект.
Система образования Беларуси оказалась не готова к обеспечению образования в области устойчивого развития в соответствии с требованиями времени. В стране нет ни учебников, ни методических рекомендаций по внедрению концепции устойчивого развития в образование. Нет и идеологии, которая должна дать ответы на вопросы «чему учить», «в каких формах» и «кого именно учить» для того, чтобы, в конечном счете обеспечить усвоение учащимися идей и навыков устойчивого развития.

Странами проявившими интерес к становлению образования в области устойчивого развития являются Германия, Великобритания, Швеция, Дания, США. Однако слепое копирование даже самых впечатляющих достижений в данной области не в состоянии обеспечить его внедрение в иных социальных и культурных условиях желаемого эффекта. Вместе с тем, можно априори утверждать, что многое из опыта зарубежных стран может оказаться продуктивным для решения аналогичных проблем в Беларуси.
Понятие устойчивого развития, в его современном значении, впервые было сформулировано в Докладе Международной комиссии по окружающей среде и развитию (комиссии Г. Х. Брундтланд) «Наше общее будущее» в 1987 г . А уже в 1992 г оно фигурирует как основная функциональная категория в Рио-де-Жанейрской декларации по окружающей среде и развитию и других документах экологического саммита в Бразилии.

В докладе Комиссии Брундтланд изложены основные принципиальные положения концепции устойчивого развития, которая с момента ее появления рассматривалась как основополагающий подход к разрешению основной современной проблемы в развитии цивилизации - противоречия между ростом материальных потребностей людей и ограниченными возможностями планеты их удовлетворения. В то время как, впрочем, и сейчас, у человечества не было никакого иного инструмента реального решения этой острейшей и фактически безотлагательной проблемы помимо предложенной концепции устойчивого развития, что и предопределило ее беспрецедентный успех.

Концепция устойчивого развития в кратчайшие сроки завоевала самое широкое признание в мире. Причины этого феномена кроются в её органичности для культур большинства народов мира. В числе основных непреходящих ценностей едва ли не всех мировых культур фигурируют такие понятия, как справедливость, уважение прав других людей, ответственность за свои поступки. Несомненно, что культивирование названных ценностей - в формальных и неформальных кодексах поведения - отражает духовный опыт человечества, сила авторитета которого в состоянии обеспечить мощную социальную поддержку любой инновации, основанной на традиционных ценностях. Именно такой инновацией оказалась концепция устойчивого развития, органично сочетающая в себе освященные веками традиции с нововведениями эпохи научно-технического прогресса. Устойчивое развитие, по определению его идеологов, это, прежде всего, справедливое распределение ограниченных природных благ между ныне живущими людьми и их потомками, а также последовательное и неукоснительное соблюдение условий такого распределения.

Принципы устойчивого развития, в том числе в той форме, в какой они отражены в докладе Комиссии Брундтланд не являются принципиально новыми в человеческой истории. Вот только несколько аргументов в пользу высказанного утверждения.
В Германии принципы устойчивого развития стали нормативно внедряться в управление экономикой задолго до появления известного доклада Комиссии Брундтланд. Немецкий термин «Nachhaltigkeit» (устойчивость), начиная с XiX века, активно вошел в практику лесного хозяйства этой страны. Под устойчивым лесопользованием в ней понималось такое хозяйствование, при котором изъятие лесных ресурсов непременно сопровождалось работами по лесовосстановлению, полностью компенсирующими объемы рубок. Последовательная реализация принципа устойчивости в лесном хозяйстве позволила остановить катастрофическое обез-лесивание этой страны, а затем и довести ее лесистость до современных 30%. Этот принцип давно и прочно закреплен в действующем законодательстве ФРГ и обязателен для всеобщего исполнения.

Термин «устойчивость» (sustainability) задолго до появления концепции устойчивого развития использовался европейскими и американскими экологами. При этом его экологическая интерпретация была тождественной тому, что потом появилось в публикациях Комиссии Брундтланд.
Идеи западной концепции устойчивого развития не были принципиально новыми и в России, где они нашли воплощение в оригинальной концепции рационального природопользования. Ее основные положения впервые были изложены в книге советского географа Д. Л. Арманда « Нам и внукам», увидевшей свет за 23 года до публикации доклада «Наше общее будущее». Подробнее об идейном сходстве, концептуальном тождестве и даже текстуальной близости обеих концепции.

В свете изложенного становится очевидным, что идеология устойчивого развития может быть истолкована как феномен неотрадиционализма, характерный для эпохи постиндустриализма. Человечество в новых исторических условиях и, фактически не имея иного выхода, на новом витке своего развития возвращается к известным ранее, но забытым впоследствии принципам в сфере своего взаимодействия с окружающей природной средой. Таким образом, человеческое сообщество смогло определить стратегическое решение в построении своего будущего, решение, в приемлемости которого практически не выражается неприятия. Весь вопрос теперь сводится к путям достижения намеченных целей, среди которых важную роль предстоит сыграть образованию, т. е. системе обучения и воспитания людей. Именно так трактуется вопрос об образовании в области устойчивого развития в материалах всемирного саммита по устойчивому развитию, состоявшемуся в южно-африканском Йоханнесбурге в 2002 году.
В Йоханнесбургской декларации по устойчивому развитию поставлена задача « Интегрировать вопросы устойчивого развития в системы образования на всех его уровнях, с тем, чтобы оказывать содействие образованию как ключевому фактору перемен» (раздел Х «Средства осуществления», п. 121). Принципиально важно, что содержащаяся в приведенной цитате высочайшая оценка уникальной роли образования в судьбах человечества отражает не только стоящие перед государствами задачи, но и уже имеющийся опыт. Образование как глобальный цивилизационный социальный институт развития доказало свою незаменимость и значимость, убедительно продемонстрировало, что данная ему оценка как «ключевого фактора перемен» это - не эмоциональное преувеличение и не дань моде, а объективное отражение реалий современного мира.

Известно, что в качестве механизма реализации концепции устойчивого развития саммит в Рио принял обстоятельный, всесторонний документ «Повестка дня на XXI век», важной составной частью которого является раздел, посвященный образованию для целей устойчивого развития. Весьма существенно, что в этом важнейшем документе глобальной экологической политики просвещение трактуется как важнейший и незаменимый инструмент обеспечения устойчивого развития.

«Повестка дня на 21 век» исходит из того, что уровень экологической культуры и социальной ответственности современных людей не соответствует вызовам времени, что возможно и необходимо исправить посредством основательной корректировки существующих и разработки новых образовательных программ. В документе сказано, что существует необходимость повысить восприимчивость людей и степень их участия в поиске решений проблем развития и сохранения окружающей среды. Соответствующее образование должно помочь людям в усвоении таких экологических и этических норм, ценностей и отношений, профессиональных навыков и образа жизни, которые требуются для обеспечения устойчивого развития. В том же документе сформулированы основные задачи по формированию системы образования для целей устойчивого развития, в том числе [Повестка дня на 21 век]:
Обеспечить просвещение по вопросам развития и сохранения окружающей среды для людей всех возрастов;
Включить концепции развития и охраны окружающей среды во все учебные программы с анализом причин, вызывающих основные проблемы; особое внимание следует уделять подготовке будущих руководителей;
Обеспечить вовлечение школьников в местные и региональные исследования состояния окружающей среды, включая вопросы безопасной воды, санитарии, пищевых продуктов и экологических последствий использования природных ресурсов.
В упоминавшейся уже «Повестке дня на 21 век», в разделе, посвященном образованию для целей устойчивого развития, названы важнейшие направления формирования такого образования. В их числе разработка учебных программ для выпускников школ и университетов, которые помогут им получить стабильные средства к существованию;
поощрение всех секторов общества, включая промышленность, университеты, правительства и неправительственные общественные организации к подготовке кадров в области рационального использования окружающей среды;
обеспечение местных общин подготовленными на местах техническими специалистами из числа местных жителей для решения стоящих перед ними задач и, прежде всего, проблем охраны окружающей среды;
работа со средствами массовой информации, театральными группами, представителями развлекательной и рекламной индустрии для поощрения более активного участия населения в обсуждении проблем окружающей среды;
использование опыта и понимания проблем устойчивого развития коренными народами в системе образования и подготовки кадров.

Из приведенных выше формулировок следует, что образование для целей устойчивого развития изначально предполагало самый широкий охват населения и значительную его дифференциацию по категориям обучающихся. В действительности так и происходило формирование рассматриваемой системы образования в течение последнего десятилетия. В результате практически оформилась дифференциация образования (учебные программы, пособия и т. п.) для таких его категорий, как: дошкольное просвещение, школьное просвещение, среднее специальное образование, высшее специальное образование, послевузовское образование и универсальные программы просвещения. Такой вид дифференциации можно назвать вертикальной. Различие отдельных категорий образовательных программ в данном случае проявляется в степени сложности их содержания, отражающей как возрастные особенности соответствующих контингентов, так и их базовый (стартовый) образовательный уровень.
Наряду с вертикальной дифференциацией в некоторых случаях можно говорить о горизонтальной дифференциации образования для устойчивого развития. Оно имеет смысл для таких категорий, как среднее специальное образование, высшее специальное образование (в наибольшей степени) и послевузовское образование. В наибольшей степени идеи устойчивого развития затрагивают такие ветви высшего образования, как естественно-научное, гуманитарное и техническое (инженерное). На основании анализа сложившейся практики можно утверждать, что внедрение идеологии устойчивого развития в названных ветвях высшего образования происходит в форме следующих принципиальных процессов:
естественно-научное образование - гуманитаризация (увеличение удельного веса и рост статуса гуманитарных дисциплин в учебных планах соответствующих специальностей, реализация идеи интерпретации природы как культурного наследия человечества);
гуманитарное образование - экологизация (увеличение удельного веса и рост статуса экологических, в широком смысле, дисциплин в учебных планах соответствующих специальностей);
техническое и педагогическое образование - гуманитаризация и экологизация (синтез обеих предшествующих позиций).

Наряду с целенаправленным (в целях внедрения идеологии устойчивого развития) совершенствованием уже сложившихся систем образования правомерно говорить о формировании и специального образования для устойчивого развития. Специалист будущего по устойчивому развитию это, прежде всего, социолог, профессионал в области технологий социального регулирования. Однако, от своих коллег недавнего прошлого - специалистов, он должен отличаться солидным дополнительным багажом экологических знаний, составляющих мировоззренческую основу новой профессиональной идеологии.
Таким образом, феномен образования для устойчивого развития был вызван к жизни появлением и широким признанием повсеместно в мире концепции устойчивого развития как системной методологии преодоления глобального кризиса в развитии взаимодействия человека с окружающей средой. Анализ тенденций европейской политики в рассматриваемой сфере, позволяет сделать вывод, что в основе Европейской стратегии образования для устойчивого развития лежат, прежде всего, принципы всеобщности обучения устойчивому развитию и, во-вторых, его всесторонней поддержки государством и обществом. Третий реализуемый на практике принцип состоит в совмещении собственно обучения с воспитанием, иными словами - привитием своего рода « культуры устойчивого развития». И, наконец, четвертый основополагающий принцип - это целенаправленная интеграция достижений всех современных отраслей знания, причастных к выработке моделей экологически устойчивого развития социумов.

Литература:

  1. I. Браун Л. Р., Вольф Э. К. В направлении устойчивого развития. — В кн.: Мир восьмидесятых годов. Пер. с англ. — М.: Прогресс, 1989.
  2. Введение в социальную экологию. Учебное пособие А. Д. Урсул и др. — М.: Луч, 1993 и 1994.
  3. Всемирный доклад по культуре: 1998. Культура, творчество и рынки На-учн. ред. Л. Ариспе. — Париж: ЮНЕСКО, 2001.

    Данилов-Данильян В. И. Устойчивое развитие и проблемы экологической политики Экос-Информ, 1999, №5.
  4. Йоханнесбургская декларация по устойчивому развитию  Использование и охрана природных ресурсов в России. 2002, №9-10, с. 139-141.
  5. Йоханнесбургский меморандум. — М.: ОГИ, 2002.
  6. Кружалин В. И., Мазуров Ю. Л. Образование и экологическая культура Высшее образование сегодня. 2002, № 12.
  7. Лосев К. С. Экологические проблемы и перспективы устойчивого развития России в XXI веке. М., Космосинформ, 2001.
  8. Мазуров Ю. Л. Образование в области устойчивого развития: содержание и макроструктура  Вестник Моск. ун-та. Сер. 5. География. 2003, №4.
  9. Наше общее будущее. Доклад Всемирной комиссии по окружающей среде и развитию. Пер. с англ. — М.: Прогресс, 1989.
  10. II. Переход к устойчивому развитию: глобальный, региональный и локальный
    уровни. Зарубежный опыт и проблемы России. Рук. авторск. коллектива Н.
    Ф. Глазовский. Ред. Г. В. Сдасюк и Л, с. Мокрушина. — М.: Изд-во КМК, 2002.


 

Внимание!

Внимание! Все материалы, размещенные на сайте, выпущены в печатной форме и защищены законодательством об авторском праве Республики Беларусь. Полнотекстовое использование (перепечатка) материалов сайта допускается только с согласия издателя (ЧУП "Паркус плюс"), цитирование в научных целях допускается без согласия, но при обязательном указании автора статьи и источника цитирования.


Проверить аттестат

На правах рекламы