Главная Публикации «Личность-слово-социум» – 2006 ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЕВРОПЕЙСКОМ РЕГИОНЕ И РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ.

Угликова И. В.
Могилевский государственный университет имени А. Кулешова

ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЕВРОПЕЙСКОМ РЕГИОНЕ И РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ.

На рубеже XX-XXI веков в странах Европы стала крайне актуальной проблема качества образования. В условиях быстро меняющегося содержания знаний, постоянного его приращения все возрастающими темпами, во всех странах идет реформирование высшей школы, основными направлениями которого являются: непрерывность, диверсификация, фундамен-тализация, гуманитаризация, демократизация, гуманизация и, конечно, ин-тегрированность в единое образовательное пространство [1, с. 8].

Процесс формирования Европейского пространства высшего образования проходил в несколько этапов. Первым шагом стало создание Европейской комиссии, которая в 1987 году учредила программу ERASMUS. И хотя в ней смогла принять участие лишь небольшая часть студентов, она послужила поддержкой тем преподавателям, которые уже в то время стремились наладить связи между европейскими университетами [7, с. 39].
Вторым шагом, движущей силой которого вновь стала Европейская комиссия, предложившая т. н. институциональные контракты, стало вовлечение вузов в процессы мобильности студентов [7, с. 39].

В 1997 году в Лиссабоне на заседании Европейского Совета была подписана Конвенция о признании квалификаций высшего образования в Европе и сформулирована новая «Стратегическая задача на грядущее десятилетие: [построение] наиболее конкурентоспособной и динамичной наукоемкой экономической системы мира, способной к устойчивому экономическому росту, увеличению числа рабочих мест и социальной сплоченности» [7, с. 39]. Среди прочего конвенция включает в себя следующие положения:
обладатели квалификаций, присвоенных одной страной, имеют право на доступ к оценке этих квалификаций в другой стране;
каждая страна должна признать квалификации, выданные в другой стране, аналогичными соответствующим квалификациям ее собственной системы, за исключением тех случаев, когда доказано наличие существенных различий (чаще всего не признаются дипломы о юридическом, медицинском и военном образовании признание квалификаций высшей школы, присвоенных в другой стране, дает возможность доступа к дальнейшему обучению в системе высшего образования; право использования ученой степени; право на получение работы по специальности;
каждая страна обязана предоставлять информацию об институтах; учредить государственный информационный центр с целью консультирования заинтересованных лиц по вопросам признания зарубежных квалификаций; стимулировать свои вузы выдавать студентам Приложение к диплому, которое представляет собой доступное описание квалификации и облегчает ее признание [4, с. 38].

Географически действие Лиссабонской конвенции не ограничивается Европейским континентом, фактически включая в себя все страны, где реализуется европейский тип образования [2, с. 5].
Следует отметить, что в соответствии с установленной процедурой конвенция вступила в силу только в 1999 году, после того, как первые пять стран официально приняли на себя обязательства по ее выполнению [2, с. 5]. По состоянию на апрель 2004 г конвенцию ратифицировали 38 стран и подписали еще 10 [4, с. 38]. Республика Беларусь также присоединилась к Конвенции в соответствии с указом президента от 4 января 2002 года [2, с. 5].

Следующим шагом по формированию общеевропейского образовательного пространства стала встреча четырех министров образования (Франции, Германии, Италии и Великобритании) в Сорбонском университете (Париж) в 1998 г, в результате которой 25 мая 1998 г была подписана Совместная декларация по гармонизации европейской системы высшего образования. В документе подчеркивалась необходимость создания и укрепления интеллектуальных, культурных, социальных и технических основ сотрудничества в сфере образования между странами континента; заявлялось о том, что «Европа находится на этапе больших изменений в сфере образования и требованиях рынка труда, побуждающих к диверсификации учебных программ и переходу к пожизненным формам образования» [5, с. 38]. В ходе этой встречи также было высказано предложение о необходимости «создания системы образования с двумя основными циклами, дипломным и последипломными, которая соответствовала бы международным эквивалентам и требованию большей сопоставимости» [5, с. 38].

Эта идея нашла отражение и в Декларации о Европейском регионе высшего образования, подписанной в Болонье (Италия) 19 июня 1999 г Она предполагает достижение к концу первого десятилетия XXI века следующих целей: создание системы сопоставимых академических степеней (в частности, за счет введения приложений к диплому); переход на двухуровневую систему подготовки; введение системы кредитов (учебных зачетных единиц) на основе европейской модели; устранение препятствий на пути мобильности студентов; развитие европейского сотрудничества в разработке критериев и методов оценки работы, создании программ и кооперации учебных заведений; участие преподавателей, научных работников в общеевропейских исследованиях и обучении [6, с. 6].

В конце марта 2001 г. в испанском городе Саламанка состоялся Форум, собравший более 600 представителей европейских вузов. Его участники высказались за дальнейшее развитие принципов Болонской декларации и выработали рекомендации предстоявшему совещанию министров образования в Праге. Кроме того, было принято решение о слиянии двух организаций: Ассоциации европейских университетов и Конфедерации конференций ректоров стран Европейского союза в новую организацию - Ассоциацию европейских университетов [EUA], членами которой стали около 600 университетов в 45 странах Европы [7, с. 39].
На состоявшемся 17-18 мая 2001 г в Праге совещании министров образования были приняты к реализации практически все основные рекомендации, выработанные в Саламанке. На нем также прозвучали пожелания повышать роль пожизненного образования и развивать его во всех формах, а также способствовать развитию межвузовского сотрудничества, ведущего к двойным дипломам.

6 июня 2001 г. в Риге на второй встрече Комитета Лиссабонской конвенции о признании создается Кодекс позитивной практики при предоставлении транснационального образования ЮНЕСКО-СЕПЕС и Совета Европы, который, среди прочего, гласит, что «академическое качество и стандарты транснациональных образовательных программ должны соответствовать стандартам институтов, присвоивших квалификацию и институтов принимающей стороны» [4, с. 38]. При этом, «институты, присваивающие квалификацию, несут ответственность за присвоение квалификаций транснациональных учебных программ» [4, с38].
Состоявшееся затем в сентябре 2003 года в Берлине совещание министров образования европейских стран расширило и дополнило спектр задач по созданию европейского общеобразовательного пространства [7, с. 39].

Поскольку в Республике Беларусь как суверенном независимом государстве формируется открытое демократическое общество с развитыми международными связями, описанные выше события не могут не оказывать существенного влияния на выбор путей реформирования высшего образования в нашей стране, равно как и в странах СНГ вообще. Изменения, происходящие в европейской высшей школе, нашли свое отражение в принятии ряда нормативных документов, таких как Указ Президента Республики Беларусь «О присоединении Республики Беларусь к Конвенции о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе», Закон «Об образовании», Положение о ступенях высшего образования. Палатой представителей во втором чтении принят проект Закона Республики Беларусь «О высшем образовании». В соответствии с данным проектом государственная политика в сфере высшего образования направлена на обеспечение:
права граждан на получение бесплатного на конкурсной основе высшего образования;
непрерывности и преемственности образовательного процесса;
качества высшего образования;
гарантий реализации академических свобод и автономии управления ввысших учебных заведениях;
гарантий предоставления первого рабочего места выпускникам государственных высших учебных заведений;
интеграции системы высшего образования Республики Беларусь в мировую систему высшего образования при сохранении и развитии достижений и традиций белорусской высшей школы;
государственной поддержки подготовки специалистов для приоритетных направлений социально-экономического развития и национальной безопасности Республики Беларусь [3, с. 3].

Проект закона определяет и основные типы образовательных учреждений, обеспечивающих получение высшего образования: классический университет, профильный университет (академия), институт, высший колледж. В этих учреждениях осуществляется многопрофильная подготовка специалистов по ряду специальностей (классический университет) и профильная подготовка специалистов по одной или нескольким специальностям одного профиля (профильный университет (академия), институт) на двух ступенях высшего образования (классический университет, профильный университет (академия), а при наличии необходимых условий - и институт). Первые два типа вузов также призваны осуществлять переподготовку и повышение квалификации специалистов с высшим образованием, вести фундаментальные и прикладные исследования и выполнять функции научно-методического центра по соответствующему профилю и направлению деятельности. Высший колледж осуществляет обучение только на первой ступени высшего образования по специальностям, интегрированным со специальностями среднего специального образования.

Проектом закона также предусматривается построение образовательного процесса на основе принципов государственной политики в сфере высшего образования и обеспечение наиболее полного развития способностей и интеллектуально-творческого потенциала личности, возможность ее активного, свободного и конструктивного участия в развитии общества в целях удовлетворения потребностей общества и государства в специалистах высокой квалификации, а также реализацию академических свобод на основе соблюдения норм законодательства Республики Беларусь, прав и интересов личности.
Вузы призваны также осуществлять воспитательный процесс, направленный на формирование нравственной, социализированной и творческой личности, способной к саморазвитию и саморегуляции. Содержание воспитательной работы определяется гуманистическими и культурологическими ценностями общества, потребностями студентов, спецификой профессиональной подготовки.

Таким образом, проект Закона Республики Беларусь «О высшем образовании» является ярким свидетельством процесса практического реформирования белорусской высшей школы, которое осуществляется в русле процесса реформирования системы высшего образования в Европейском регионе.

Литература:

  1. Вилова Е. П. Приоритеты современного образования Высшая школа: проблемы и перспективы: Мат-лы 6-ой междунар. науч. -метод. конф., Минск, 23-24 ноября 2004г. РИВШ. — Мн., 2004. — С. 8-9.
  2. Комментарий к указу президента Вышэйшая школа. — 2002. — №1. — С. 5-6.
  3. Проект Закона Республики Беларусь О высшем образовании Вышэйшая школа. — 2003. — №2. — С. 3-12.
  4. Рудова Л. В. ЮНЕСКО-СЕПЕС и Совет Европы—взаимодействие в области признания в высшем образовании  Высшая школа: проблемы и перспективы: Мат-лы 6-ой междунар. науч. -метод. конф., Минск, 23-24 ноября 2004г. РИВШ. — Мн., 2004. — С. 38-39.
  5. Совместная декларация по гармонизации европейской системы высшего образования//Высшее образование сегодня. — 2002. — №3. — С. 38.
  6. Стражев В. И. Постсоветское высшее образование как часть общеевропейского образовательного пространства Настаунцкая газета. — 7 февр.
    2004г. — С. 6.
  7. 7. Фромент Э. Европейское пространство высшего образования: новые рам-
    ки развития Высшее образование сегодня. — 2003. — №6. — С. 38-40.

 

Внимание!

Внимание! Все материалы, размещенные на сайте, выпущены в печатной форме и защищены законодательством об авторском праве Республики Беларусь. Полнотекстовое использование (перепечатка) материалов сайта допускается только с согласия издателя (ЧУП "Паркус плюс"), цитирование в научных целях допускается без согласия, но при обязательном указании автора статьи и источника цитирования.


Проверить аттестат

На правах рекламы