Влезько А. А.
Научный руководитель - Фалалеев В. В.
Институт современных знаний имени А. М. Широкова

ДИЗАЙН И ВЕРСТКА СТУДЕНЧЕСКИХ ГАЗЕТ

Сегодня в каждом вузе есть свое издание. В крупных вузах едва ли не каждый факультет стремится выпускать свою газету. Цели у этих изданий разные. Кто-то стремится «нести информацию в народ», другие просто хотят быть услышанными, третьи используют печатное издание как информационный орган ректората (или другого управленческого института).
Студенческая газета на современном этапе - это особое средство массовой информации. Сегодня в процессе создания студенческих (многотиражных) газет задействовано множество людей: студенты различных специальностей, преподаватели разных факультетов и кафедр, профессиональные журналисты и просто энтузиасты-любители.

Какой должна быть студенческая газета? Чем она отличается от профессиональных изданий? На эти и другие вопросы пытаются ответить преподаватели факультетов журналистики, теоретики и практики, так или иначе связанные со средствами массовой информации. Изучение данного вида СМИ началось не так давно, но проходит весьма успешно, так как материала для изучения более чем достаточно. Это тематика и проблематика газет, организация и работа редакционных коллегий, стилистика и, конечно же, дизайн и верстка.

В самом общем виде дизайн - это искусство и процесс расположения различных типографских элементов (текста, фотографий и других видов графики) на газетной полосе. Верстка - это метод подачи статей и иллюстрированного материала в рамках дизайна газеты, ее стилистики. Это очень сложная тема, и многие журналисты склонны считать, что секреты превращения обычного листа в газету доступны лишь узкому кругу художников. И происходит это только потому, что они путают дизайн и верстку.

Дэвид Рэнделл в своей книге «Универсальный журналист» отмечает: «Разработка макета, то есть выбор основных шрифтов и параметров внешнего вида газеты - дело дизайнеров. Но верстка - во всем, кроме страниц с разными рубриками, которые нередко требуют вмешательства дизайнера и его навыков, - дело журналистов. Они знают содержание газеты и знают, что важно. Когда дизайнеры берутся за страницу новостей, бизнеса или спорта, они чаще всего озабочены лишь тем, чтобы сделать красивую страницу. Используйте их как советчиков без права решающего голоса. Верстка должна входить в число навыков всякого, кто называет себя журналистом. И даже если вы полагаете, что вам как журналисту никогда не придется заниматься версткой, все равно следует знать о ней и разбираться в ее основах. Без этого вам не стать универсальным журналистом».

Если обобщить вышесказанное, то можно отметить, что дизайн - процесс более творческий, чем верстка, но при этом одно не мыслимо без
другого.

Теперь непосредственно к дизайну студенческих газет. Как должна выглядеть газета вуза (или любого другого учебного заведения)? Думаю, точного и четко сформулированного ответа на это вопрос не даст никто. Даже преподаватели, которые много лет работают в вузах и занимаются непосредственно газетами, говорят о том, что единых правил дизайна газеты не существует. Оно и понятно, ведь творчество невозможно загнать в некие рамки, иначе оно перестанет быть творчеством. Если говорить образно, то студенческая газета должна быть, как студент, непредсказуемой, непосредственной, яркой, разнообразной... Мода на одежду меняется едва ли не каждый день, так же и газета: она должна меняться, развиваться, не стоять на месте, а «брать от жизни все». Прежде всего это касается технических новшеств. Однако как и у студентов, у газет зачастую не хватает финансовых средств на свою «модную одежду». Конечно цветная газета всегда выглядит более солидно, чем черно-белая, но и затраты на нее несопоставимо больше. Да и не каждый вуз может позволить себе подобную роскошь. Сами создатели полноцветных газет (а таких немного, из самых ярких по дизайну можно выделить «Отголос(ь)ки» и «Вести БНТУ») признаются, что выпускают лишь ограниченное число экземпляров, которое потом развешивают на стендах. В этом случае газета превращается в информационный плакат, что значительно сокращает количество читателей. Такая газета перестает быть массовой и напоминает возврат к школьным стенгазетам, которые и рисовать, и читать (стоя в коридоре) было одинаково сложно. Те же газеты, которые претендуют на « массовость» просто не могут позволить себе быть красочными. В этом случае они привлекают качественным дизайном и удобочитаемостью, что и должна обеспечивать правильная верстка.
Если и дальше сравнивать газету и ее читателя-студента, то следует отметить, что и газета, и студент живут по определенным правилам или законам. Основные правила верстки, которые неукоснительно соблюдают во всех профессиональных изданиях, остаются такими же обязательными и для студенческих (молодежных) газет. Среди основных стоит отметить приводность верстки (когда последние строки находятся на одном уровне). К сожалению, во многих студенческих газетах это правило не соблюдается. К числу таких «непослушников» можно отнести «Силу слова» (ежемесячную газету общежития № 2 БГУ), «Вести МГВРК» (Минский государственный высший радиотехнический колледж) и др. Возможно, причина тому в любительском статусе этих изданий, но, по большому счету, элементарные правила верстки доступны каждому.

Еще одна серьезная проблема многих студенческих газет - выбор шрифта. Конечно хочется, чтобы газета была яркой и не подавляла однообразием. Но по все тем же правилам верстки допускается использование двух, максимум трех шрифтов. Если мы обратимся к таким газетам как «Мазы1рск педуыверсггэт» (у которой только название и выходные данные приведены на белорусском языке, а все остальное на русском), а также ряду других изданий, то сможем насчитать гораздо больше 2-3-х шрифтов. А вот в «Студенческом вестнике» (Белорусского торгово-экономического университета потребительской кооперации) используется всего один шрифт, что создает нежелательный эффект непрерывности всех материалов.

Одной из самых сложных задач, которые стоят перед создателем газеты на первых порах, является количество колонок, на которые необходимо разверстать материал. На этот счет строгих правил не существует. Во многом выбор определяется форматом издания. Поскольку большинство студенческих изданий выходят стандартным форматом А4 (210х297 мм), то оптимальным является вариант с 3-4 колонками. При правильном расположении статей, полоса выглядит аккуратной и четко видны границы материалов. Однообразность верстки, как правило, не способствует популярности и «удобности» газеты. Например «Сила Слова», к которой мы уже обращались, использует вариант всего с двумя колонками, причем создатели стараются, чтобы на полосе был всего один материал, что создает дополнительные неудобства и трудности.
Что касается дизайна и верстки «Современной газеты» (Учебная газета ЧУО « Институт современных знаний»), то стоит отметить, что за время своего существования она претерпела немало изменений. Прежде всего, это касалось экспериментов со шрифтами и оформлением первой полосы. На сегодня, редколлегия смогла выработать единый стиль как в оформлении передовицы, так и в применении шрифтов. Что касается последнего, то здесь как и положено применяется 2-3 разных стиля, при этом не создается «эффект светофора», когда гарнитура и начертание настолько разные, что не понятно, газета это или приглашение на утренник в детский сад, составленное воспитанниками самого же дошкольного учебного заведения. В то же время в газете отсутствует «академичность» и «тяжеловесность».

Некорректное использование фотографий и других видов графики -проблема, к сожалению, не только студенческих газет. Даже профессиональные издания зачастую « промахиваются» с иллюстрациями: то они не несут абсолютно никакой смысловой нагрузки, то их слишком много, а иногда нет именно там, где они необходимы. Что уж говорить о непрофессиональных газетах. Однако без иллюстраций газета превращается в скучный бюллетень и не привлекает читателей. Для студенческих газет характерны все те же проблемы, что и для газет « взрослых». Чаще всего иллюстрации многотиражных газет остаются непонятыми читателями, для большинства создателей таких изданий процесс « подписывания» фотографий остается непостижимым (оно и понятно, ведь верстаются они как правило любителями или при помощи программ абсолютно для этого непригодных). Признаться честно, количество изданий с «понятными» фотографиями на столько мало, что мне так и не удалось их увидеть. Однообразие фотографий (то есть использование только одного типа снимков: портретные, групповые, общий план и т. д.) тоже плюсов газете не добавляет

С использованием графики и вовсе беда. Создается впечатление, что кроме фотографий, других видов иллюстрирования газетной полосы больше не существует. В этом плане от остальных выгодно отличается газета Минского государственного экологического университета им. А. Д. Сахарова «ЭкоСфера», в которой используются и диаграммы и рисунки студентов.
Что касается первой полосы, то «Современная газета» учитывая новые веяния, пришедшие из « взрослой» (профессиональной) журналистики, стала публиковать на первой полосе «фото номера», которое во многом отражает основное содержание номера. Другие газеты пока продолжают использовать «тариф «экономный», то есть размещение материалов начинается с первой полосы. На наш взгляд, подобное решение больше подходит газетам большого формата (таких как « Известия» и « Беларусь сегодня»), а вот для студенческих газет это далеко не лучший выбор.

Конечно, студенческие газеты не являются на 100% профессиональными. Взрослые дяди, прежде чем стать взрослыми, тоже были детьми (и, возможно, даже студентами). И прежде, чем научиться ходить, не раз падали, поднимались и шли дальше. Все это к тому, что ошибок не избежать. Но ведь для этого и существуют многотиражные и учебные газеты, чтобы на них учились и не совершали ошибок уже во « взрослой» жизни. При всем при этом не стоит забывать и о том, что если уж взялись делать газету (или что-то еще), то надо делать хорошо; а если делать плохо, то лучше и не делать вовсе.

 

Внимание!

Внимание! Все материалы, размещенные на сайте, выпущены в печатной форме и защищены законодательством об авторском праве Республики Беларусь. Полнотекстовое использование (перепечатка) материалов сайта допускается только с согласия издателя (ЧУП "Паркус плюс"), цитирование в научных целях допускается без согласия, но при обязательном указании автора статьи и источника цитирования.


Проверить аттестат

На правах рекламы