Копытина Т. Н., Русинова Т. И.
Гродненский государственный университет имени Янки Купалы

КОМПЬЮТЕРНЫЕ КОММУНИКАЦИИ И INTERNET-ТЕХНОЛОГИИ.

В середине 1990 Internet молниеносно начал входить в нашу жизнь, а именно в разные области знаний. Сегодня Internet- это глобальное явление с более чем 500 000 000 пользователями по всему миру. Только 1/3 -это Северная Америка, число пользователей из США, Европы Китая, Бразилии, Египта и т. д. постоянно увеличивается.
Виртуальная реальность возникла столь быстро , что пока невозможно не только предсказать, но даже и описать все значимые социальные, технологические и этические аспекты этого явления.

Сегодня Internet предстает как особая сфера коммуникации. Среди многочисленных форм виртуальной коммуникации выделяют две, где зафиксированы особые правила языкового поведения - электронная почта и чаты.

Самое общее/среднее для асинхронной коммуникации - это электронное письмо. Электронную почту используют, чтобы послать простое тестовое сообщение, но также ее используют, чтобы обменяться форматными документами, звуковыми письмами, картинками и фотографиями, программным обеспечением и даже полнометражными фильмами. Электронную почту можно использовать один на один или много человек могут принимать участие в обсуждении через электронно-почтовый список. В этот список может быть включено от единиц до десятков тысяч участников. Любой участник может послать письмо, которое автоматически получат другие. Таким образом, виртуальная коммуникация может рассматриваться как отдельная, специфическая сфера. Традиционно выделяют внутрилич-ностную, межличностную, групповую и массовую коммуникации. На этом простом примере мы видим, что цель Internet коммуникации - получить информацию, дать новую информацию, развлечься, поиграть, установить, развить и поддержать отношения, помочь и воздействовать. В виртуальной коммуникации цели достигаются в наиболее полном объеме и максимально эффективно.
Условие успешной коммуникации - это представление о том, на кого направлено твое сообщение. Для разных сфер коммуникации выполнение этого условия означает разные вещи. В публичном выступлении, в рекламном ролике важно понимать, каков состав аудитории на социологическом уровне с точки зрения проблем, волнующих в данный момент зрителей/ слушателей.

Хороший преподаватель представляет уровень знаний студентов о предмете. Поэтому он постоянно экспериментирует с новыми методами, подходами, технологиями и материалами. Он посещает региональные и международные конференции, участвует в мастерклассах, читает и пишет статьи в профессиональные журналы, а также ищет другие пути обмена и получения идей.

Internet сейчас обеспечивает все эти нужды гораздо быстрее, легче и дешевле, чем другие способы коммуникации. Что же может использовать преподаватель иностранного языка? Можно на сайтах Internet найти презентации конференций, статьи из научных журналов, даже книги пишут и читают на прямой линии. Можно использовать электронную почту для того чтобы проводить проекты между группами студентов. Преподаватель из Китая делится своим опытом как она провела в Internet проект по теме «Город» (см. Hess, 1995, http://www.nyu. edu/pages/hess/cities. html). Для того чтобы провести двухстороннюю коммуникацию можно пользоваться программой электронного списка TESL-L. Эта программа была установлена в 1991 году и объединяет преподавателей английского языка более чем из 120 стран. Пользователи этой программы могут послать сообщения на любую тему, которая связана с обучением английского языка. Те кто захочет принять участие в обсуждении специализированных тем могут выбрать следующие подпрограммы:

-TESLCA-L: технология, компьютеры и обучение английскому языку;
-TESLFF-L: первое влияние и обширные языковые подходы;
-TESLIE-L: интенсивные английские программы, обучение и администрирование;
-TESLJB-L: работа, условия работы при обучении английскому языку;
-TESLMW-L: материалы писателей;
-TESP- L: английский для специальных целей.
Чтобы стать участником программы TESL-L или одной из выше упомянутых программ необходимо послать запрос по адресу: listserv@cunyvm. cuny. edu.
Можно также использовать виртуальные библиотеки, например UnCoverWeb (http://uncweb. carl.org). Это коммерческий сервер, но он позволяет пользователям найти и заказать полные тексты статей более чем из 18 000 журналов по различным дисциплинам. Статьи высылаются на факс любого телефонного номера. Главный WEB сайт Информационного Центра Образовательных ресурсов: ERIC, http://www.accesseric.org.
Преподаватели часто ищут материалы для чтения для своих студентов, а множество редакций печатает свои газеты, журналы в режиме online (прямой линии). Многочисленные периодические издания можно найти в Internet http://www. Newspapers.com.

Но несмотря на возросшее значение Internet в изучении иностранного языка, компьютерные программы не теряют своей актуальности в качестве дополнительного источника информации и предоставляют широкие возможности для самостоятельного изучения иностранных языков. Обучающие программы поддерживают интерес к изучению языка, помогают робким или неуверенным преодолеть страх перед публичным выступлением на занятиях в группе, предоставляют возможность пользоваться дополнительным материалом, помогают наверстать пропущенный материал и повторить пройденный и т. д.
Использование компьютерных программ в обучении иностранным языкам позволяет учащимся: планировать и самостоятельно определять процесс обучения, проводить проверку и анализ ошибок, повторять упражнения и получать разъяснения и комментарии необходимое количество раз, оценить результаты работы над языком.
Из обучающих программ были апробированы программы «Deutsch» из серии «Tell me more» ( Ein interaktiver Sprachkurs mit Spracherkennung).

Название
«Deutsch» „Tell me more»
Категория программы
Обучающая программа с системой распознавания речи. Для самостоятельного обучения или для работы в группе.
Составные
части
программы
Курс для начинающих 2СР
Курс для продолжающих изучать язык 2СР
Курс для желающих улучшить свои знания 2СР
Издательство
Aurolog www.aurolog.com
Системные требования
Pentium 16 МЬ оперативной памяти, видеокарта (640 х 480), 16 - битовая звуковая карта, Windows 95 / 98
Информация разработчика
Полный курс с глоссарием и грамматическими пояснениями, который помогает развить навыки разговорной речи, письма, понимания, произношения, увеличивает словарный запас и улучшает грамматику. Система распознавания речи улучшает произношение и даёт возможность вести диалог с компьютером на предлагаемые темы из реальной жизни.
Курс этой программы разделён на 6 уроков, темы уроков: «Знакомство», «Вы потерялись в Кельне», «Подумай над формой», «Описание», «Умение читать», «Существительное, прилагательное». Видеофильмы к каждому уроку с режимом текста, после фильма идут задания для контроля понимания просмотренного фильма. Диалоги сопровождаются изображением, грамматический справочник совмещён с картинками и комиксами, которые иногда озвучиваются диктором, что значительно облегчает изучение грамматики. Глоссарий содержит слова в алфавитном порядке с возможностью прослушать произношение. В программе находится 8 видов упражнений к каждому уроку, после каждого задания студент может увидеть правильный ответ и оценить работу по всему уроку.

Используя компьютерные коммуникации и Internet технологии можно и нужно сделать преподавание разнообразным, интересным и актуальным.

Литература:

  1. Mark Warschauer, Heidi Shetzer, Christine Meloni «Internet for English Teachings United States Department of State. Office of English language programs 2002.
  2. Бергельсон М. Г. Языковые аспекты виртуальной коммуникации. Вестник МГУ, 2002, №1
  3. Иловайская Ю. В. Использование компьютерных программ в обучении иностранных языков
 

Внимание!

Внимание! Все материалы, размещенные на сайте, выпущены в печатной форме и защищены законодательством об авторском праве Республики Беларусь. Полнотекстовое использование (перепечатка) материалов сайта допускается только с согласия издателя (ЧУП "Паркус плюс"), цитирование в научных целях допускается без согласия, но при обязательном указании автора статьи и источника цитирования.


Проверить аттестат

На правах рекламы