Новикова А. Д.
Институт современных знаний имени А. М. Широкова

РАЗВИТИЕ БЕЛОРУССКОЙ ТЕЛЕЖУРНАЛИСТИКИ В ИСТОРИЧЕСКОМ РАКУРСЕ

Белорусская тележурналистика возникла и сформировалась в последние пять десятилетий. На протяжении всего периода функционирования в обществе в связи с изменениями социальных требований и развитием современной техники практика вещания меняла свой облик. И каждый этап развития БТ вырабатывал новые профессиональные требования к работе журналиста.
Белорусское телевидение до декабря 1991 года было частью советского и развивалось, соответственно, параллельно ЦТ, привнося свое оригинальное, национальное, особенное.
50-ые годы - это целая эпоха в развитии белорусского телевидения. 1952 год отмечен строительством телецентра в Минске. В 1956 году белорусское телевидение начинает вещание.
Самая первая передача состояла из киножурнала «Новости дня» (№58) и кинофильма «Поколение победителей». Дикторами на белорусском телевидении в то время работали Т. Бастун и Д. Галкина. Именно они были первыми «живыми» людьми, которых увидели телезрители страны.

Как отмечает исследователь телевидения А. А. Плавник, «на первом этапе телепрограммы выполняли, в основном, функции «транслятора» произведений кинематографа и театра».
В январе 1956 года Минская студия телевидения показала свой первый драматический спектакль «Село Степанчиково и его обитатели» по Ф. М . Достоевскому. Этот спектакль был приурочен к 75-летию писателя и стал первой постановкой с участием актеров.
В это время белорусское телевидение отличалось экспериментальным, поисковым характером. В частности, как отмечается в пособии «История белорусского телевидения», «в 1956 году происходил процесс изменения функциональной направленности программ местного телевидения от «базы проката кино» к поискам собственных форм передач».
Одной из таких «форм» стал «выход» на экран ярких личностей, людей, известных всей стране. Так, в том же 1956 году в студию ТВ были приглашены белорусские поэты П. Бровка и П. Глебка. П. Бровка прочитал отрывок из поэмы В. В. Маяковского «В. И. Ленин», а П. Глебка - свою поэму « Мужество». ( Архив Гостелерадио БССР, микрофонная папка за 21 января 1956 года).
Дикторы, писатели, поэты и актёры были первыми выступающими людьми на телевидении, которые осуществили первые попытки персонификации материала, зародили понятие авторства и создали первые авторские передачи.

В 1956 -60 годах на белорусском телевидении быстро и активно развиваются программы разнообразных видов и жанров, идет интенсивный процесс освоения телеспецифики.
Значение телевидения в жизни республики возрастало, и это ставило определенные задачи по улучшению информационной службы, которая информировала население и представляла общественно-значимые и оперативные новости. В этой связи происходит разделение общественно-политического и художественного вещания. Данная тенденция находит свое отражение в создании оригинальных целевых тематических программ. Примером могут служить передачи, подготовленные к 40-летию Октября, в которых впервые были использованы ценные исторические кино- и фотодокументы: «Белорусские ткачихи», «Ворошиловцы рапортуют», «Участники Октября», «Октябрь в Минске», «Документы рассказывают». (Архив Гос-телерадио БССР, микрофонная папка за 4 января 1957 года).

Программы усложнялись, телепередачи становились содержательнее, разнообразнее, охватывая самые различные стороны жизни. Внутри-програмная структура становится многотемной и многожанровой. На студии в это время появляется совершенно определенное стремление к цикловым передачам, которое успешно реализуется. Примером могут служить добротно сделанные цикловые передачи « Рабочий рапорт Великому Октябрю», которые вышли в эфир в 1957 году и посвящались трудовым успехам коллективов Минского подшипникового завода и радиозавода. Именно эти передачи заложили основу общественно-политического вещания белорусского телевидения.

Настоящий перелом в вещании национального ТВ, в его коммуникационной, тематической и жанровой направленности произошел в 1958 году.
Связан он был с появлением в республике первой ПТС - передвижной телевизионной станции. В январе 1958 года с помощью ПТС из республиканского Дома физкультуры была осуществлена трансляция международной встречи по фехтованию между сборными Минска и Варшавы. Это была первая внестудийная передача.

С появлением ПТС стремительное развитие получают программы ре-портажного плана, в которых центральное место занимает журналист-автор. Он находится вне студии, является непосредственным свидетелем или даже участником происходящего. Его комментарий, оценка событий становится доминантой передачи, на которую сориентирован зритель. Телематериал в данном случае становится персонифицированным в динамике действий.
Появление в 50-ых годах персонификации телепередачи в динамике действий была как бы предтечей авторского телевидения в том представлении, которое существует у нас о нем сегодня. Она стала возможной только благодаря внедрению в производство телепродукта самых передовых для того времени достижений научно-технического прогресса.
С ростом зрительской аудитории постепенно происходит дифференциация программ по тематике и социальной предназначенности.

Первым видом вещания, призванным удовлетворить интересы определенной социальной части телезрителей, стали программы для детей. Затем появились программы для молодежи, работников промышленности и сельского хозяйства, для женщин, воинов Советской армии. Информация преподносилась в форме тележурналов («Пионерский костер», «Искусство», «Физкультура и спорт», «Знание», «Минск Музыкальный», «Для вас, женщины»), которые заняли к этому времени основное место в вещании. Передачи велись с учетом интересов и запросов широких слоев телезрителей: на русском и белорусском языках.
Каждый выпуск такого журнала состоял, как правило, из отдельных композиционно завершенных и разнообразных по жанрам материалов.

Вот, например, что представлял собой 45-минутный выпуск журнала «Для вас, женщины» ( 25 сентября 1961 года)
Слово делегатов 15 съезда КПБ.
«Наши подарки к съезду» репортаж по ПТС с Минской обувной фабрики им. М. И. Калинина. Общественницы.
«Страничка поэзии» - стихи, посвященные партии, народу. «Споем для вас» - музыкальная страничка.
Конечно, не сразу передачи отливались в некую идеальную форму, процесс становления тележурналов, как формы организации экранного материала, шел довольно долго, захватив и 60-ые годы.

Организация тележурналов привела к тому, что передачи на общественно-политические темы стали планироваться, выходить в эфир не от случая к случаю, а постоянно.
Расширение информационных видов программ происходило на белорусском телевидении в 1958-1960 годах. Именно в это время получил свое развитие телевизионный репортаж.
В 60-ые годы белорусское телевидение обрело массовость. В целом передачи Минской студии ТВ этого времени подразделялись на общественно-политические (которых было еще очень мало), литературно-драматические и передачи киноредакции.
В архиве Гостелерадио БССР хранятся следующие виды текстов телевизионных передач 60-ых годов:
Выступления по телевидению ученых, общественных деятелей, передовиков производства, писателей, поэтов, композиторов и т. д.
Телевизионные передачи с информационными сообщениями (выпуски « Последних известий» ).
Телевизионные журналы, телевизионные постановки, телекомпозиции, телеобозрения, викторины (литературные, географические, спортивные).
Телепередачи, посвященные юбилейным датам. Творческие вечера деятелей театра, литературы, музыки, науки.

5. Цикловые передачи для детей и молодежи.
В эти годы БТ находилось в стадии поисков, утверждения жанров и форм вещания, создавались основные типы передач, которые существуют в настоящее время.
В своей работе «Тенденции развития белорусской тележурналистики (1957-1997годы)» исследователь телевидения Л. Ф. Шилова отмечает: «... в 60-ые годы наблюдается значительное увеличение ведущей зоны тележурналистики. Возможность информации, осознанной в это время, привела к использованию, во-первых, вербальной формы сообщения. Причиной этому была не только слабость производственно-технической базы редакции кинопрограмм, но и уверенность в абсолютной выгоде «живой» передачи, которая не фиксируется на пленке, а передается в эфир и воспринимается зрителями одновременно. Несмотря на то, что факты практики в эфире говорили про определенную ограниченность живого ТВ, появление и развитие разговорных жанров тележурналистики поставили на первый план человека, который пришел из недр жизни, как носителя информации о значительных событиях и актуальных фактах. На БТ утверждается в качестве ведущего принципа персонификация телевыступления, которая подняла на новую ступень профессию журналиста. Выполняя функции представителя студии и одновременно аудитории, телеведущие становятся принципиально новым звеном в структуре телепрограмм. Именно от их участия в беседе передачи зависело высказывание с экрана общественного мнения, активное участие ТВ в его формировании».

Одним из популярных циклов начала 60-ых годов был цикл передач «Улицы и площади рассказывают». Успех этой передачи во многом связан с личностью постоянного автора и ведущей - Нинели Касьяновой. С помощью передвижной телевизионной станции тележурналист выходит на улицы и площади Минска, а так же других белорусских городов. Главная цель передачи - воскресить в памяти телезрителей конкретные исторические события, которые происходили в Беларуси, вывести их участников на телевизионный экран.
В цикле «Улицы и площади рассказывают» Нинель Касьянова выступала не только в роли автора-рассказчика, одновременно она выступала как заинтересованный телевизионный собеседник. «Беседу она завязывает легко, ведет ее непринужденно, вовлекает в разговор и тех, кто в момент передачи находится на месте, откуда ведется телевизионный репортаж, - пишет о творческом почерке Н. Касьяновой Л. Ф. Шилова. - Но во всех случаях тележурналистка остается на экране главным действующим лицом, желающим подчинить показ логике своей мысли, окрасить его чувством. Благодаря этому нередко уже известные факты истории воспринимаются по-новому, в ином эмоциональном ключе».
Цикл передач Нинели Касьяновой «Улицы и площади рассказывают» является ярким примером появления авторской передачи на белорусском ТВ.

Телевизионная журналистика развивается в этот период не только в направлении освоения новых для нее жанров и форм выразительности, но и в расширении тематики. Журналистика захватывает и отражает все стороны политической, культурной, общественной, научной жизни республики. Тележурналисты выходят на освещение широкого спектра тем. Намечается тенденция аналитического подхода к действительности. Главная редакция информации, помимо подготовки ежедневных выпусков новостей, приступает к созданию тележурналов-обозрений, посвященных актуальным событиям жизни. Сначала на телеэкраны вышла «Белорусская панорама», затем появились такие авторские передачи как «5+2» и «День за днем».
В 60-ые годы на БТ основными видами передач становятся, в первую очередь, формы и жанры прямого телевидения. Белорусские журналисты пытались показать жизнь за границами студийного павильона, но слабая материально-техническая база мешала широкому использованию ПТС.

Больше возможностей давала в это время техника кинематографической фиксации действительности.
Поэтому не случайно, что одной из тенденций развития белорусской тележурналистики в конце 60-ых стало появление телефильма.
Наиболее емкое, на мой взгляд, определение этому жанру дал Г. В. Кузнецов в пособии «Телевизионная журналистика»: «Телефильм - это такой фильм, в котором предусмотрены коммуникативный эффект включенности в телепередачу. Его драматургия и поэтика обусловлены существованием в рамке программы, в потоке передач».
Телефильм соединил в себе возможности киноиндустрии и специфику эфирных передач, обогатил вещание интересными исследованиями жизни, помог осмыслить многие факты и явления действительности.

В 70-ые годы на белорусском телевидении происходит постепенный переход от «живых» передач, как основы телевещания, к программам, зафиксированным на видеомагнитную пленку. Это был важный этап в развитии БТ. Передачу теперь стало возможным готовить более тщательно, взвешенно, продуманно, профессионально, при помощи монтажа акцентировать внимание зрителей на наиболее важных моментах.
Внедрение на БТ передовых для того времени технических компонентов делало телевидение более динамичным, экспрессивным, окрашивало его в быстрые эмоциональные тона. В этой ситуации личность человека на экране приобретала первостепенное значение. Ибо от его поведения, его позиции все больше зависело восприятие зрителями выстраиваемого стремительного видеоряда, его анализа и воздействия. Возникла и углубилась ситуация, в которой, по словам теоретика ТВ Т. З. Адамъянца, «телезрителю интересно не только то, что несет телеэкран, но и то, кто общается с ним. Человек на экране - это еще один пласт, еще один уровень информации, для кого-то - в добавление к основной новости, а для кого-то и главная новость».

Человек на экране, по определению Т. З. Адамъянца, выступает теперь как объект мотивационно-целевого анализа и постоянно решает задачу эффективного личностного общения. Исследователь в этой связи подчеркивает: «Задача эффективного личностного общения (а если на экране появляется человек - это уже личностное общение) - это не умение быть никаким, то есть безразличным. Но - такое уважение к возможности другого человека самому сделать выводы и умозаключения из воспринятого, при котором собственная точка зрения не навязывается».

В 80-ые годы в вещательной политике БТ происходят кардинальные перемены, связанные, в первую очередь, с открытием самостоятельной белорусской программы, отдельного канала вещания, который не перекрывался передачами из Москвы.
На БТ наметилась тенденция роста оперативной информации и усиления критической направленности в области информационных передач. Возрос объем собираемой информации. К ее отбору приходилось подходить с особой тщательностью.
Техника для прямых трансляций позволила, с одной стороны, свободнее оперировать информацией, но с другой - прямая трансляция ставила перед журналистом-репортером серьезную задачу: ему приходилось думать не только о содержательной, но и технической стороне передачи и учитывать ее при общении со зрительской аудиторией.
Таким образом, личность журналиста в кадре (и за кадром), его манера общения, стиль подачи информации приобретают в это время решающее значение, а персонификация передачи во всех ее проявлениях и аспектах выходит на первый план и становится определяющей с точки зрения возбуждения зрительского интереса и влияния на телеаудиторию.

Белорусское телевидение 80-ых характеризуется возникновением целого ряда оригинальных программ, а, соответственно, и подходов к освещению жизни общества. В это время тематическими редакциями подготавливается и выдается в эфир до 180 разнообразных цикловых передач, которые охватывают различные сферы жизни: общественно-политическую, художественную, просветительскую, учебную. Просматривается тенденция создания передач «прямого» эфира, когда в сюжет телевизионного фильма органично входят синхронное интервью и закадровый авторский комментарий. Намечается тенденция отказа от нейтрального дикторского текста. На первый план настойчиво выводится прежде всего герой, а затем и журналист-автор.

Самое пристальное внимание в это время уделяется событийной информации. И, как следствие, появляются программы «Утро республики», «Эхо дня», «Панорама».
Конец 80-ых годов ознаменован появлением негосударственного телевидения. В 1989 году в Минске под эгидой городских властей создан «8 канал» - местный телеканал, который во многом использовал опыт республиканского ТВ. Намечается тенденция развития национального телевидения от государственной монополии к частным информационным формам.
Создаются новые творческие проекты, такие как «Молодежный телевизионный центр» - еженедельная передача, основу которой составляют разные по тематике сюжеты, касающиеся не только молодежи, но и других социальных групп зрителей. Авторами этого проекта была целая группа сотрудников Молодежной редакции БТ. Проект « Молодежного телевизионного центра» постепенно вытесняется программой «Крок», который был также создан на базе Молодежной редакции БТ. Эта программа состояла из сюжетов, посвященных деятелям искусства, культуры, политики, творческой молодежи. Выходила она еженедельно. «Крок» можно назвать программой коллективного творчества, в которой была задействована целая группа молодых журналистов, ведущих, режиссеров и операторов.
Тогда же на экране появляются такие популярные передачи, как «Лира» и «Ника». Для программы «Ника» была характерна широкая тематика и наличие критических сюжетов. Творческая группа « Ники» отличалась быстротой и оперативностью подачи информации и составляла конкуренцию информационной программе «Панорама».

Одной из тенденций развития национального телевидения 80-ых годов явилось создание творческих групп. Создание творческой группы специалистов в рамках определенной передачи («Крок», «Ника») существенно изменило взгляд на понятие авторства.
Авторство в данном случае рассматривается в совершенно иной структуре публицистической деятельности журналиста. Зачастую авторы сюжетов работают за кадром и создают текст, который затем озвучивается ведущим в студии. Журналист-ведущий в этом случае персонифицирует содержание передачи в общем. Однако содержание проекта напрямую зависит от отдельных членов творческой группы.

Для западных независимых телекомпаний, где сюжет зачастую снимают не один, а несколько журналистов, авторство носит сугубо нейтральный характер.
Исследователь в области ТВ Т. З. Адамъянц в данном случае выделяет такое понятие как «мера нейтральности», подчеркивая, что «как показывает практика, человеку со сложившимся мировоззрением, то есть личности, оставаться нейтральным крайне сложно».
Т. З. Адамъянц в своем «Мотивационно-целевом анализе передач» выдвигает предположение, что нейтральность может стать целью общения. Эта идея более других популярна в выборе способа подачи информации, обсуждения проблемы. Причем нередко профессионализм оценивается именно как умение быть нейтральным. Например, диктору, читавшему новости еще одно-два десятилетия назад, следовало непременно оставаться лишь передатчиком информации - и только.

Многие дикторы и телевизионные ведущие 60-ых и 70-ых годов вспоминают о том, как сложно было преподносить зрителям ту или иную информацию и оставаться нейтральными.
«Нейтральной, то есть вне политических течений и идеологических задач, должна быть программа, канал. В то же время, бесспорно, что ориентированность на высшие гуманитарные цели должна оставаться и у канала, и у человека, работающего на нем». - утверждает Т. З. Адамъянц.

Размышляя над композиционными особенностями современных новостных программ, Т. З. Адамъянц отмечает три варианта подачи информации: подчеркнуто нейтральная; декларированная нейтральная; декларированная нейтральная с некоторыми эмоциональными всплесками; оценочная, но с уважением точки зрения зрителей.
От вариантов подачи информации во многом зависит социальный результат и реакция зрителей, считает Т. З. Адамъянц. Подчеркнуто-нейтральная манера не дает никаких коммуникативных сбоев и нежелательного социального результата. Вариант декларированной нейтральности с незначительными эмоциональными всплесками чаще всего дает нежелательный результат восприятия. Реакция некоторых социальных групп на телевыступление может быть тревожной.
Форма оценочного варианта подачи информации - выстроенная в систему фактов с элементами комментария, где зрители могут соглашаться и не соглашаться с позицией ведущих, дает хороший социальный результат восприятия.

Чем больше персонифицирован материал, чем больше присутствует в материале личностных оценок, эмоциональных всплесков и личностной реакции, тем больший общественный резонанс и социальный результат несет в себе телевизионная передача.
Общая картина развития белорусского телевидения в последнем десятилетии ХХ и начале XXI века напрямую связана с обретением республикой независимости. Начиная с 1991 года, БТ стало работать в новых общественно-политических и социально-экономических условиях. Этот период можно охарактеризовать, как период поиска новой концепции вещания. Телевидение становится в полном смысле этого слова национальным. И в этой связи многое на государственном канале пересматривается: направление деятельности, формы взаимоотношения с властью, приемы диалога с общественностью. Наряду с изменениями в политической, экономической и социальной направленности БТ, повышенное внимание стало уделяться таким по определению Л. Ф. Шиловой, «необходимым качествам вещания, как динамика выступления, стильный дизайн, современный облик ведущего. Большинство рубрик отличаются запоминающимися заставками, предусматривают выбор студийного интерьера, пластику кадра. На первый план выходят открытые формы включения зрителем в творчество, конкретизация автора, сконцентрированная образность, мозаичность и фрагментарность действия как метода телеспецифики».

 

Внимание!

Внимание! Все материалы, размещенные на сайте, выпущены в печатной форме и защищены законодательством об авторском праве Республики Беларусь. Полнотекстовое использование (перепечатка) материалов сайта допускается только с согласия издателя (ЧУП "Паркус плюс"), цитирование в научных целях допускается без согласия, но при обязательном указании автора статьи и источника цитирования.


Проверить аттестат

На правах рекламы