Главная Публикации «Личность-слово-социум» – 2006 КОНЦЕПЦИИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМ СЕТЕВЫЕ ВЕРСИИ ПЕЧАТНЫХ СМИ -ЭФФЕКТИВНЫЙ СПОСОБУЛУЧШЕНИЯ ИМИДЖА ИЗДАНИЯ И ПРИВЛЕЧЕНИЯ НОВОЙ АУДИТОРИИ

Демченкова Н. М.
Институт современных знаний имени А. М. Широкова

СЕТЕВЫЕ ВЕРСИИ ПЕЧАТНЫХ СМИ -ЭФФЕКТИВНЫЙ СПОСОБУЛУЧШЕНИЯ ИМИДЖА ИЗДАНИЯ И ПРИВЛЕЧЕНИЯ НОВОЙ АУДИТОРИИ

Одной из тревожных тенденций развития периодической печати в последние 30 лет стало многократное удорожание бумаги и других ресурсов, необходимых редакциям для выпуска газет и журналов. Это приводило к увеличению их себестоимости. В то же время наблюдался отток наиболее состоятельных и перспективных рекламодателей, которые считали телевизионную рекламу более эффективной. Рост расходов при резком уменьшении доходов привел к серьезному финансовому кризису многие выдающиеся издания. Так, уникальный журнал Life, созданный Генри Люсом, фактически прекратил свое существование [1, 206-212].

Положение несколько улучшилось благодаря компьютеризации редакционной деятельности. Например, уже в 1989 г редакция газета New York Times приобрела издательскую систему, включающую 1400 персональных компьютеров фирмы IBM. Ее использовали для фотонабора и верстки. С помощью компьютерной графики стали создавать таблицы, схемы и диаграммы. Это улучшило оформление страниц, где печаталась общеэкономическая и биржевая информация.
Формирование глобальной компьютерной сети Интернет изменило технологию журналистского труда, определило новые тенденции сбора, анализа и распространения информации. Она стала доступной 24 часа в сутки. Кроме того, компьютерная сеть позволяет осуществлять активный тип общения между читателями, руководством редакции и журналистами. Ее пользователи могут обмениваться мнениями, задавать вопросы, получать ответы, заполнять анкеты и высказывать свои пожелания. Наконец, Интернет предоставляет возможность использовать звук, видеоизображения и анимацию.

В связи с этим во второй половине 1990-х годов множество газет и журналов начали выходить в «электронном формате». Это стало одним из способов привлечения новой аудитории. Сетевые версии предоставляют пользователям постоянно обновляемые ленты новостей и позволяют скачивать их на свой компьютер. Кроме того, посетители медийных сайтов могут комментировать и оценивать материалы, опубликованные в традиционных периодических изданиях, спорить друг с другом и журналистами, присылать в онлайновую редакцию свои литературные произведения, участвовать в розыгрышах призов и др.
Рассмотрим особенности содержания и оформления сетевых версий печатных СМИ на нескольких конкретных примерах.

Качественным надрегиональным немецким изданием является еженедельная газета Die Zeit, созданная в 1946 г Гердом Буцериусом. Она освещает вопросы политики, экономики, торговли и культуры, предоставляя свои страницы представителям различных политических сил. К началу 1970-х годов тираж этого периодического издания перешагнул стотысячную отметку.

Усиление конкуренции со стороны TV ухудшило финансовое положение газеты. Ей пришлось адаптироваться к новым тенденциям развития информационного рынка. Как и многие другие издания, в начале 1990-х гг. Die Zeit столкнулась с сокращением рекламных поступлений и вынуждена была пойти на уменьшение тиража. Чтобы провести необходимую модернизацию, редакции пришлось разрушить традиции, складывающиеся на протяжении нескольких десятилетий. Например, верстка макета в конце 1990-х годов по-прежнему происходила вручную, так как редакция не доверяла компьютерам. Более того, во многих отделах журналисты писали статьи от руки и передавали их на перепечатку машинисткам технического отдела. Серьезной проблемой стала консервативность читательской аудитории: среднестатистический подписчик Die Zeit был старше 50 лет, занимал высокое социальное положение и не желал серьезных перемен.
Возможности маневрирования заметно сужала редакционная концепция, изначально состоявшая в том, чтобы делать качественную аналитическую газету. Поэтому Die Zeit не привлекала массового читателя. Ее материалы были интересны и доступны относительно узкому кругу высоко образованных людей.

В 1997 г главным редактором газеты был назначен 43-летний Роджер де Вик. Вскоре после этого тираж перестал падать, а к концу года увеличился на 6 тысяч экземпляров.
Р де Вик объявил, что Die Zeit станет более современной, сохранив при этом наиболее уважаемых авторов и редакторов, к мнению которых читатели привыкли прислушиваться. По его инициативе был изменен дизайн. Традиционный внешний вид газеты со статьями на целую полосу без иллюстраций и графических материалов отождествлялся с серьезностью этого издания. Теперь длина текстов сократилась примерно на 20%. Появились крупные интересные фотографии. Р. де Вик подчеркивал: «Интеллектуальное содержание можно подать в привлекательной форме».

Развитие сети Интернет открыло перед Die Zeit новые возможности. Было создано акционерное общество Zeit Online, которое выпускает сетевую версию еженедельника.
Сайт Zeit Online предлагает пользователям доступ к свежему номеру газеты и предлагает воспользоваться дополнительными услугами. Потенциальные рекламодатели имеют возможность изучить экспертный анализ содержания и финансового положения газеты, а также маркетинговые данные об ее аудитории. В Интернет-магазине Zeit Shop можно купить 30-томную энциклопедию Брокгауза в традиционном варианте за 2 400 ?, а в цифровом - за 1 500 ?. Кроме того, акционерное общество Zeit Online совместно с австрийской фирмой Dorotheum проводит онлайновые аукционы, где выставляются произведения живописи и прикладного искусства, а также антикварная мебель.

Посетив раздел «Абонемент», можно осуществить Интернет-подписку на различные версии газеты: «Die Zeit classic» (онлайновая скидка 10%), «Die Zeit premium» (скидка 20%), «Die Zeit для студентов» (скидка 40%), «Die Zeit для зарубежных подписчиков» (скидка не предусмотрена).
Газета Die Zeit считается одним из самых надежных и часто цитируемых источников информации. Ее сайт предлагает заказать любые статьи из своего электронного архива, что существенно повышает популярность этого ресурса.
Редакция сетевой версии использует различные инструменты стимулирования своих читателей, в том числе проводит онлайновые розыгрыши призов. Так, в апреле 2006 г. разыгрывалась поездка на фестиваль в Ба-ден-Баден.

Смена редакционной политики и издательской концепции, ломка устоявшихся традиций позволили Die Zeit, сохраняя репутацию качественного издания, избежать экономического краха и расширить сферу деятельности, привлекая более молодых читателей и респектабельных рекламодателей [2].
Одной из наиболее влиятельных французских газет является Le Monde. Ее первый номер вышел 18 декабря 1944 г В 1951 г собственность газеты была акционирована. Значительную долю ценных бумаг получили сотрудники газеты. До сих пор соблюдается принцип, в соответствии с которым большинство ценных бумаг остается за внутренними акционерами, а блокирующее меньшинство - за журналистами. Это позволяет им оказывать влияние на редакционную политику и выбор руководства.

Много внимания газета уделяет социальным и правовым вопросам. Одной из центральных тем остается защита прав человека. Широко освещаются проблемы совершенствования системы образования, так как студенты являются крупным сегментом целевой аудитории.
В середине 1990-х годов у газеты появились серьезные финансовые трудности. Главный редактор Жан-Мари Коломбани предложил начать формирование нового имиджа газеты, основанного на объективности и высоком качестве информации. Сегодня Le Monde предлагает читателям разнообразную, тщательно выверенную информацию с большим количеством аналитических материалов. Она распределена по разделам « Международная жизнь», «Франция», «Общество», «Предприятие», «Сегодня», «Горизонты», «Культура» и «Стиль жизни». Раз в неделю на нескольких полосах публикуются кинообзоры. Выходят внутренние приложения «Мода» и «Путешествия». Кроме того, появилась ежедневная страница, посвященная новостям Евросоюза. Однако этих изменений оказалось недостаточно.
В 1999 г был реализован проект Monde Interactive, в который редакция вложила 5 миллионов долларов.

Навигация - необходимый атрибут хорошего дизайна, который помогает пользователям в изучении различных частей сайта. Так, на главной странице web-сайта рассматриваемой газеты имеется интерактивная панель с разделами: «Новости», «Перспективы», «Объявления», «Киоск», «Картинки и мультимедиа», «Дополнительная информация» и др. На первой странице можно посмотреть ленту новостей. Ее обновление происходит по мере поступления информации. Здесь представлены международные, европейские и французские новости. Все заголовки строятся по одному типу. Иногда они кажутся чрезмерно длинными, но, просматривая их, пользователь безошибочно выбирает интересующую его информацию, пропуская остальное. Например, 26 марта 2006 г. можно было прочитать следующие заголовки: «Спустя 16 месяцев после «оранжевой революции» украинцы избирают новый парламент» или «В американском исследовании содержится критика произраильской политики Соединенных Штатов». Сами сообщения были очень короткими и по форме напоминали лид.

Электронная версия Le Monde в основном сохраняет тематическую направленность традиционной. Однако имеются и эксклюзивные рубрики. Архив содержит все рисунки, опубликованные в газете, начиная с января 2001 года. В разделе «Досье» размещаются подборки материалов по самым актуальным темам. Например, в марте 2006 г здесь можно было прочитать интересные подробности, мнения социологов, предпринимателей и политиков о выступлениях студентов, протестующих против закона о первом контракте; разнообразную информацию о распространении птичьего гриппа и др.

Полезные сведения размещены в разделе « Практично». Здесь можно ознакомиться с прогнозом погоды, узнать о книжных новинках, прочитать рецензии на фильмы, только что вышедшие на экраны, узнать мнение литературных критиков и авторов бестселлеров. В том же разделе имеется рубрика «Дорожное движение в Иль-де-Франс». Большой интерес представляют материалы «Экзамены 2006», где сконцентрирована новейшая и систематизированная информация по различным областям знаний. Для оказания онлайновой поддержки пользователям открыт раздел FAq (Frequently Asked Questions - часто задаваемые вопросы).
Раздел « Перспективы» дает возможность сетевого общения. Он имеет рубрики: «Мнения», «Форумы», «Блоги», «Чаты» и «Опросы».

Web-форумы являются распространенным способом интерактивного общения. Они способствуют повышению трафика и росту популярности сайта. Их участники могут размещать свои сообщения на заданную редакцией тему Еще одним каналом интерактивности web-сайта являются чаты, где пользователи обмениваются репликами и сообщениями в режиме online. Также как и форумы, чаты могут посвящаться определенной теме. Нередко на одном сайте создается несколько чатов [3, 303-304].

Участники форума Le Monde в марте-апреле 2006 г обсуждали ядерную политику Ирана, студенческие манифестации, последствия ураганов в США, политику Дж. Буша во время его второго президентского срока и др. Участники чатов обменивались мнениями о том, чего добиваются французские лицеисты, выступающие против студенческих демонстраций; оценивали политику С. Берлускони; общались с Марком Лазаром, автором книги «Италия на переломе».

Онлайновые голосования Le Monde проводит по актуальным политическим вопросам. Например, 19 апреля 2006 г. обсуждалась проблема хирургических блоков сельских больниц. Это было обусловлено решением Национального совета по хирургии закрыть 113 подразделений, где проводится менее 2 тысяч операций в год. У читателей спрашивали, неизбежно ли закрытие этих пунктов из-за их нерентабельности и снижения квалификации медперсонала или оно неприемлемо в связи с нарушением конституционных прав сельских жителей.
Читатели Le Monde имеют возможность принять участие в создании электронной версии. Они присылают на конкурс свои рассказы и эссе. Лучшие тексты и самые интересные фотографии редакция размещает на ее страницах [4].

Одной из старейших британских газет является The Guardian. Она была основана в 1821 г под названием Manchester Guardian. С самого начала эта газета защищала либеральные ценности. Расширение зоны распространения и превращение Manchester Guardian в общенациональное периодическое издание потребовало изменения названия. С 1959 г газета известна как The Guardian. В настоящее время она издается и в Лондоне, и в Манчестере. Газета освещает вопросы политики, экономики, науки, культуры и спорта. В 2006 г. в числе 389 газет из 44 стран The Guardian приняла участие в международном конкурсе, организованном обществом «За новый дизайн». Она одержала победу и была признана изданием с лучшим дизайном 2006 г. Жюри отметило оптимальное сочетание неизменности стиля и свежести дизайнерских решений на каждой полосе [5].

Как и другие британские СМИ, в конце 1990-х годов эта газета создала электронную версию Guardian Unlimited. На ее первой странице можно прочитать оперативную информацию, имеющую отношение к Великобритании, а также наиболее важные международные новости. По желанию пользователей новостные заголовки могут быть показаны «бегущей строкой» непосредственно на экране компьютера, без открытия браузера.
Наиболее популярными тематическими разделами Guardian Unlimited стали «Искусство», «Книги», «Бизнес», «Образование», «Футбол», «Жизнь и здоровье», а также «Деньги».
Важным преимуществом электронной версии является возможность активного участия в обсуждении редакционных материалов. Для этого используется раздел « Блоги». Это слово является производным от web log, что означает «онлайновый журнал». Данный сервис предоставляет возможность делать записи, типа дневниковых, предоставлять их для прочтения и обсуждения, получать отклики, создавать группы по интересам или входить в них. Например, 26 марта 2006 г. в разделе «Блоги» был размещен материал Тимоти Эша «Ты нужен Беларуси», который начинался с риторического вопроса: «Что ты думаешь о Беларуси?» В конце автор предлагал читателям прокомментировать события, связанные с президентскими выборами. На этот призыв откликнулись 15 человек. Рядом с материалом Т. Эша и комментариями к нему читателям предлагалась самая полная подборка англоязычных материалов, рассказывающих о битве, происходящей между французским правительством, студентами и профсоюзами. Очевидно, эта тема гораздо больше заинтересовала посетителей сайта. На нее поступило 197 откликов и комментариев. Сопоставление цифр 15 и 197 позволяет сделать вывод о том, что читатели по-разному относятся к похожим событиям, происходящие в одно и то же время в разных точках планеты. В первую очередь их привлекают новости из соседних стран. Происходящие там события кажутся более важными и понятными. Они вызывают эмоциональный отклик и желание принять участие в дискуссии.

Этот вывод подтверждает реакция читателей на информацию, размещенную в том же разделе 18 апреля 2006 г. Главной новостью тогда было решение правительства Израиля приостановить нанесение военного удара, спровоцированного палестинским террористом-смертником. Однако на это сообщение не откликнулся ни один посетитель. В то же время на банальный текст о запрете курения в общественных местах отозвались 49 читателей, спорящих друг с другом.
Посетителям Guardian Unlimited предлагают воспользоваться разными услугами. Например, за J1, 50 можно получить материалы газеты, опубликованные в течение двух последних недель. Осуществляется рассылка новостей по e-mail или передача их на мобильный телефон. Раздел Soulmates - это онлайновая служба знакомств, а Jobmatch - сервис для желающих найти новую работу.
Архив Guardian Unlimited оснащен поисковой машиной, позволяющей находить редакционные материалы, упорядоченные по темам и датам. Кроме того, можно посмотреть подборку архивных фотографий.
Электронная версия The Guardian улучшает имидж этого издания и способствует дальнейшему росту его популярности [6].

Специфика американской газетной прессы заключается в том, что она носит по преимуществу региональный или местный характер. Периодические издания,как правило,распространяются в пределах того города или штата, где они издаются. Сложившаяся ситуация обусловлена историческими традициями, дороговизной доставки газет на большие расстояния, а главное - зависимостью от местной рекламы.
До конца 1970-х гг. в стране фактически не было общенациональных газет. Однако в 1982 г. группа Gannett Ce основала USA Today. Ее миссия была сформулирована следующим образом: «Газета стремится стать форумом для лучшего взаимопонимания и объединения, чтобы США стали единой нацией». USA Today публикует политические, финансовые и спортивные новости, информацию о науке и культуре, а также развлекательные материалы. В отличие от большинства американских газет USA Today не освещает местные события.
Это издание рассчитано на сравнительно молодых людей, выросших в эпоху телевидения. Оно отличается короткими текстами, обилием ярких цветных иллюстраций, крупными заголовками, запоминающейся графикой и броской версткой. Это привлекает читателей, вызывая у них ассоциацию с привычным видеорядом электронных СМИ. Благодаря огромной читательской аудитории газета смогла привлечь выгодных рекламодателей: Microsoft, Ford Motor Company, IBM и др. Очень быстро она превратилась в глобальное издание.

В 1995 г был разработан проект USA Today Online. Электронная версия газеты имеет удобную систему управления. Основная информация распределена по тематическим разделам: «Новости», «Путешествия», «Деньги», «Спорт», «Технологии» и «Погода». Они привлекают практически любую аудиторию.
Кроме того, можно посетить разделы «Блоги», «Интерактивные СМИ», «День в картинках», «Видео», «Архивы», «Печатное издание», «Подписка», «Контакты» и др.
Например, в разделе «Блоги» были размещены рассказы репортера USA Today Кимберли Джонсона, который в январе - марте 2006 г работал в Ираке. На каждую такую историю посетители сайта присылали свои отклики.
В разделе «Путешествия» приводится много полезной информации не только о популярных и экзотических туристских маршрутах, но также об отдельных гостиницах, ресторанах и аэропортах.

С появлением новых компьютеров, операционных систем и браузеров аудио и видео стали стандартными технологиями медийных сайтов. Так, рубрика Interactive Media предлагает посетителям видеосюжеты дня. Например, 28 марта 2006 г. здесь можно было посмотреть новостные видеоролики «Протесты против иммиграционной реформы», «Украинцы идут на выборы» и др. Этот раздел предоставляет также развлекательную и познавательную информацию. Например, один из роликов начинается документальными кадрами столкновения поездов. Они помогают лучше понять и оценить меры, предпринимаемые правительством США для повышения безопасности и надежности железных дорог. Другой видеоролик предназначен любителям истории. В нем рассказывается о военной технике и событиях гражданской войны, в частности зрители могут в подробностях рассмотреть реконструированный военный лагерь.
Читателям газеты USA Today предоставляется возможность воспользоваться архивными материалами ее web-сайта. Поиск осуществляется по датам публикаций и по релевантности. Имеются опции «Базовый поиск», «Продвинутый поиск», «Сохраненный поиск». Для удобства пользователей разработаны подробные инструкции, позволяющие быстро найти нужную информацию.

В настоящее время онлайновая версия газеты USA Today входит в число 500 самых посещаемых web-сайтов мира. Каждый уик-энд к ней обращается не менее миллиона человек. Там размещают свои объявления многие сетевые рекламодатели [7].
Таким образом, использование сетевых ресурсов помогает редакциям традиционных периодических изданий заинтересовать постоянных и новых читателей быстро обновляемой новостной информацией, доступом к архивам, функциональностью интерактивных элементов, возможностью виртуального диалога, увлекательными играми и выгодными коммерческими предложениями. Это привлекает многих людей, которые никогда не читают обычные газеты и журналы. Создание онлайновых версий изменило имидж печатных СМИ, переживавших затяжной кризис. Молодые читатели стали воспринимать их как яркие, современные, доступные и полезные. Улучшение информационного облика, привлекло респектабельных рекламодателей и способствовало стабилизации финансового положения.

Литература:

  1. Беспалова А. Г., Корнилов Е. А., Короченский А. П., Лучинский Ю. В., Станько А. И. История мировой журналистики. Изд 3-е, доп. и испр. М.: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Изд. центр «МарТ», 2003.
  2. www.zeit. de
  3. Реклама и маркетинг в Интернете / Томас Кеглер, Пол Доулинг, Бренд Тейлор, Джошуа Тестерман. - Пер. с англ. - М.: Альпина Паблишер, 2003.
  4. http://www.lemonde. fr
  5. http://www.indexdesign.ru/index/news.nsf
  6. http://www.guardian. co. uk
  7. http://www.usatoday.com
 

Внимание!

Внимание! Все материалы, размещенные на сайте, выпущены в печатной форме и защищены законодательством об авторском праве Республики Беларусь. Полнотекстовое использование (перепечатка) материалов сайта допускается только с согласия издателя (ЧУП "Паркус плюс"), цитирование в научных целях допускается без согласия, но при обязательном указании автора статьи и источника цитирования.


Проверить аттестат

На правах рекламы