Градюшко А. А.
Белорусский государственный университет

СМИ И ИНТЕРНЕТ: ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Последнее десятилетие XX века было ознаменовано в новейшей истории рядом радикальных преобразований практически во всех сферах жизнедеятельности государства. Концептуальные изменения претерпели общественно-политические и социально-экономические стороны жизнедеятельности общества. Как правило, столь значительные перемены в этих сферах вызывают серьезные трансформации и в социальных институтах, одним из которых являются СМИ. Ключевую роль в формировании нового информационного пространства играет Интернет.
Для миллионов людей в начале XXI века Интернет превратился в важнейший источник информации об окружающей действительности. В 1998 г в мире было всего около 150 млн. пользователей Интернета. Сегодня же аудитория глобальной компьютерной сети превышает 1 млрд. человек. Интернет прирастает в среднем на 18% в год. Второй миллиард, скорее всего, появится уже в 2011 г. Ни одно средство массовой коммуникации не развивалось такими темпами. Например, в США радиовещание смогло увеличить число своих пользователей до 50 млн. человек за 38 лет, телевидение - за 13 лет, а Интернет - за четыре года.
Процесс формирования мирового рынка СМИ сегодня идет на основе глобализации и внедрения в индустрию масс-медиа новейших достижений информационных и телекоммуникационных технологий. Сетевые средства массовой информации в начале XXI века представляют собой мощный канал коммуникации между субъектами общества, средство идейно-политического воздействия на население. Они формируют как национальное, так и международное общественное мнение.

Правовое регулирование СМИ в Интернете в последние годы также становится объектом пристального внимания исследователей. В настоящее время в Республике Беларусь не сформирована законодательная база в области Интернет-СМИ. Статус сетевых изданий юридически не определен. Это не только ухудшает интеграцию нашей страны в мировое информационное и коммуникационное пространство, но и создает угрозы информационной безопасности государства.
Появление сетевых изданий, не имеющих печатной версии и выходящих только в Интернете, может привести к качественному изменению всей системы средств массовой информации. По мнению ученых [1, 4, 6], развитие Интернет-технологий уже в первой четверти XXI века вызовет кардинальные трансформации мирового информационного и коммуникационного пространства. Назрела необходимость в осмыслении принципов функционирования сетевых СМИ с позиции научного подхода.

До 2000 г. сетевая пресса не являлась объектом пристального внимания исследователей. Однако ряд публикаций, появившихся в последнее время в Беларуси, России, странах СНГ и дальнего зарубежья [2, 3], указывает на формирование интереса к этой новой информационной среде, законам ее развития и функционирования. Попытки классифицировать сетевые СМИ предприняли С. Б. Бараньски, С. В. Дубовик, Я. Н. Засурский, В. В. Кихтан, М. М Колесникова, С. Г. Корконосенко, Б. Я. Мисожников и др. Наиболее полные варианты типологии сетевых СМИ предложены А. И. Акоповым, С. Г. Батмановой, Ю. В. Костыговой.
Последние несколько лет изучается влияние сетевых изданий на аудиторию, факторы их эффективности, проблемы типологизации сетевых сМи, проводится сравнительный анализ сетевых и печатных изданий, выявляются тенденции развития сетевых СМИ в русскоязычной части Интернета. Как считает С. В. Дубовик, «Интернет-СМИ в последние годы получили толчок для развития и представляют собой не только эффективный способ подачи информации, но и чрезвычайно действенный и перспективный инструмент воздействия» [8, с. 177].
В России понятие сетевой прессы впервые было выделено А. И. Акоповым. Он рассматривает электронные сети в качестве нового вида СМИ и отмечает, что «без какой-либо доли преувеличения Интернет можно рассматривать как некое глобальное средство массовой информации» [1, с. 5]. По мнению А. И. Акопова, «именно на видовом уровне иерархия СМИ, содержащая на первой ступени печатные и аудиовизуальные средства, в последние годы пополнилась новым видом - сетевыми СМИ» [1, с. 6].

Принимая во внимание то, что в современном законодательстве Беларуси отсутствует точное определение понятия «Интернет-СМИ», С. В. Дубовик исходит из того, что «Интернет-СМИ (сетевые СМИ) - это форма систематического и регулярного распространения информации путем сетевых мультимедийных технологий» [8. C. 179. ]. Понятие « информация» в данном контексте можно рассматривать в широком и узком смыслах. В первом случае каждый сайт, содержащий информационное наполнение, будет являться СМИ. Но Интернет не ограничивается сайтами с «новостной» информацией. Существуют также веб-ресурсы органов государственной власти, общественных объединений, тематические сайты. Информация опубликованная на них, вполне может быть отнесена к категории массовой. Поэтому под понятие «сетевое СМИ» при желании можно подвести огромное количество сайтов.
По нашему мнению, сетевым СМИ может называться сайт, содержащий регулярно обновляемую новостную, аналитическую и прочую информацию, ориентированную на определенную аудиторию пользователей Интернета (сколь угодно большую), объявивший себя средством массовой информации.

При этом к основным признакам сетевых СМИ, на наш взгляд, можно отнести следующие:
лента новостей;
постоянное обновление веб-ресурса;
актуальные информационно-аналитические материалы;
использование гипертекстовых возможностей;
круг постоянных читателей;
высокая посещаемость;
определенная направленность освещения событий (общественно-политическая, экономическая, культурная и др.), наличие рубрик;
отсутствие строгой периодичности, указание даты выхода в режиме реального времени;
архив материалов;
использование мультимедийных элементов;
дополнительные сервисы (рассылка новостей, голосование, форум, гостевая книга и др.)
12. жанровое своеобразие (онлайн-интервью, Интернет-конференция и др.) [7, с. 51].

Анализ степени научной разработанности темы позволяет сделать вывод о том, что пока что исследователи не пришли к единому мнению по поводу номинативного определения понятия СМИ в сети. По нашему мнению, критериями разграничения сетевых СМИ и обычных сайтов должна стать не периодичность обновления, а прежде всего характер размещаемой информации. Необходимо провести градацию сайтов, где можно выделить в отдельные категории сетевые СМИ, сетевые информационные агентства, электронные версии печатных и электронных СМИ, сайты рекламного характера, порталы информационно-поисковые сети и т. д.
Все издания в Интернете четко можно разделить на две категории. Во-первых, это онлайновые версии традиционных СМИ (печатных изданий, радиостанций, телеканалов, информационных агентств). Во-вторых, это собственно сетевые СМИ, не имеющие печатной версии и выходящие только в сети.

Пионером в освоении информационного поля Интернета в Беларуси стала газета «Вечерний Минск» (рис. 1). Информационный ресурс http:// www.newsvm.com, созданный редакцией « ВМ», заработал 24 июля 1996 года. Первым белорусским порталом, который пытался позиционировать себя как Интернет-газету в середине 90-х гг., был Open.by (http://www.open.by).

По данным каталогов «Акавгга», «Tut.by», «Open.by» и др., количество периодических изданий, представленных в сети, на начало 2005 г. не превышало 150-170, тогда как в Министерстве информации Беларуси зарегистрировано свыше 1200 печатных СМИ. К сожалению, сайты некоторых изданий (чаще всего региональных) не обновляются либо же вообще прекратили свое существование. Реальное число активных сайтов печатных белорусских СМИ сегодня составляет около 100-120, или же не более 10% от их общего числа.
Традиционным версиям печатных СМИ Беларуси, размещенным в Интернете, присущ ряд недостатков. Поисковая система по архиву публикаций, размещенная на том либо ином сайте, зачастую не работает. Доступ к самому архиву публикаций также нередко затруднен. В ряде случаев онлайновая версия газеты обновляется с опозданием. Что касается региональных белорусских СМИ, то они нередко экономят на услугах веб-дизайнера и выкладывают газетные полосы в формате PDF.

Первое сетевое информационно-аналитическое издание «Белорусские новости» (http://www.naviny.by), которое сегодня можно смело причислить к категории сетевых СМИ, появилось в нашей республике 1 сентября 2002 г (рис. 2). В «Белорусских новостях» имеется более полутора десятков рубрик. Это «Тема», «Новости», «Политика», «Экономика», «Финансы», «Общество», «Культура», «Спорт», «Компьютер», «Стиль», «Авто», «Штрих», «Кадр» и др. Издание обновляется с 9. 00 до 21. 00, по выходным дням - с 9. 00 до 15. 00. Новости часто идут с интервалом в 15-20 минут Ежедневно на сайте размещается до 25-30 оперативных сообщений.

Проект «Белорусские новости» - не единственная онлайновая газета в Беларуси. В нашей стране работает еще несколько сетевых СМИ, имеющих общественно-политическую направленность и включающих в себя авторскую аналитику и комментарии. В сентябре 2004 г. в белорусском сегменте Интернета появилось информационно-аналитическое издание «КраЫа.ВУ» (http://www.kraina.by).
Действующий в Республике Беларусь закон от 13 января 1995 г. «О печати и других средствах массовой информации» (с изменениями и дополнениями) создавался в тот период, когда развитие Интернета в нашей стране только предполагалось. Поэтому нормативные формулировки данного закона не затрагивают напрямую Интернет и все то, что с ним связано. Базовое законодательство в области Интернет-СМИ не отвечает современным реалиям. Принятые в середине 90-х гг. (разработанные, соответственно, еще раньше), многие законодательные акты стали объектом обоснованной критики со стороны как специалистов-практиков, так и юристов-теоретиков.

В Беларуси отсутствуют государственные сетевые СМИ, разработанные специально для размещения в Интернете и ориентированные на Интернет-аудиторию. Не приходится говорить о какой-либо продуманной и целенаправленной информационной политике государства в медийной области Интернета. [8, с. 177]. Одна из главных причин этого состоит в том, что в Беларуси законодательно не определен статус Интернет-изданий.
По некоторым признакам к ним можно отнести сайты информационного агентства «БелТА» (http://www.belta.by), Национального пресс-центра (http://www.bpc.by) и еще несколько подобных ресурсов. В частности, новости на сайтах информационных агентств идут практически непрерывным потоком, поступая к конечному потребителю еще до того, как их опубликуют в газетах, озвучат на радио и телевидении.

Проблемой для мирового сообщества сегодня является также необходимость очищения информационного и коммуникационного пространства от насилия, жестокости, агрессии, порнографии, педофилии, информации непристойного содержания и других вопиющих дефектов. Внедрение цифровых технологий, объединение и продолжающаяся глобализация компьютерных сетей привели к серьезным переменам в сфере масс-медиа. Тщательное изучение тенденций развития современных СМИ дает нам основание утверждать, что стремительное развитие Интернета, использование спутников связи и построение информационных магистралей обеспечивает свободный и ничем не ограниченный доступ к опасным для социального спокойствия материалам.
К большому сожалению, угрозы национальной безопасности Республики Беларусь в информационной сфере Интернета усиливаются. Серьезную опасность представляют собой стремление ряда стран к доминированию в мировом информационном и коммуникационном пространстве, вытеснению Беларуси с внешнего и внутреннего информационного рынка; разработка рядом государств концепции информационных войн, предусматривающей создание средств опасного воздействия на информационные сферы других стран мира; нарушение нормального функционирования телекоммуникационных систем, а также сохранности информационных ресурсов. Мировое сообщество признало международную информационную безопасность глобальной проблемой, необходимым условием безопасного существования человеческого сообщества.

Проведенное нами исследование позволяет сделать следующие выводы:
1. Законодательство Республики Беларусь в сфере распространения массовой информации не соответствует динамике развития и особенностям информационных отношений, складывающихся в результате создания и использования сайтов в сети Интернет. Имеющиеся в нем пробелы не позволяют должным образом защищать интересы личности, общества и государства, в силу чего требуется принятие специальных законодательных норм.
Сайт в сети Интернет не является средством массовой информации, поскольку существующие нормы законодательства о средствах массовой информации ориентированы на печатные и аудиовизуальные СМИ.
Несовершенное нормативное правовое регулирование отношений в области массовой информации затрудняет формирование конкурентоспособных белорусских сетевых изданий (в первую очередь государственных). Государственных СМИ, разработанных специально для Интернета и ориентированных на Интернет-аудиторию, в Беларуси не существует Не приходится говорить и о целенаправленной информационной государственной политике в отношении масс-медиа Интернета.

Требуется закрепить на уровне закона понятия «сайт сети Интернет», «электронная версия традиционного СМИ», «сетевое СМИ» и др. В целях определения правового режима сайта Интернет следует провести юридическую классификацию сайтов Интернет по различным основаниям.
Необходима хотя бы минимальная научная база, основываясь на которой, можно в дальнейшем работать над созданием качественных Интернет-ресурсов, а также исследовать новые аспекты функционирования сетевых сМи. Белорусским ученым необходимо также выработать терминологический аппарат для описания сетевых СМИ и адаптировать к ним традиционные методики анализа.

Традиционное законодательство относительно интеллектуальной собственности (авторского права) не приспособлено для защиты информационных продуктов в Интернете и требует коренного пересмотра своих базовых принципов.
Информационная безопасность Республики Беларусь в сфере масс-медиа Интернета является одной из составляющих национальной безопасности и оказывает влияние на защищенность национальных интересов страны в различных сферах жизнедеятельности общества и государства. По мере развития информационных технологий угрозы национальной безопасности Республики Беларусь в информационной сфере Интернета будут усиливаются. Актуальной проблемой становится защита информационного суверенитета.
В государственном правовом регулировании отношений в сфере информации следует опираться, кроме всего прочего, на возможности и роль саморегулирования.
Большое значение приобретают внутригосударственные и глобальные механизмы, гарантирующие недопущение использования новых информационных и коммуникационных технологий для разжигания национальной розни, ксенофобии, экстремистских настроений, терроризма, популяризации антиобщественных явлений и антигуманизма.
10. Необходимо участие Республики Беларусь в разработке и после-
дующем заключении соответствующих международных соглашений, регу-
лирующих распространение массовой информации в сети Интернет.

Прогнозируется, что в ближайшем будущем можно ожидать более тесного взаимовлияния и взаимопроникновения сетевых и традиционных СМИ. Пока что трудно определить точное количество и типологическую структуру средств массовой информации в сети. Многие возникают и исчезают ежедневно. Сегодня сетевые СМИ более, чем любые другие медиа, зависят от развития высоких технологий. Дальнейшее развитие сетевых СМИ будет идти в сторону объединения с телевидением и возникновения так называемого интерактивного ТВ.
Правовые основы развития сетевых СМИ, особенности их функционирования, место в системе средств массовой информации, влияние на развитие мирового информационного пространства достаточно долгое время будут представлять интерес для исследователей и практиков.

Литература:

  1. Акопов А. И. Глобальное средство массовой информации Мир медиа ХХ1. Новые информационные технологии. 1999. № 1, с. 4 — 7.
  2. Акопов А. И. Типологические признаки сетевых изданий //Акценты. 1999. № 1, с. 22 — 27.
    Акопов А. И. Электронные сети как новый вид СМИ// Филологический вестник Ростовского государственного университета. 1998 № 3, с. 43 — 51.
  3. Батманова С. Г. Сетевые СМИ: факторы эффективности. Автореферат дисс. канд. филол. наук/Воронежский гос. ун-тет. Воронеж, 2004. 14 с.
  4. «Газетный рынок вступил в тяжелый период...» // Курьер печати. 2005. №47.— http://www.lenizdat.ru/cgi-bin/redir?l=ru&b=1&i=1035920
  5. Горный Е. А. Интернет для журналистов. http://www.russ.ru/netcult/99-05-27/ gorny.htm.
    Градюшко А. А. Сетевая пресса в системе СМИ. Мн., 2005.
  6. ДубовкС. В. СМ1 постсацыял'ютычнайБеларуа:пошукновайрацыянальнасщ
    Мн., 2003.

 

Внимание!

Внимание! Все материалы, размещенные на сайте, выпущены в печатной форме и защищены законодательством об авторском праве Республики Беларусь. Полнотекстовое использование (перепечатка) материалов сайта допускается только с согласия издателя (ЧУП "Паркус плюс"), цитирование в научных целях допускается без согласия, но при обязательном указании автора статьи и источника цитирования.


Проверить аттестат

На правах рекламы