Главная Публикации «Личность-слово-социум» – 2006 ПЛЕНАРНОЕ ЗАСЕДАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О БУДУЩЕМ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ

Дягилева Н. В.
Научный руководитель — Милашевич Е. П.

Витебский государственный университет имени П. М. Машерова

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О БУДУЩЕМ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ

Сегодня в сложных социально-экономических условиях развития общества современное подрастающее поколение сталкивается со множеством проблем. Проблема постановки жизненных целей, способности к самопроекции себя в будущее, проблема наличия протяженных и содержательно насыщенных представлений о своем будущем является актуальной для молодежи. Начиная со старшего подросткового возраста, по мнению И. С. Кона, идет процесс формирования жизненных целей и планов. Именно в этот возрастной период, утверждает И. С. Кон, возникает вопрос о смысле жизни. И успешное разрешение этого вопроса зависит от правильного совмещения временной и жизненной перспектив, т. е. от расширения представлений о своем будущем вглубь (охват более длительных отрезков времени) и вширь (включения своего личного будущего в круг социальных изменений, затрагивающих общество в целом) [3:188]. В свою очередь Дубровина И. В. доказала, что наличие жизненных целей и планов, а также смысла своего существования тесно связано с состоянием психического здоровья любого человека [4;140].

Подготовка подрастающего поколения к будущей жизни наиболее эффективно осуществляется посредством усвоения образцов поведения собственных родителей и в процессе целенаправленного обучения в системе общеобразовательных учреждений. Однако следует обратить внимание на тот факт, что процесс формирования временной и жизненной перспектив у детей группы риска, т. е. у детей из неблагополучных семей, которые убежали из дома, не посещают школу, лишены позитивного опыта семейного воспитания, будет иметь некоторые специфические особенности. Эти дети в своем большинстве усваивают образцы асоциального и девиантно-го поведения. Поэтому психологам, педагогам, социальным педагогам и работникам необходимо знать особенности формирования временной и жизненной перспектив у детей группы риска, необходимо знать мечты, желания и стремления этих детей, чтобы вовремя оказать им необходимую социально-психологическую помощь и поддержку.
Нами было проведено исследование с целью изучения представлений о будущем у подростков группы риска.

Методологической основой нашего исследования является событийный подход изучения представлений о будущем. В рамках данного подхода ключевым понятием является «событие» - узловой момент и поворотный этап жизненного пути личности. Головаха Е. И. говорит о том, что каждое событие необходимо рассматривать в двух аспектах: во времени - это временная перспектива и в пространстве человеческой жизни - это жизненная перспектива. Временная перспектива характеризуется следующими параметрами: продолжительность, реалистичность, дифферен-цированность, оптимистичность и согласованность перспективы. Ядро жизненной перспективы составляют жизненные цели, планы и ценностные ориентации [2].
Исследование проводилось на базе Витебского городского детского социального приюта № 1. В нем принимали участие подростки 12-16 лет, которые были изъяты из семей, находящихся в социально опасном положении (чаще всего это неблагополучные семьи, которые имеют низкий социальный статус, не справляются со своими воспитательными обязанностями и функциями, а также семьи, где родители ведут аморальный образ жизни, где не соблюдаются и не соответствуют норме жилищно-бытовые условия); подростки, которые самовольно оставили семью, ушли из детских интернатных учреждений и были доставлены в социальный приют сотрудниками милиции; подростки, не имеющие места жительства и оказавшиеся в иной трудной ситуации.

Для выявления особенностей временной и жизненной перспектив подростков из социального приюта был использован метод опроса - анкетирование (анкета содержала вопросы, которые были направлены на выяснение того, о чем мечтают дети. что является для них целью и смыслом жизни, какое место в их жизни будет занимать семья, чего они боятся и т. п.), а также проективная техника: рисунок « Один день из моего будущего» [1].
По результатам качественной обработки данных проведенного анкетирования и проективной техники выявлено следующее:
Во-первых, временная перспектива подростков из социального приюта полностью не сформирована. Хронологический «размах» событий из будущего весьма мал. У детей группы риска преобладает ближайшая временная перспектива. Эти дети не могут четко представить себе «что с ними будет завтра», не говоря уже про то, что будет через несколько лет. Это связано в первую очередь с особенностями их социальной ситуации развития. Тем не менее, их временная перспектива характеризуется реалистичностью и оптимистичностью, т. е. у них преобладают положительные образы будущего, а также уверенность в том, что ожидаемые события произойдут, вопрос заключается только в том, когда.

Во-вторых, результаты анкетирования и проективной техники свидетельствуют о том, что содержание представлений о будущем у детей группы риска поверхностное и расплывчатое. Конечно, будущая семья и здоровье являются абсолютной ценностью для большинства респондентов. Более того, для многих создание «хорошей семьи» является главной жизненной целью. Однако дать описания, какой они видят свою будущую « хорошую семью», что значит «создать хорошую семью», они не могут. Выявлен факт, что у детей группы риска не определены жизненные планы, т. е. промежуточные этапы реализации жизненных целей. Эти дети не представляют, каким образом возможно достичь поставленных в жизни целей.
В-третьих, у большинства респондентов преобладает позитивное отношение к своему будущему.
Также следует отметить, что всем подросткам - респондентам присуще чувство незащищенности, тревоги и беспокойства за свое будущее.

Таким образом, на основании полученных результатов исследования представлений о будущем у подростков из социального приюта можно говорить о непродолжительности временной перспективы и преобладании ближайшей перспективы, т. е. ориентация на события ближайшего времени. Эмоциональный компонент представлений о будущем у подростков группы риска положительный, но сами представления о будущем поверхностные и расплывчатые.

Литература

  1. Венгер А. А. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. — М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. — 160л.:ил.
  2. Головаха Е. И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. — Кнев.: Наукова думка, 1988. -144с.
  3. Кон И. С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. -М.: Просвещение, 1989. -255с.: ил.
    Практическая психология образования /Под ред. И. В. Дубровиной.
  4. Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений.— М.: ТЦ «Сфера; 2000. — 528с.

 

Внимание!

Внимание! Все материалы, размещенные на сайте, выпущены в печатной форме и защищены законодательством об авторском праве Республики Беларусь. Полнотекстовое использование (перепечатка) материалов сайта допускается только с согласия издателя (ЧУП "Паркус плюс"), цитирование в научных целях допускается без согласия, но при обязательном указании автора статьи и источника цитирования.


Проверить аттестат

На правах рекламы