Главная Публикации «Личность-слово-социум» – 2006 ПЛЕНАРНОЕ ЗАСЕДАНИЕ КАЛЕНДАРНЫЕ ПОМИНОВЕНИЯ ПРЕДКОВ В ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ

Шарая О. Н.
Институт искусствоведения, этнографии и фольклора НАН Беларуси

КАЛЕНДАРНЫЕ ПОМИНОВЕНИЯ ПРЕДКОВ В ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ

Культ предков - религиозно-символическая система, элементы которой в трансформационных формах сохранились до нашего времени, влияние которой на последующую духовную традицию у восточных и южных славян уже в рамках христианского мировоззрения прослеживается достаточно отчетливо, что видно, в частности, на примере православия.
Кроме частных поминок, связанных со смертью индивида, православная церковь установила дни торжественного, всеобщего, вселенского поминовения. Совершаемые при этом панихиды называются вселенскими, а дни, в которые совершается поминовение, - вселенскими родительскими субботами. В кругу богослужебного года такими днями общего поминовения являются: суббота мясопустная; суббота Троицкая; Родительские субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц святой Четыредесятницы; Радуница; Дмитриевская суббота; День усекновения главы Иоанна Крестителя; День победы в Великой Отечественной войне.

В народных традициях почитание предков предполагало возможность последних активно влиять на жизнь своих потомков. Уже из высоко почитаемого отношения к умершим предкам с необходимостью следовало уважительное отношение к родителям. В христианстве, в силу более высокого статуса почитаемых святых, ангелов возникает необходимость закрепления нравственной нормы по отношению к родителям в одной из заповедей: «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе» [Вторая книга Моисеева. Исход 20: 12].

Культ предков явно выражен в календарных народных обрядах белорусов (частично украинцев), которые назывались дзяды. В России поминаемых в доме умерших предков называют родителями. В некоторых регионах обряд дзяды мог отмечаться три-четыре раза в год. В локальных традициях наиболее известны 1) зимние, великопостные деды; 2) троицкие; 3) осенние деды.
Важное место в структуре обрядов культа предков занимают тексты приглашений родовых предков на трапезу. Данные тексты являются особой жанровой разновидностью фольклорных текстов, малыми жанрами фольклора.
Родовые предки - единственный адресат и объект приглашения на ужин (обед) в обряде дзяды. Ритуал приглашения совершается перед началом ужина или перед подачей главного обрядового блюда (каши, кутьи, сыты).

Инвариантную структуру текста приглашения можно представить как линейную последовательность частей: вокативной формулы, называющей адресата приглашения (например, «святыя дзяды», «змэрлы душэчкы» и др.), собственно пригласительной формулы, которая содержит императив глагола со значением ' приходите' и объектные, локативные и другие уточнения, относящиеся к моменту приглашения. В текстах приглашений душ умерших предков вокативная формула обычно занимает начальную позицию.
Большинство вокативных формул в ритуале приглашения умерших предков начинается с эпитета святые: «Святыя дзяды! Придзитя сюды...« [1, с. 599]; «Святыя дяды, хадитя к нам на што Бог дау» [2, с. 547]. В развернутых приглашениях умерших предков в обряде дзяды выражен синкретизм архаического и христианского, присутствуют христианские понятия. Старославянское svetm в своем дохристианском значении относилось к объектам, обладающими сверхъестественной силой [3, с. 346].

В церемонии приглашения умерших предков на трапезу главную роль выполняет глава семьи или старший в доме мужчина. Трапезе в честь умерших предков предшествовала молитва, которую исполнял глава дома. В отдельных локальных традициях после молитвы «Отче наш» при поминовении, которое имело индивидуальную направленность, произносили следующие слова: «Пом'яны, Божэ, душу у царствы нэбэсным // Пом'яны, Господы, душу мого Сэргия // У царствы нэбэсным, мисте спокуйнэ, за голосны-мы звонамы, за мяккымы проскурамы, за вэдущымы глазамы, за Божымы прэстоламы // Господы, ему там дай светлы рай // А нам жывенцым - добрэ здоровье, шчаслывэ жытте» (Стошаны Пинского р-на Брестской обл.).

«Дзяды», «родители» определяются как святые не только в вокативах, но и в других контекстах: «Пымяни, Божухна, наших святых дзядов!» [1, с. 599]. Эпитет святыя встречается также в формулах проводов предков: «Святыя дзяды! // Вы сюды прыляцел1, тл1 i елк // Ляцце цяпер да сябе, // Скажыце, чаго яшчэ вам трэба, // А летй ляцце да неба. // Акыш, акыш, акыш! [4, с. 216]. Наряду с отправлением предков «да сябе», «на свае мес-ца», предки отправляются «на неба». Для структурного обрядового элемента проводов умерших предков на его вербальном уровне характерен синкретизм языческих и христианских элементов: умершие предки в христианском народном мировоззрении занимают особую позицию - «са свя-тымЬ: «Помяны, Божэ, нашых святых дэдув, пошлы йм рай просветлы, царство нэбэснэе. Нэхай воны со святымы спочывають, а нам хл б-суль посылають» (М. Дуброва Пинского р-на Брестской обл.). «Хай воны ужэ со святымы опочывають, а нэхай воны ужэ нам здоровья попрыяють» (Глинка Столинского р-на Брестской обл.). Культ святых, появившийся с принятием христианства, наиболее представлен в православии. Представление о том, что предки находятся вместе с христианскими святыми, которые так же были конкретными историческими лицами, наделенные свыше за их благочестие, стойкое следование вероучению, отражает то важное место, которое было сохранено за предками в мировоззрении народа.

В народной традиции накануне поминания дзядоу в доме предки поминались приходившими в определенные праздники старцами. В отдельных локальных традициях поминание умерших предков может совершаться перед Пасхой и Рождеством, при этом имеется дифференциация между слепцами и старцами относительно поминания умерших предков: «Слэпци, старци. Воны ходять, алэ пэрэд Вэлыкоднем. помэнають. А пэрэд Коляды воны у хату прыходять, а як ужэ тыпло, Вэлыкдэнь, то вжэ сэлом иттимэ скрузь. Абы-колы слэпцы нэ молылыся. Воны гэ молылыся, але за душы одбувалыся только пэрэд Колядмы и Вэлыкднем, два разы. Я ему кажу по мэнню батька, матэру и вун ужэ правыть.
Молитву гэтакую отправлялы як батюшко таким голосом. Гэто булы святые писни. Ходыты слэпци ходылы, мы их дарылы, а ужэ за душы два разы отправлялы. И слэпцы ходять и старцы ходять оддельно. Слэпцы молылыся за душы, а старцы - подарэмо дай и усэ...» (Паре Пинского р-на Брестской обл.). В других местностях существовала только одна номинация: «Ходыли старцы, у нас йих усих называли старцамы. Воны молилиса и за жывых и за мэрлых» (Хворосно Пинского р-на Брестской обл.).

В молитвах старцев проявляется синкретизм христианских и архаических элементов - при признании Бога как высшей ценности, от которого все в этом мире зависит, в то же время, обращение к своим умершим предкам, содержит не только поминание и пожелание им более легкой участи, но и включает ожидание их благорасположения в отношении живущих, что является элементом архаических представлений, а не христианских: «Й пымян1, Божа, вы чарьсты, ды у ра1 своей прасветлы, // Ды усе у быцц1йку вясёлым, ды усё у жщцмку провольным, // Каб i сросн1чкыв чувал1, каб i молпывку прыйма-ли, // Каб ды й з неба суглщал^ хлеба й солi зыюыталП. . « [5, с. 11]. Элементы культа предков сохранились в народной традиции при праздновании Рождества, Радуницы, в сиротской свадебной обрядности и др.
Как показал анализ, в православной обрядности почитание предков выражено не столь явно как в народной традиции: поминовение предков не предполагает жертвоприношения для них, молитвы, посвященные умершим предкам, не сопряжены с ожиданиями благосклонного влияния предков на жизнь своих потомков. Более высокий статус в христианской традиции имеет почитание святых, которым Бог наряду с ангелами дал возможность влиять на жизнь людей, помогать им. Церковное поминовение умерших предков направлено на улучшение их участи в ином мире, а с молитвой о помощи обращались к святым.

Литература:

  1. Шейн П. В. Материалы для изучения быта и языка русского населения Северо-Западного края. СПб., 1890. Т. I. Ч. II.
  2. Романов Е. Р. Белорусский сборник: Быт белоруса. Вильна, 1912. Вып. 8.
  3. Бенневист Э. Словарь индоевропейских социальных терминов: Пер. с фр. / Общ. ред. и вступ. ст. Ю, с. Степанова. М.: Прогресс — Универс, 1995.
  4. Дмитриев М. А. Собрание песен, сказок, обрядов и обычаев крестьян Северо-Западного края. Вильно, 1869.
  5. Никифоровский Н. Я. Очерки Витебской Белоруссии. I. Старцы. М., 1892.

 

Внимание!

Внимание! Все материалы, размещенные на сайте, выпущены в печатной форме и защищены законодательством об авторском праве Республики Беларусь. Полнотекстовое использование (перепечатка) материалов сайта допускается только с согласия издателя (ЧУП "Паркус плюс"), цитирование в научных целях допускается без согласия, но при обязательном указании автора статьи и источника цитирования.


Проверить аттестат

На правах рекламы