Главная Публикации «Личность-слово-социум» – 2006 ПЛЕНАРНОЕ ЗАСЕДАНИЕ ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ К ВЫСШЕМУ УЧЕБНОМУ ЗАВЕДЕНИЮ

Лысенко С. А.
Витебский филиал
Международного института трудовых и социальных отношений

ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ К ВЫСШЕМУ УЧЕБНОМУ ЗАВЕДЕНИЮ

Актуальность изучения проблем социализации и адаптации студентов обусловлена современным состоянием системы высшего образования, которая в настоящий момент находится в процессе реформирования, с целью повышения эффективности подготовки специалистов, максимального раскрытия внутренних резервов личности и ее способностей. Современные условия рынка труда требуют от специалиста не только профессиональных знаний, умений, но и способности быстро и адекватно реагировать на происходящие изменения, активной позиции в решении профессиональных задач. Формирование данных качеств наиболее активно проходит на начальном этапе профессионального самоопределения и становления личности - на этапе обучения в вузе. Поэтому анализ условий новой социальной ситуации жизнедеятельности, в которой оказываются студенты, влияния конструктивных и деструктивных факторов на психологические процессы, адаптацию личности, развитие и формирование личностных качеств, проведенный с позиции попытки помочь, сориентировать, позволит глубже раскрыть суть происходящих явлений.
Под адаптацией понимается сложный системный диалектический процесс регулирования индивидом системы «организм - окружающая среда» для поддержания ее оптимального состояния, характеризующийся диалектическим характером соотношения всех его элементов [4].

Наряду с понятием «адаптация» в науке уделяется внимание и понятию «дезадаптация», которое в основном понимается как противоположность первому. По мнению А. А. Налчаджяна, «личность, имеющая нарушения адаптации или полную дезадаптированность, не в состоянии удовлетворительно идти навстречу тем требованиям и ожиданиям, которые предъявляют к ней социальная среда и собственная социальная роль, ее ведущая в данной среде профессиональная или иная мотивированная извне и изнутри деятельность» [3, с 21].
Процесс адаптации студентов в условиях смены социальной ситуации - процесс сложный, приобретающий особую значимость для дальнейшего развития личности, который сопряжен с необходимостью учета специфики ситуации обучения и оказания психологической поддержки со стороны окружающих.

Адаптационный процесс можно рассматривать на различных уровнях его протекания (межличностные отношения, индивидуальное поведение, психофизиологическая регуляция, физиологические механизмы обеспечения деятельности) и т. д. [1, 4, 5]
Адаптация студентов к вузу, является динамически сложным многоплановым процессом, включающим в себя адаптацию, как к новым формам обучения, так и к новой социальной среде - учебной группе.

В ходе адаптации происходит не только приспособление индивида к новым социальным условиям, но и реализация его потребностей, интересов и стремлений; личность входит в новое социальное окружение, становится его полноправным членом, самоутверждается и развивает свою индивидуальность.
В начале учебы студенты сталкиваются с необходимостью приспособиться к иной, отличной от школьной, системе организации учебного процесса. Место школьного урока занимают лекционные, семинарские и лабораторные занятия. Изменяются формы контроля над усвоением знаний. Молодые люди сталкиваются с необходимостью обработки и усвоения больших объемов информации, система вузовского обучения предполагает увеличение объема самостоятельной работы студента. Профессиональное обучение сопряжено с особыми требованиями к усвоению специальной терминологии.

В этой области студенты могут испытывать трудности приспособления к способам преподавания, изменению форм учебного процесса, отсутствию повседневного контроля.
Кроме того, изменяется и социальная ситуация - молодые люди становятся членами академических групп, вступают в новую для них сферу общения [2]. Другими словами, речь идет о приспособлении студентов к новым социальным условиям и изменившимся условиям деятельности -учебному процессу.

Следует указать на то, что одни студенты быстро приспосабливаются к условиям обучения в вузе, активно включаются в общественную жизнь, научную работу, позитивно относятся к системе вузовского образования. Они достигают высокой степени интеграции в учебно-воспитательной среде.

Другие же, не проявляют особого интереса к учебной деятельности, но в тоже время обладают большим количеством межличностных связей. Их нельзя назвать дезадаптированными, но в тоже время их приспособление к изменившимся условиям не эффективно.
Есть студенты, которые испытывают трудности во вхождении в социальную и учебную среду, не могут установить положительных межличностных связей в силу своих индивидуальных особенностей, с пренебрежением относятся к учебной деятельности и т. д.
И, наконец, есть студенты, которые не могут адекватно приспособиться к новым условиям обучения, социальной ситуации и в силу своей тревожности, отсутствия достаточного количества коммуникативных связей, отсутствия доверия к окружающим, не могут воспользоваться их помощью.
В рамках нашего исследования, нас интересует, прежде всего, протекание процесса адаптации студентов к обучению в вузе, его особенности, качественные характеристики.
В 2004-2006 годах на базе Витебского филиала « МИТСО» нами проведены исследования процесса адаптации студентов.

Целью проведенного исследования являлось выявление особенностей адаптации студентов первого курса к обучению в вузе.
В исследовании приняли участие 123 студента первого курса.
Основой для определения успешности адаптации стали две группы критериев: объективные (общая академическая успеваемость, учебный рейтинг, достижения студентов в учебной и научной деятельности) и субъективные (наличие либо отсутствие позитивной познавательной мотивации, уровень самооценки, отношение к окружающим и к учебному процессу, стабильность либо неустойчивость эмоциональной сферы).

На основании полученных данных, можно сделать вывод о том, что более 80% студентов адаптируются к обучению в вузе, не испытывая при этом больших трудностей. Есть студенты, которые вынуждены преодолевать определенные трудности адаптации, также есть и дезадаптированные студенты. В то же время, не все студенты одинаково приспосабливаются к вузу и есть различия как в группе успешно адаптирующихся студентов, так и дезадаптантов. Здесь, скорее всего, следует говорить о степени адап-тированности и качественных характеристиках данного процесса.

Результаты диагностического исследования позволили разделить студентов на две группы: адаптированные и дезадаптарованные, в каждой из которых можно выделить подгруппы - активная и пассивная. Таким образом, мы отнесли студентов к одной из четырех групп: адаптированной пассивной, адаптированной активной, дезадаптированной пассивной и дезадаптированной активной группе.

Для студентов, которых мы относим к адаптированной активной группе (31%) характерны : устойчивая познавательная активность, позитивное отношение к учебной деятельности, понимание целей и задач учебной деятельности, наличие установки на познавательную деятельность, стабильность эмоциональной сферы, наличие высокого уровня развития интеллекта. Они проявляют положительное отношение к системе обучения в вузе, успевают по всем предметам, имеют высокий рейтинг, широкий круг общения и решаемых проблем, активно участвуют в общественной жизни, имеют высокий социометрический статус в академической группе. Адекватно оценивают себя и окружающих. Обладают развитым внутренним самоконтролем
Студенты, которых мы относим к адаптированной пассивной группе (53%) характерны: преобладание постановки кратковременных целей, отсутствие четкой структуры дальних целей, их несогласованность; преобладание узкосоциальной мотивации; наличие большого круга общения, в основном за пределами вуза. Они в большинстве своем равнодушны к системе обучения в вузе, имеют среднюю и слабую успеваемость. Характеризуются слабым внутренним контролем.

Студентов дезадаптированной активной группы (9%) можно охарактеризовать следующим образом: они достаточно высоко оценивают себя и в то же время с пренебрежением относятся к окружающим. Обладают стабильностью в эмоциональной сфере (высокий либо низкий уровень тревожности). Ситуация обучения не представляется им фрустрирующей. В то же время претендуют на особое отношение к себе, противопоставляют себя коллективу, провоцируют конфликтные ситуации. Уровень интеллектуального развития средний и ниже среднего. Пропускают занятия без уважительной причины, проявляют отрицательное отношение к системе обучения в вузе, в связи с чем имеют низкую успеваемость по многим учебным дисциплинам.

И, наконец, студентов дезадаптированной пассивной группы (7%) можно охарактеризовать следующим образом: обладают высоким уровнем личностной тревожности, низкой самооценкой. Практически не участвуют в общественной жизни вуза и группы, имеют очень ограниченный круг общения. Имеют низкий социометрический статус в группе. Скрытны и замкнуты.
Очевидно, что большинство студентов (адаптированная пассивная, дезадаптированная пассивная и дезадаптированная активная группы) нуждается в поддержке со стороны, с целью оптимизации процесса их адаптации. Усилия психологической службы и педагогов должны быть направлены, в первую очередь, на сохранение и поддержание психического здоровья студентов и содействие их адаптации.

Студенты, принадлежащие к адаптированной пассивной группе, нуждаются во внимании психологической службы и педагогов, т. к. относятся к «группе риска» дезадаптации. Ввиду того, что они не отличаются стабильностью в учебной деятельности, наличием устойчивой познавательной мотивации, обладают стремлением в основном к неформальному общению, они могут отдавать приоритет досуговой деятельности и развлечениям, вследствие чего, не будут прилагать должных усилий к осуществлению учебной деятельности. Любые трудности, возникающие в процессе обучения, могут привести к их дезадаптации. Важно как можно раньше выявить таких студентов с тем, чтобы отслеживать адаптационный процесс, проводить профилактическую работу, направленную на повышение эффективности приспособления к вузу. Целью работы с такими студентами является развитие интереса к избранной профессии, формирование устойчивой познавательной мотивации, помощь в постановке долгосрочных целей саморазвития и т. п.

Особое значение необходимо предавать работе с дезадаптантами, особенно пассивной группы, так как представители данной группы наименее открыты к налаживанию взаимодействия и не могут самостоятельно достигнуть интеграции с образовательной средой и эффективно приспособиться к условиям обучения. Работа с ними должна иметь своей целью снижение уровня тревожности, повышение уровня самооценки, развитие коммуникативных навыков, формирование широкой социальной и познавательной мотивации.
Студенты дезадаптированной активной группы, наряду с вышесказанным, нуждаются в формировании адекватной самооценки, снижении уровня конфликтности, повышении заинтересованности в приобретении специальности.
Таким образом, мы обратились к рассмотрению лишь некоторых аспектов изучения адаптации студентов к обучению в вузе. Очевидно, что это сложный и многоплановый процесс, который нуждается в дополнительном изучении, обобщении взглядов на данную проблему и дальнейшей разработки максимально полной и развернутой картины данного процесса. Все это поможет в дальнейшем развитию системы образования, а также повышению качества подготовки специалистов в высших учебных заведениях.

Литература:


  1. Березин Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. -Л., 1988. - 270 с.
    Лысенко С. В. Содействие адаптации студентов к обучению в вузе Материалы VIII научной сессии преподавателей и студентов (28 апреля 2005 г.). — Витебск, УО ФПБ ВФ «МИТСО», 2005. — С. 62-65

  2. Налчаджян А. А. Социально-психическая адаптация личности. (Формы, механизмы и стратегии). Ереван, Изд-во АН Армянской ССР, 1988. — 263 с.

  3. Погодин И. А. Индивидуально-личностные детерминанты адаптационного процесса (феноменологический и структурно-динамический аспекты): Монография для студентов, препод. и научн. раб. По специальности «Общая психология, психология личности». Витебск: ВГУ им. П. М. Машерова,
    2002. - 186с.

  4. Яницкий М, с. Адаптационный процесс: психологические механизмы и зако-
    номерности динамики. Учебное пособие. — Кемерово. Кемеровский государ-
    ственный университет, 1999. — 84 с.

 

Внимание!

Внимание! Все материалы, размещенные на сайте, выпущены в печатной форме и защищены законодательством об авторском праве Республики Беларусь. Полнотекстовое использование (перепечатка) материалов сайта допускается только с согласия издателя (ЧУП "Паркус плюс"), цитирование в научных целях допускается без согласия, но при обязательном указании автора статьи и источника цитирования.


Проверить аттестат

На правах рекламы