Главная Публикации "Эстетическое образование: проблемы и перспективы" - 2007 (г. Брест) СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МУЗЫК РОК-КУЛЬТУРА КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ ФОРМИРОВАНИЯ СУБКУЛЬТУР НЕФОРМАЛЬНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ МОЛОДЕЖИ

Шостак Геннадий Владимирович
Брестский государственный университет им. А. С. Пушкина

РОК-КУЛЬТУРА КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ ФОРМИРОВАНИЯ СУБКУЛЬТУР НЕФОРМАЛЬНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ МОЛОДЕЖИ

В последние десятилетия музыка занимает важное место в системе ценностей молодежи, одновременно формируя и отражая различные мировоззренческие, этические и эстетические ориентации. Сказанное относится прежде всего к массовой музыкальной культуре, в особенности к такой ее жанровой разновидности, как рок-музыка, которая не без основания трактуется в искусствоведческой, социологической и педагогической науке как соци-омузыкальный феномен.

Проблема влияния рок-музыки, рок-культуры в целом на ценностные ориентации молодежи приобретает особую актуальность для современной музыкальной педагогики, поскольку результаты такого влияния носят противоречивый характер: с одной стороны, ориентация на альтернативные формы культуры приводит к повышению эрудиции неформалов, расширению их кругозора, с другой - к замыканию на самих себя, к культурной автаркии, а зачастую и к антиобщественным проявлениям.

Первые публикации, посвященные молодежным субкультурам и неформальным объединениям молодежи, появились в узкоспециализированных научных изданиях еще в середине 70-х гг. Социолог В. Г. Алексеева одной из первых предприняла попытку определения сущности понятия «неформальная группа»: «.неформальной можно считать такую группу, начало которой кладется не необходимостью в определенного рода деятельности, а элементарной потребностью в межличностном общении; направление же групповой активности и характер организации группы определяются, с одной стороны, условиями, в которых действует группа, с другой - субъективными установками и ориентаци-ями ее членов. И здесь преобладающую роль играют личные качества неформального лидера, психологические механизмы «заражения» и «подражания» [1; 61].
В течение 80 - 90-х гг. неформальные молодежные движения привлекали внимание отечественных исследователей - социологов, культурологов, искусствоведов, в меньшей степени - педагогов.

Мы согласны с дефиницией социологов А. В. Громова и О. С. Кузина, определивших неформальные молодежные объединения как «добровольные самодеятельные общественные формирования, возникшие по инициативе «снизу», действующие в интересах своих членов независимо от цели и характера объединения» [4; 9]. К ним ученые относят и небольшие группы, и добровольные, значительные по числу членов организации, и широкие общественные движения. Возрастной ценз неформалов - от 15 до 25 лет. Их контингент весьма широк: старшеклассники, учащиеся ПТУ и вузов, дети из культурных семей с высокими интеллектуальными запросами.

Применительно к неформальным молодежным объединениям принято употреблять термин «возрастная субкультура» или «молодежная субкультура». Историк В. Е. Носов, классифицируя различные культуры, определил субкультуру как систему ценностей и правил поведения, сложившихся в определенной социальной (демографической, национальной, профессиональной) группе [8; 16]. От доминирующей
(общепринятой) культуры субкультура отличается языком, взглядами на жизнь, манерами поведения.

А. А. Оганов и И. Г. Хангельдиева отмечали такой существенный нюанс содержания любой субкультуры, как момент инаковости, непохожести, не-магистральности, необщности в развитии ценностных предпочтений [9; 245 - 246].
Н. Д. Саркитов выделяет такие черты молодежной субкультуры как обязательные попытки формирования собственных мировоззрений, оппозиционных мировоззрениям старших поколений и своеобразные манеры поведения, стили одежды и прически, формы проведения досуга и т. п. [11; 15-16].

И. П. Салтанович предложила понятие «возрастной символизм» для обозначения подсистемы культуры. В структуру возрастного символизма автор включает молодежную субкультуру, а также специфический набор признаков и ценностей, по которым представители данного возрастного класса, слоя или группы осознают и утверждают себя в качестве «мы», отличного от всех остальных возрастных общностей [10; 27].
В ряду семантических средств неформальных молодежных объединений - таких, как манера поведения, одежда, прическа, сленг, значковая атрибутика - определяющая роль принадлежит музыке. Именно рок-музыка выступала (и продолжает выступать) тем средством, при помощи которого формируются постулаты той или иной молодежной субкультуры.

Н. П. Мейнерт рассматривал рок не как музыкальное явление, а как форму поколенческой культуры, отражающую реальные условия повседневного бытия молодежи. Такой подход обусловлен системой общественных отношений, господствовавшей в нашей стране многие десятилетия. В этой связи социолог настаивает на трактовке рока как средства самосознания и самореализации молодежи, как символа настроений молодых людей, оппозиционных по отношению к старшему поколению или общественно-политическому устройству в целом, как цитадели альтернативных моделей бытия, вступающих в непримиримый конфликт с существующими идеологическими, нравственными и эстетическими установками [7].
С середины 80-х гг. в отечественной научной и научно-популярной литературе предпринимались попытки дать дефиницию жанра рок-музыки. Так, историк, журналист и музыкальный критик И. В. Смирнов, определяя рок, исходил из учета музыкальной, технической, исторической и общеэстетической точек зрения. По мнению автора, рок- «новый самостоятельный жанр искусства, появившийся в середине XX века в результате творческого и научно-технического прогресса. . . Для него характерно заимствование выразительных средств традиционных жанров: музыкального, поэтического (текст) и театрального (шоу), которые образуют единое и неделимое на составные элементы целое -РОК-КОМПОЗИЦИЮ» [12; 7- 8]. Кроме того, к числу характерных (хотя и не обязательных) признаков жанра Смирнов относит «электрическое» звучание, коллективное творчество и особую форму музыкального хэппенинга - концерта с участием зрителей -так называемый сейшен (от англ. «Session»).
А. М. Цукер выделил важную сущностную характеристику рока, «молодежной музыки» в целом -синкретизм творческого процесса, объединяющий в одном лице создателя музыки, текста и исполнителя - певца и инструменталиста[13; 457].

В последние десятилетия отечественными и зарубежными учеными предлагается более широкое понятие относительно рока - «рок-культура». По определению А. А. Васильевой, рок-культура включает помимо собственно музыкальной компоненты также вербальную (поэтические песенные тексты, где широко представлена молодежная сленговая лексика), поведенческую (комплекс используемых рок-музыкантами исполнительских приемов - от темброво-артикуля-ционной манеры пения до стиля сценического поведения), предметную (костюмы и атрибутика как часть исполнительского имиджа рок-музыкантов), социокультурную (традиционные социальные формы бытования рок-музыки - молодежная тусовка, рок-концерт) и, таким образом, фокусирует в себе все основные грани названной культурной системы [2; 11].
С. Л. Катаев выделил следующие функции отечественного рока:
Придание старым проблемам статуса нового открытия. «Тому, о чем поет рок-группа, верит молодой человек».

Манифестирование настроений и мировоззрений определенных социальных групп.
Самовыражение духовных проблем молодежи.
4. Помощь в поиске смысла жизни [6; 157-158].
И. П. Салтанович обозначила следующие функ-
ции музыки в молодежной субкультуре: развлека-
тельную, компенсаторную, социокультурную, функ-
ции самоопределения личности, ее защиты и соци-
альной поддержки, межличностного общения,
эмоциональной и перспективной, а также функцию
самоутверждения [10; 30].
Изучение и анализ работ педагогов, культурологов и социологов, а также собственные наблюдения позволили нам выделить ряд функций, присущих рок-культуре как основе формирования молодежных субкультур:
Коммуникативная
Рок-культура служит одним из средств общения молодых людей. Даже проживая в разных городах, любители рока устанавливают контакты - ведут переписку, обмениваются аудио- и видеозаписями, совместно посещают концерты любимых групп, находя единомышленников.
Аффилиативная (группообразующая)
Молодые люди зачастую объединяются по интересам. Наглядным тому примером могут служить фан-клубы того или иного исполнителя (рок-группы) и всевозможные неформальные молодежные объединения.

Пронологическая
У потребителей рок-культуры нередко складывается определенный поведенческий стереотип. Создается противоречивый имидж «рок-н-ролльного человека»: с одной стороны, рок-фанаты стремятся к интеллектуальному совершенствованию - чтению философской и эзотерической литературы, овладению навыками игры на музыкальных инструментах и т. п. С другой - у них зачастую формируется гипертрофированная потребность в неограниченной свободе, что нередко приводит к проявлениям девиантно-го поведения, которое может выражаться в пьянстве, наркомании, моральной и половой распущенности, непризнании авторитетов, конфронтации с окружающими.
Компенсаторная
«Углубляясь в мир иллюзий, - отмечает В. И. Дря-пика, анализируя причины увлечения молодежи современной массовой музыкой, - юноша или девушка компенсирует эмоциональную невыразительность собственной повседневной жизни, и именно в этом усматривает важнейшую сущность молодежной музыкальной культуры, ее главнейшую ценность» [5; 157].
Рекреативно-гедонистическая
Эта функция связана с чувством наслаждения, испытываемым рок-фанами при прослушивании любимой музыки.
Аксиологическая
В зависимости от содержания произведений рок-культура может давать установку на добро, высокие нравственные ценности, либо, напротив, формировать такие качества, как нигилизм, цинизм, потребительство.
Функция идентификации с себе подобными Неуверенно чувствующие себя в жизни подростки обладают повышенной склонностью к самоотождествлению с «сильными личностями», за коих выдают себя рок-кумиры, чей образ заполняет пустующее «сверх-я» молодого человека. Такая поведенческая установка зачастую приводит к потере индивидуально-личностной определенности.

Функция самореализации и самоутверждения Данная функция может выражаться, с одной стороны, в творческом высказывании, «делании» (создании и исполнении) рок-музыки, с другой - в ее потреблении, обладании престижными дисками и магнитофонными записями, свежей информацией о жизни и творчестве любимых исполнителей и т. п. Функция эскапизма
Рок-культура служит для молодых людей своеобразным средством ухода от «несовершенств» окружающей действительности. Она образует для них «культурную нишу», в которой можно «отсидеться до старости», укрывшись от трудностей быта и проблем повседневной жизни.
При всех различиях идейных платформ и отражающих их музыкальных пристрастий можно выделить общие черты, в равной степени присущие всем неформалам, безотносительно к их принадлежности.

Во-первых, важно отметить стихийный характер формирования и функционирования всех неформальных молодежных движений. Во-вторых, некоторые неформалы стремятся исключить себя из общества, что на практике проявляется, в частности, в демонстративном ниспровержении ценностей старшего поколения, в нежелании работать в государственных учреждениях, в уклонении от воинской службы. В то же время неформалы легко идут на контакт с единомышленниками.

Вместе с тем, исследователи отмечают заключенный в молодежных субкультурах динамический потенциал современного общества, поскольку молодежные субкультуры служат источником положительных изменений в самой культуре.
Рок-культура не поддается однозначной оценке. Безусловно, лучшим образцам рока присущи глубокая содержательность, интеллектуальная направленность, проблемность, искренность, честность, обращение к личности. При всей кажущейся простоте и доступности рок-музыка в лучших своих образцах не ориентировалась на массовый вкус. Разновидности рока, связанные с фольклорными традициями, политической и авторской песней, обладают несомненными художественными достоинствами. Вместе с тем, проделанный российскими социологами анализ текстов песен 25 петербургских рок-групп, свидетельствовал о том, что в них полностью отсутствуют такие общечеловеческие ценности, как семья, труд, добро, любовь и дружба, познание.

В качестве ценностей чаще всего выступают сама рок-музыка («металлический рай», «тяжелый нектар») и всевозможные виды забвений (алкоголь, наркотики, секс). Этот синдром ученые назвали своеобразным синдромом «наркотического гедонизма».
Второй ведущий синдром в изученных рок-текстах был обозначен как «агрессивная активность».
Третий - синдром «пессимизма и гибели» культивирует экзистенциальные состояния - смерти, самоубийства, одиночества, отчуждения, страха.

Четвертый - синдром присутствия психологического комплекса, близкого феномену некрофилии, описанному Э. Фроммом, охватывает эгоизм, насилие, радикальный гедонизм, утрату смысла бытия [3, 178 - 179]. Ученые подчеркивают наметившуюся в 70 - 90-е гг. XX в. тенденцию к дегуманизации и деморализации рок- и поп-музыки, превращающей человека в персонаж из комиксов в «металлическом» роке, в робота или марионетку в брейкдансе, техно-роке и рэпе, в вещь среди множества других вещей в коммерческо-потребительских песенках.
Таким образом, даже краткая характеристика деятельности неформальных молодежных объединений и разновидностей массовой музыкальной культуры, в том числе и рок-культуры, позволяет сделать вывод о неоднозначности и противоречивости рок-музыки как основы формирования различных молодежных субкультур.

Что же привлекает представителей неформальных молодежных объединений в роке?
Многие авторы не без основания указывают на антипрофессиональность рок-музыки, ее демократизм, что позволяет любому молодому человеку, овладевшему азами игры на гитаре, сочинять и исполнять песни. Что касается художественных достоинств рок-композиций, - самих потребителей рока музыка, как таковая, интересует в последнюю очередь. Музыкальное начало подменяется драйвом, стремлением вызвать открытую эмоциональную реакцию реципиентов. Эстетическая несостоятельность таких произведений в полной мере компенсируется наличием индивидуальной четко сформулированной позиции автора-исполнителя. Именно это качество служит главным критерием оценки рок-произведений. Молодых людей в роке привлекают проблемность, глубина содержания текстов, искренность, близость тематики, когда с ними пытаются разговаривать на их языке.

В то же время жанрово-стилистические разновидности массовой музыкальной культуры до сих пор не стали предметом изучения в системе среднего и высшего образования. Составление школьных программ по музыке, равно, как и по курсу «Мировая художественная культура», осуществляется по критерию «легкости» или «серьезности» музыкальных произведений.
На наш взгляд, одним из действенных средств предупреждения десоциализации и культурной автаркии подрастающего поколения могло бы стать введение в учебные программы общеобразовательных школ (на уроках музыки или в рамках предмета «Мировая художественная культура») факультативного курса «Массовая музыкальная культура XX века», а также идентичного спецкурса в педагогических вузах, предполагающего учет следующих аспектов:
функционирование массовых музыкальных жанров, стилей и направлений во взаимосвязи с другими видами искусства, а также с социальными процессами;
феномен рок-поэзии;
развитие национальной массовой музыкальной культуры (творчество белорусских эстрадных исполнителей, бардов, рок-ансамблей, обращенное к национальным традициям).

Литература

  1. Алексеева, В. Г. Неформальные группы подростков в условиях города  В. Г. Алексеева Социол. исслед. -1977. - № 3. - С. 60-70.
  2. Васильева, А. А. Российская рок-музыка 1970-х- 1980-х гг. как социокультурное явление: опыт культурологического анализа. Дисс. ...канд. культурологии А. А. Васильева. - Челябинск: Челябинский Гос. ун-т, 1999.
  3. Волков, Ю. Г. Социология молодежи: учеб. пособие Ю. Г. Волков [и др.]. - Р-н Д: Феникс, 2001.
    Громов, А. В. Неформалы: кто есть кто?/А. В. Громов, О. С. Кузин - М.: Мысль, 1990.
  4. Дряпка, В. I. Социально-педагогчн основи формування орентаций студентсько! молод на ц1нност музич-но культури. Дис. ...д-ра пед. наук В. I. Дряпка. - Кив: 1нститутпроблемхудожнього виховання АПН Ук-рани, 1997.
  5. Катаев, С. Л. Социальные функции рок-музыки С. Л. Катаев Эстетическое сознание как фактор социального ускорения: тез. докл. - Запорожье: Запорожский Гос. ун-т, 1989. - С. 157-158.
    Мейнерт, Н. П. Нужны ли бабушкины сказки? Н. П. Мейнерт. - Знамя юности. - 1989. - 5 сент. - С. 3; 6 сент. - С. 3.
  6. Носов, В. Е. Формы культуры В. Е. Носов Культурология под ред. А. Н. Марковой. - М.: Физкультура и спорт- ЮНИТИ, 1998. - С. 14-16.
  7. Оганов, А. А.Теория культуры А. А. Оганов, И. Г. Хангельдиева. - М.: Гранд-Фаир, 2001.

    Салтанович, И. П. Музыка как элемент возрастной субкультуры: преемственность и конфликт поколений. Дисс. .канд. социол. наук  И. П. Салтанович. - Минск: Институт социологии НАН РБ, 1994.
  8. Саркитов, Н. Д. Социальные функции рок-музыки и ее место в молодежной субкультуре. Автореф. дисс.-...канд. филос. наук Н. Д. Саркитов. - М., ИСИАН СССР, 1987.
  9. Смирнов, И. В. Время колокольчиков: жизнь и смерть русского рока  И. В. Смирнов. - М.: ИНТО, 1994.
  10. Цукер, А. М. Массовые музыкальные жанры в контексте культуры А. М. Цукер История современной отечественной музыки. Вып. 3 (1960 - 1990) ред.-сост. Е. Б. Долинская. - М.: Музыка, 2001. - С. 453-514.

 

Внимание!

Внимание! Все материалы, размещенные на сайте, выпущены в печатной форме и защищены законодательством об авторском праве Республики Беларусь. Полнотекстовое использование (перепечатка) материалов сайта допускается только с согласия издателя (ЧУП "Паркус плюс"), цитирование в научных целях допускается без согласия, но при обязательном указании автора статьи и источника цитирования.


Проверить аттестат

На правах рекламы