Главная Публикации "Эстетическое образование: проблемы и перспективы" - 2007 (г. Брест) СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МУЗЫК МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ПРИОБЩЕНИЯ КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ

Цыганкова Юлия
СШ №12 с театрально-эстетическим уклоном г. Бреста

МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ПРИОБЩЕНИЯ КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ

Познавательная деятельность ребёнка возможна лишь там, где созданы определённые условия для её развития. И в этом огромную роль играет интеграция учебного процесса. Интегрированный урок отличается от традиционного использованием межпредметных связей, которые предусматривают лишь эпизодическое включение материала других предметов. Структура интегрированного урока включает в себя:
чёткость и компактность учебного материала;
взаимосвязанность материала интегрируемых предметов;
большую информативную ёмкость учебного материала.

При организации интегрированного обучения появляется возможность показать мир во всём его разнообразии с привлечением музыки, живописи, литературы, что способствует эмоциональному развитию личности ребёнка и формированию его творческого мышления.
Интеграция способствует снятию напряжения, перегрузки, утомлённости учащихся за счёт переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе урока.

Практика подтверждает, что хорошие основания для проведения интегрированных уроков даёт сочетание предметов:
литературное чтение - окружающий мир;
литературное чтение - изобразительное искусство;
литературное чтение - музыка.
В данной разработке предлагается один из вариантов использования элементов интегрированного обучения на уроках литературного чтения в начальной школе.
Учащиеся изучают литературное чтение по традиционной программе общеобразовательных школ
(автор В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, Л. Ф. Кли-манова).
В качестве примера взят интегрированный урок, который может провести как учитель начальных классов, так и совместно с учителем музыки.

Темой данного урока является осенняя природа в произведениях «Времена года» и русских классиков художественной литературы - С. Есенина, А. Пушкина, А. Фета, Ф. Тютчева, И. Бунина.
Целью является:
познакомить детей с произведениями русских классиков художественной литературы- С. Есенина, А. Пушкина, А. Фета, Ф. Тютчева, И. Бунина, красочно описывающих природу, её изменение на протяжении календарного года;
подготовить детей к прослушиванию музыкального цикла П. И. Чайковского «Времена года»;
научить их внимательно слушать, воспринимать духовно, мысленно воображая чередование картин меняющихся пор года, прослушивая музыку П. И. Чайковского;

помочь детям самостоятельно определить звучание данного произведения, как инструментального и попытаться развить у них бурю эмоций при прослушивании музыки, так чтобы проявление их было видно на лицах;
- попытаться вместе с детьми сравнить поэтические произведения и прослушанное музыкальное: как эти произведения по отдельности и вместе взятые воспринялись ими; как они смогли в своём воображении нарисовать ту или иную пору года во время звучания музыки; как после занимательного урока, дети другими глазами посмотрят на окружающий мир, выйдя из стен школы. В учебном кабинете будет находиться следующее оборудование:
учебники, книги с произведениями писателей, описывающих природу в разное время года и при различной погоде;

обязательным для всех учеников рекомендовать книги с произведениями Ф. Тютчева «Зима не даром злится.», «Весенняя гроза»; А. Пушкина «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Осень»; А. Фета «Ласточки пропали...»; И. Бунина «Листопад»; С. Есенина «Поет зима- аукает»;
пластинка с произведением П. И. Чайковского «Времена года»;
аудиозапись с голосом И. А. Бунина;
картины художников, изобразивших все времена года;
портреты русских классиков художественной литературы - С. Есенина, А. Пушкина, А. Фета, Ф Тютчева, И. Бунина с одной стороны класса и отдельно стоящий с другой портрет композитора П. И. Чайковского.

Данный урок- необычный урок, в нём соединились музыка и литература. Вначале урока детей нужно познакомить с интересными, очень лирическими произведениями русских писателей-классиков (самостоятельно было задано на сегодняшний урок). Научившись, выразительно и с интонацией читать они озвучивают, стихи. Вызываются дети, по желанию. После каждого выступающего ученика, провести одно-, двухминутное обсуждение прочитанного и воспринятого в воображении детей материала.

Дальше дети пытаются сравнить прочитанные поэтические произведения с музыкальным произведением П. И. Чайковского «Времена года». Учитель просит детей не шуметь, не отвлекаться, а внимательно сосредоточиться на звучании музыки. Включает пластинку. Наблюдая за детьми, он делает для себя выводы, кто и как относится к услышанному звучанию: кто с пониманием, а кому трудно воспринять слышимое. Реакция детей различная, но ярко выражена на их лицах мимикой и непроизвольными движениями головы и рук.
После прослушивания лирики и музыки дети понимают, как прекрасен окружающий для нас природный мир во все времена года: будь то белоснежная зима с ее бурями, метелями, снегопадами или звонкое, разно красочное теплое лето; будь то звенящая ручьями, капелью, цветением садов весна или золотая, дождливая осень.

Затем более подробно останавливаются на одной поре года. Выбирают золотую осень. Ее хорошо описывает замечательный русский поэт Иван Бунин в своем произведении «Листопад». Учитель объясняет, что это необычное природное явление. Подробнее рассмотреть поможет великий русский композитор П. И. Чайковский. Учитель вкратце знакомит учеников с И. А. Буниным, излагая его биографию, подготовив небольшое повествование о нем. Слушают запись с голосом И. А. Бунина, где он читает своё стихотворение «Песня». (Дети с замиранием сердца слушают старую запись, сохранившуюся до наших дней).

И сразу же учитель предлагает познакомиться с отрывком из произведения И. А. Бунина «Листопад»- читая его ученикам. Затем предлагает почитать наизусть отрывок стихотворения, подготовленный ученицей. После чего учитель начинает беседу по первичному восприятию текста, то есть, не услышав музыку П. И. Чайковского.
Дети сосредоточены и заворожены лирикой. И не дав им отвлечься от темы, учитель сразу говорит, что ведь осень описывали не только писатели и поэты, но и композиторы. И учитель начинает рассказывать о самом произведении.

Тема природы издавна привлекала музыкантов. Природа дарила музыке звуки и тембры, которые слышались в пении птиц, в журчании ручьёв, в шуме грозы, в шелесте опавших листьев. Среди ярких музыкальных картин, связанных с изображением природы- цикл П. И. Чайковского «Времена года». Каждая из 12 пьес представляет образ одного из месяцев года и каждую пьесу сопровождает поэтический эпиграф из русской поэзии. Октябрь. «Осенняя песнь»- так называется пьеса, которую послушают дети. Учитель предлагает послушать музыку, закрыв глаза и рисуя самостоятельно в мыслях картины осени.

После прослушивания пьесы начинается работа учителя с учениками над песней «Падают листья». Звучит первый куплет песни. Дети также поют.
После чтения стихотворений, после прослушивания пьес, после разучивания песен можно подводить итоги урока. Дети вспоминают, что делали на уроке, что нового узнали, с какими писателями и композиторами познакомились, а также с какими произведениями познакомились. Дети получают засушенные кленовые листочки и сделанные из картона скрипичные ключи, на которых записано индивидуальное задание, а у тех, кто активно работал на уроке - на листочке и ключике стоит оценка за урок (соответственно по литературе и по музыке).
Творчество композиторов-классиков входит в систему «вечных ценностей», поэтому оно соединяет века, а их творчество актуально в нынешнем веке.

Влияние композиторов-классиков на современное искусство не сводится ни к стилистической близости, ни к цитатам. Оно определяется как влияние метода раскрытия жизни человеческого духа, способа отражения психических процессов в их динамике. Педагогическая практика позволила понаблюдать за учащимися в процессе их восприятия музыки.
Наши наблюдения позволяют сделать следующие выводы:
Соединение литературных и музыкальных образов повышает эффективность при усвоении нового материала.
Правильно поставленная проблемная ситуация заставляет учащихся мыслить и делать собственные выводы.
Конкретный мир литературных образов позволяет более глубокому усвоению нового. Актуальная проблематика этой музыки всегда
современна. В музыке проблема жизни и общества, внутреннего мира, что и является актуальностью для современного человека.

Переосмыслив весь художественный опыт времени они приносят его современному человеку. В музыке отчётливо слышен авторский голос, неповторимая личность самого композитора. И это особенно важно раскрыть для сознания маленького слушателя. С музыкой композиторов-классиков он будет расти и превращаться в зрелого слушателя. Будет повышаться его опыт начитанности, создаваться новый мир, интеллектуальный и художественный, такой же, как при чтении Л. Толстого, Ф. Достоевского, изучения картин Репина, Сурикова.

 

Внимание!

Внимание! Все материалы, размещенные на сайте, выпущены в печатной форме и защищены законодательством об авторском праве Республики Беларусь. Полнотекстовое использование (перепечатка) материалов сайта допускается только с согласия издателя (ЧУП "Паркус плюс"), цитирование в научных целях допускается без согласия, но при обязательном указании автора статьи и источника цитирования.


Проверить аттестат

На правах рекламы