Главная Публикации "Эстетическое образование: проблемы и перспективы" - 2007 (г. Брест) СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МУЗЫК РАЗВИВАЮЩИЕ И ВАЛЕОЛОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА В ЭСТЕТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ЛИЧНОСТИ

Тушкевич Жанна Александровна
Средняя школа №3 г. Бреста

РАЗВИВАЮЩИЕ И ВАЛЕОЛОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА В ЭСТЕТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ЛИЧНОСТИ

Искусство никогда не создавалось только ради бескорыстного любования красотой окружающего мира. Приобщая к культурному наследию, искусство помогает выстроить систему собственных ценностей, оказывает катарсическое воздействие, очищая внутренний мир от отрицательных эмоций, аффектов, выступая как источник познания глубин человеческого духа [1, с. 17].
В художественной культуре выражено извечное стремление людей к более совершенному миру, абсолютной гармонии бытия. Ведь искусство как вид духовного освоения действительности человеком, имеющий целью формирование и развитие его способностей, творчески преобразовывать мир и самого себя по законам красоты, - это рождение образов в различных его видах (музыке, живописи, литературе, архитектуре и др.).

К сожалению в современном мире технократическое мышление подчинило себе науку, искусство, образование. Но ведь сущность искусства не может быть сведена к вещному основанию художественных произведений [3, с. 5]. Искусство помогает человечеству в его движении от прошлого к будущему (В. Г. Короленко). В искусстве отражается невыразимое (И. Гёте). Задача искусства- волновать сердце (К. Гельвеций) [3, с. 6]. Действительно, истинное искусство - это возможность самопознания человека, поиск смыслов в художественном произведении, а значит, и в самом себе.

Музыка была и остаётся вернейшей и необходимейшей спутницей человека и человечества на протяжении всей истории их существования. К каким бы векам, эпохам, народам, расам мы не обратились - живительное искусство музыки стоит или на первом месте, или в ряду самых дорогих человеку искусств. А Блок говорил: «Музыка - высшая ценность, не требующая для своего обоснования ссылок на какие-то более высокие ценности, поскольку таковых просто нет» [4, с. 310]. В высших достижениях музыкального искусства человек создаёт такую полноту личности, какая укрупняет его единичное «я» до тотальности всего мира, которую и способен воплотить талант, гений [4, с. 316].

На музыку человек запрограммирован самой природой. Он сам - готовый естественный музыкальный инструмент, на котором остаётся только творить и играть мелодии и ритмы живой жизни. В музыке как виде искусства нет разделения внешнего материала (звука) и духовного содержания, однако музыке присущ элемент художественной объективизации [3, с. 68].
Так как музыка обладает психо-физическим смыслом: произведения музыкального искусства непосредственно воздействуют на эмоциональную, психологическую, интеллектуальную и социально-нравственную сферы человека, поэтому восприятие, исполнение и создание музыки являются основными формами не только музыкального развития и воспитания, но и психолого-педагогической коррекции.

В музыкальной психологии считаются твёрдо установленными следующие факты воздействия музыкальной деятельности на физиологическое и психическое состояние человека: она усиливает метаболизм, повышает или нормализует мышечный тонус, ритмичность работы дыхательной, сердечнососудистой и двигательной систем, стимулирует проявление эмоций, активизирует все психические процессы (внимание, память, мышление, волю), в чём и проявляется её валеологический потенциал.

Музыка не только познаётся, но и является одной из форм познания мира. Музыкально-образовательные программы оказывают благотворное воздействие на познание любой другой дисциплины. А. Эйнштейн писал: «В научном мышлении всегда присутствует элемент поэзии. Настоящая музыка и настоящая наука требует однородного мыслительного процесса». И очень верно подметил академик А. Н. Агаджанян, «поэзию, музыку и живопись питает не логика научных абстракций, а непосредственный опыт, чувства, переживания» [4, с. 6].

Музыкальное творчество - это такой вид деятельности, благодаря которому дети вырастают не только музыкально образованными, но и душевно здоровыми людьми.
Уроки музыки - сплав поэзии и творческого анализа, непосредственных музыкальных впечатлений и размышлений о музыкальном искусстве. Они выявляют интеллектуальный потенциал и развивают мыслительные процессы, вызывают соответствующий комплекс мышечной работы, осуществляют работу всего организма. Главная задача уроков музыки - пробуждать интерес к музыке, вызывать яркий эмоциональный отклик [2, с. 32].
Любое воздействие творчеством стимулирует развитие и проявление способностей. Фантазия и творческий дух - неразделимые понятия. Погружение в мир грёз, фантазий оказывает влияние на судьбы многих детей. Фантазия и мечты являются имманентными свойствами человеческого сознания.

В XX веке стала модной нетрадиционная медицина. Музыкальная терапия - вид оригинального лечения, известного ещё в античности (знаменитая ария Александра Страделлы «Pieta Signore», считалась целительной для души и тела) [5, c. 59].
Связь между музыкой и физиологией давно всем известна. Терапевтическая сущность музыки заключается в благотворном воздействии на физиологию и психологию человека. Музыка способна помочь выявить и ликвидировать стрессы. Она - источник энергии, поэтому она способствует оздоровлению человеческих душ.

Фортепиано - единственный инструмент, способный заменить характер звучания оркестра. Игра на фортепиано - сумма различных движений. Пальцы, руки, спина, всё тело ребёнка несут колоссальные информационные сведения о внутреннем состоянии организма. Звук направляется через нервные окончания пальцев к коре головного мозга и обратно. Во время игры на фортепиано происходит стимуляция деятельности полушарий через мануальные навыки, закрепляются определённые положительные умственные навыки, коррекция высших функций головного мозга с помощью движения рук, формируются тактильные механизмы. Одновременно игра и пение приводят к согласованности разных функций полушарий мозга.
Джамбаттиста Вико высказал гипотезу о происхождении всех двигательных процессов от танца. Значит там, где присутствует движение под музыку -развивается весь организм естественным путём, данным homo sapiens природой [5, c. 62].

Пианистическая школа предоставляет возможность гармонично развивать ребёнка, обогащать его внутренний мир, а также победить многие проблемы, связанные со здоровьем. Фортепианная игра помимо творческих и профессиональных задач, прививает ребёнку необходимые личностные качества, способствует противостоянию отрицательным внешним воздействиям. Поэтому необходимо вовлекать детей в творческую жизнь, а время определит предназначение каждого.
Фортепианная педагогика - это кладезь оздоровительных приёмов, это модель чувственного восприятия, где умственные образы превращаются в звук. Перед нами открывается редкая возможность звуковой терапии.

В жизни современных детей музыкальное воспитание и образование окажутся эффективными тогда, когда соединятся с точными знаниями всех физических механизмов влияния музыки на природу человека, а без знаний об искусстве вряд ли можно стать действительно культурным человеком.

Литература

  1. Мартынов, В. Ф. Мировая художественная культура В. Ф. Мартынов. - Минск, 1999.
    Прилуцкая, Н. В. Формирование интереса к музыке у школьников Н. В. Прилуцкая Музыка в школе. - №3. - 2007.
  2. Соколова, Ю. В. Взаимосвязь объективного и субъективного в музыкальном произведении/Ю. В. Соколова. - Искусство и образование. - №3(47). - 2007.
  3. Холопова, В. Н. Музыка как вид искусства В. Н. Холопова. - М.: «Лань», 2000.
  4. Юдовина-Гальперина, Г. Музыка и вся жизнь  Т. Юдовина-Гальперина. - СПб.: «Композитор», 2005.
 

Внимание!

Внимание! Все материалы, размещенные на сайте, выпущены в печатной форме и защищены законодательством об авторском праве Республики Беларусь. Полнотекстовое использование (перепечатка) материалов сайта допускается только с согласия издателя (ЧУП "Паркус плюс"), цитирование в научных целях допускается без согласия, но при обязательном указании автора статьи и источника цитирования.


Проверить аттестат

На правах рекламы