Главная Публикации "Эстетическое образование: проблемы и перспективы" - 2007 (г. Брест) СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МУЗЫК ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ В ХОРОВОМ КЛАССЕ

Сидорук Ирина Вадимовна
СШ №12 с театрально-эстетическим уклоном г. Бреста

ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ В ХОРОВОМ КЛАССЕ

Развитие музыкально-творческих способностей является сложным педагогическим процессом, обусловленным фактором субъективного и объективного характера. Не будучи ограниченными жесткими временными рамками, они могут быть мотивированы самыми разнообразными потребностями, психологическими установками и художественными интересами школьников. Это требует внесения серьезных коррективов в систему развития музыкального творчества у учащихся, учета всех его составляющих.

Путь познания музыкально-творческого процесса основывается на закономерностях и специфике музыкального творчества, опыте в построении теоретической и организации практической деятельности, рассматривается с позиции появления новых идей, образов и импровизационных процессов.

Из всех видов деятельности по развитию творческих способностей в хоровом классе наиболее творческой по своей природе является игра, важнейший вид самостоятельной деятельности детей, способствующий их развитию.

Мы используем на уроках «Звукообразные игры», которые сочетают в себе сюжетно-ролевые игры и игры с правилами. Общение, возникающее в процессе «Звукообразных игр», рождает активность личности школьников. Ребята проявляют свои творческие способности. Фантазируя, воображая, они ставят себя в такие ситуации, которые в реальной жизни им могли бы и не встретиться. Комбинируя различные игровые сюжеты, изображая новые формы игрового перевоплощения, ребята могут творить игровой процесс и делают это предельно искренне.
«Звукообразные игры» проходят под музыкальное сопровождение и строятся по принципу постепенного усложнения задания.

В игру «Обезьянки» мы начинаем играть в первом классе. Ребятам - «обезьянкам» необходимо повторять движения педагога (хлопки, шлепки, потопы-вания, похлопывания по плечам и коленям и др.). Аккомпаниатор исполняет марш в среднем темпе. По мере освоения игры ребятам вводятся элементы усложнения: чаще чередуются движения, ускоряется темп, вводятся 3-х дольные произведения. В роли ведущего могут выступать лучшие ребята.
Используя игру «Ритмическое эхо», учитель отхлопывает различные ритмические фигуры. Ребята, прослушав их, повторяют эти фигуры всем классом. В аккомпанементе используются различные произведения. Как усложнение игры «Ритмическое эхо» выступает «испорченный телефон», где фраза прохлопанная (или пропетая) учителем, повторяется поочередно всеми ребятами с внесением небольших изменений в каждый последующий вариант. В итоге игры мы получаем совершенно новую фразу.
Самой любимой игрой школьников является «Ворона». Под 2-х-4-х дольный аккомпанемент ребята выполняют следующие задания: хлопают каждую долю всем классом; хлопают сильные и слабые доли поочередно; прохлопывают поочередно одну из длительностей разучиваемой (или любой) песни.

Усложнением задач может служить замедление или ускорение темпа. Ребята, которые поторопились (опоздали) прохлопать свою длительность, выбывают из игры, они «вороны». Для «ворон» существуют фанты: убрать все партитуры после занятия, привести в порядок свои места (расставить стулья), что-нибудь исполнить (разучиваемую или любую песню, танец, стихотворение и т. п.) и др. Используются на занятиях и дидактические игры.
В основе музыкально-дидактических игр, развивающих школьников, лежит образно-игровой подход. Это значит, что игровые сюжеты и игровые проблемы, эмоционально-образные ситуации, используемые мной на занятиях, направлены на побуждение ребят к взаимодействию с игровым образом: импровизации в песне, танце, игре на музыкальном инструменте, комбинированию видов музыкальной деятельности, поиску своих оригинальных путей в оказании помощи игровым персонажам и т. п. Создаваемая свобода самовыражения уводит школьников от прямого требования выполнения заданий и способствует активизации поисково-познавательной деятельности, возникновению творческого микроклимата в хоровом классе, развитию способности к сопереживанию игровому образу и перевоплощению в него.
С помощью музыкально дидактических игр, используемых на уроке, мы вызываем интерес у школьников (особенно младших) к таким видам детской музыкальной деятельности, как: восприятие музыки, хоровое исполнительство, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах, музыкальное творчество, импровизация. Одновременно решается целый комплекс задач: обучающих, воспитывающих, коррекционных, развивающих и творческих.

Важно и ценно то, что в процессе музыкально-дидактических игр происходит взаимопонимание между преподавателем и школьником. Ребята на основе эмоциональных личностных переживаний начинают воспринимать требования педагога за личные, внутренние требования.
Следующим компонентом, вносящим своеобразие в процесс развития творческих способностей, является импровизация - особый вид художественного творчества, при котором произведения, мелодии, метроритмические построения и другие формы творчества создаются непосредственно в процессе исполнения и выражаются в неожиданной творческой вариативности, в разнообразии исполнительской интерпретации. Условия свободной импровизации - это та естественная обстановка, в которой школьники раскрепощаются и наиболее полно раскрывают возможности своего внутреннего потенциала. Использование импровизации на уроке хора и музыки в игровой форме открывает перспективы в обучении и воспитании, помогает школьникам самостоятельно решать довольно сложные проблемные задания, стимулирует веру в свои возможности.

Ценность импровизации как методического приема в работе со школьниками - не в умении создавать музыкальные конструкции, а в потребности, готовности к выражению душевного состояния, важной мысли, впечатления.
При таком начале импровизирования как творческого процесса можно уже предсказать появление самостоятельно «взращенной» музыкальной мысли, которая может выразиться подчас в непредвиденной форме.

«Творческое начало может являться уже с первого класса: в своеобразии ответов (а не только в их правильности), в стремлении самому задавать вопросы учителю (а не только отвечать на его вопросы), в собственных предложениях о характере исполнения музыкальных произведений, в остроте слуховой наблюдательности, проявляющей себя в рассказах о музыке, услышанной вне школы...» (Д. Кабалевский), - одна из сторон импровизации. Вокальная импровизация -другая сторона творческого развития школьников.

Занятия импровизацией могут преследовать две взаимосвязанные цели: развитие интонационного и ладового слуха и развитие творческой фантазии.
Чаще всего при импровизировании учащимся предлагается продолжить начатую мелодию и завершить ее в тонике заданной тональности. Наряду с этим можно использовать импровизирование мелодии с выходом за пределы привычных мажорно-минорных ладовых соотношений, когда произведение необязательно должно завершаться тоникой, а может уходить во всевозможные «вопросительные», «незавершенные» интонации. Импровизации могут быть и ритмические, и связанные с исполнением (изменяющие характер, темп, динамику исполнения) и т. д. -такого рода приемы импровизирования тоже достаточно широко распространены.
Сознательные занятия импровизацией с опорой на понимание того, что такое интонация и как из нее (как из зерна) выращивается мелодия, предусматриваются лишь со второго класса. Основным стержнем при усвоении темы «Интонация» становятся совместные размышления учителя и учащихся о том, какую выразительно-изобразительную нагрузку несут в себе те или иные интонации, как в «зерне - интонации» оказывается заложенным характер целого произведения.

Школьники убеждаются в этом сами, пробуя силы в импровизации на заданную им интонацию. Из предложенного им «зерна - интонации» они по очереди «выращивают» законченную мелодическую фразу, стараясь при этом выдержать характер, заложенный в начальной интонации.

Дети очень любят придумывать, комбинировать, что-то создавать. Многие музыкальные произведения дают возможность проявить себя творчески в движениях, инсценировках песен. Примером является белорусская народная песня «Кацшася чорна галка». Младшие школьники делятся на две группы - мальчики-соколы и девочки-галки; исполняя, каждый поочередно импровизирует образные движения, подчеркивая характерные особенности своего персонажа.
Активизация творческой фантазии и творческой деятельности школьников в хоровом классе зависит от подготовленности к этой работе самого педагога. Поэтому импровизация не рассматривается как обязательная часть программы школьных занятий музыкой.
Одним из образов «проживания» образов, когда любой жест, движение становятся формой эмоционального выражения содержания, является «пластическое интонирование». Жест, движение, пластика обладает свойством обобщать эмоциональное состояние.
Пластическое интонирование - это любое движение человеческого тела, вызванное музыкой и выражающее её образ. Зная неразрывность музыкальной и пластической выразительности, я стараюсь побуждать ребят воспринимать музыку не только слухом, но и с помощью музыкально-ритмического движения.

Движения могут быть различными - от гибкого нисходящего движения руки до имитации игры на музыкальных инструментах в характере музыки («Веселый музыкант» А. Филиппенко); от покачивания корпусом (запев песни «С нами, друг» Г. Струве) до радостного танца (ее припева); от легкого шага до хоровода («Рыбка- окунёчек» р. н. п. в обр. А. Горчаковой). Ребята чаще ждут показа готового варианта пластического выражения, чем сами его придумывают. Поэтому лучше ограничиться намеками, способными им помочь. Важно - свобода творчества.
Человек многому учится через движение, соединенное с музыкой. Поэтому в нашей школе очень тесно взаимодействуют театральные занятия с вокально-хоровым исполнительством и ритмикой.
Для моделирования уроков мы используем такую форму, как беседы о музыке. Они способствуют развитию речи школьников, накоплению специальной терминологии, развитию творческого мышления, накоплению определенного музыкального и словарного запаса, эстетических впечатлений.

Беседы проводятся на основе детской энциклопедии «Я познаю мир» - «Музыка». Примечательно, что темы занимают небольшое по объему место, и не отнимают у ребят много времени на повторение дома. Учитывая материалы энциклопедии, школьникам предлагаются и творческие задания. Так, ребята с огромным удовольствием проводят дома эксперименты с «поющим» хрусталем, повторяют опыт Пифагора по звуковому делению струны и построению звукоряда и др.
Еще интересным моментом, связанным с беседами о музыке по энциклопедии «Я познаю мир» - «Музыка», было знакомство с темой, посвященной песне. Ребята узнали легенду о певце Августине, который победил чуму с помощью песни и тем самым прославился не только в сказке «Свинопас» Г.-Х. Андерсена (поющий горшочек), но и в песне-клипе Валерия Леонтьева «Ах, мой милый Августин».

С помощью предложенных форм и методов работы школьники узнают о том, как были изобретены ноты и способы их записи и о том, какими уникальными свойствами обладают человеческий слух и голос, знакомятся с музыкальными жанрами.
Творческая индивидуальность - это динамически развивающаяся структура личности, ее неповторимость в умении тонко соизмерять органическое единство личностных качеств, интеллекта, оригинальности, что отражается на реализации и саморазвитии. В итоге, чем больше в личности индивидуального, тем она современнее. В учебно-воспитательном процессе школы необходимо создавать новые возможности к развитию творческой индивидуальности, к раскрытию творческих способностей каждого школьника.

Литература

  1. Асафьев, Б. О хоровом искусстве Б. Асафьев. - Л.: Музыка, 1980.
  2. Вишнякова, Н. Ф. Развитие личности в процессе музыкального творчества Н. Ф. Вишнякова. - Минск,1992.
  3. Музычнае i тэатральнае мастацтва: праблемы выкладання. - Минск: «Адукацыя у выхаванне». - №№ 2 (8), 3(9), 4(10). - 2004.; №№ 1(11), 2(12). - 2005.; №2(4). - 2003.
 

Внимание!

Внимание! Все материалы, размещенные на сайте, выпущены в печатной форме и защищены законодательством об авторском праве Республики Беларусь. Полнотекстовое использование (перепечатка) материалов сайта допускается только с согласия издателя (ЧУП "Паркус плюс"), цитирование в научных целях допускается без согласия, но при обязательном указании автора статьи и источника цитирования.


Проверить аттестат

На правах рекламы